Вестерн о семейном счастье: стоит ли смотреть «Мертвые не причиняют боли»

. Второй режиссерский проект звезды «Властелина колец»

Вышел обзор фильма «Мертвые не причиняют боли» Вигго Мортенсена

Обновлено 30 мая 2024, 12:47
<p>Вигго Мортенсен в фильме &laquo;Мертвые не причиняют боли&raquo;</p>
Фото: Perceval Pictures

Вигго Мортенсен в фильме «Мертвые не причиняют боли»

Драма «Мертвые не причиняют боли» Вигго Мортенсена в прокате с 30 мая. Это оригинальный вестерн, второй сценарный и режиссерский проект американского актера («Властелин колец», «Зеленая книга»), представленный им в прошлом году на кинофестивале в Торонто.

Кинокритик и автор телеграм-канала Age of Cinema Елена Зархина считает, что Мортенсен снял фильм, который обманывает любые зрительские ожидания.

1860-е, американский Запад. В стране громыхает Гражданская война — Север и Юг решают, отменить ли рабство. В костре человеческих сражений полыхают общественные споры, свистят пули, умирают люди. Французская аристократка Вивьен (волшебная Вики Крипс) и датский эмигрант Хольгер (сам Вигго Мортенсен) волею судьбы оказываются вместе. Вивьен осточертел высший свет и бывший муж, Хольгер сумел слегка залатать дыру в сердце после смерти жены.

Их союз оказывается в эпицентре конфликта, хотя настоящая война вынесена за периферию кадра. Когда Хольгер отправляется на фронт, чтобы не словом, а делом отстоять идею отмены рабства, Вивьен остается в мирной жизни одна. И оказывается, что в ней так же небезопасно, как на поле боя.

Пережив долгую разлуку, герои встречаются снова. Их жизнь и они сами очень изменились, а их любовь, по библейским заветам, «все покрывает и никогда не перестает». Однако именно в тот момент, когда Вивьен и Хольгер вопреки всему снова оказываются в объятиях друг друга, судьба преподносит им самое страшное испытание.

«Мертвые не причиняют боли» — второй режиссерский и сценарный проект актера, сценариста, режиссера и композитора Вигго Мортенсена. В фильме звучит им же написанный оригинальный саундтрек. Налицо почти такое же самозабвенное личное вложение в проект, которое часто демонстрировал другой ценитель вестернов — Клинт Иствуд. Мировая премьера картины Мортенсена состоялась в сентябре прошлого года в Канаде, на кинофестивале в Торонто, где лента боролась за призы и благосклонность критиков в компании других режиссерских проектов известных артистов.

Например, вместе с Мортенсеном в звании режиссера свои картины представляли Кристин Скотт Томас («Северная звезда»), Майкл Китон («Хитмен. Последнее дело»), Крис Пайн («Чистильщик бассейнов») и даже звезда «Очень странных дел» Финн Вулфхард.

Каждый рассказывал тревожащую его историю, сюжеты помещая в современность. Мортенсен же решил из дня сегодняшнего сбежать в прошлое — дальше собственного режиссерского дебюта «Падение», вышедшего в 2020 году и отчасти посвященного его детству. Но даже временной разрыв между двумя картинами в 150 лет не скроет их очевидного сходства.


«Падение» рассказывало о пожилом фермере Уиллисе (Лэнс Хенриксен), который похоронил свою жену и продолжил перепахивать не только задний двор, но и память о прожитой жизни. Особенно после того, как ему диагностировали смертельное заболевание. Единственным небезразличным к нему человеком оставался сын Джон (Вигго Мортенсен), с которым у умирающего Уиллиса очень сложные отношения. Отец даже на пороге смерти не мог принять отпрыска, а герой Мортенсена разбирался с багажом травм собственной семьи. Актер признавался, что сценарий был вдохновлен его личным опытом, в котором было и непонимание родителей, и диагностированная у них деменция.

«Мертвые не причиняют боли» в совершенно иной форме (на экране вместо камерной драмы сдержанный и немногословный вестерн) тасует ровно те же карты. Здесь тоже находится место фермерству (покинувшая аристократический мир Вивьен не боится грубой работы и вспахивает, возможно, ту же землю, за которой через 100 лет будет ухаживать герой «Падения»); так же мирное течение жизни нарушает беспощадная болезнь. Вигго Мортенсен из сына превращается в чьего-то отца. И, возможно, эта «подмена» тоже помогает ему лучше понять собственных родителей. Тем более что в реальной жизни актер всегда очень нежно и с большой любовью отзывается о собственном сыне, Генри Мортенсене, который пошел по стопам отца, правда, стал режиссером документального кино.


Отсутствующая в кадре Гражданская война, о которой постоянно говорят герои, но которую не видит зритель, позволяет повседневности зазвучать в образовавшейся тишине. Массовым сражениям Мортенсен предпочитает ежедневную битву обычного человека за мирную жизнь — достаточно долгую, чтобы увидеть, как вырастет и окрепнет твой ребенок. Настолько, что никакие жизненные вихри, чужаки и злодеи не сумеют ему навредить.

Главная битва всегда происходит в сердце человека, декларирует картина «Мертвые не причиняют боли». В обманчивый вестерн, где почти нет перестрелок, суеты Дикого Запада и погонь на лошадях, Мортенсен вплетает притчу о том, что примиряет людей — друг с другом, с миром и с самими собой. Честный и справедливый Хольгер отправляется на фронт за идеей, но настоящий смысл жизни находит вдали от сражений — в глазах ребенка, который нежно прижимается к нему на закате, любуясь бескрайним морем. «Мы на краю земли?» — спросит его малыш. «Этой земли — да», — ответит Хольгер, и в его глазах засияют слезы.

Спокойный и немногословный в обычной жизни Мортенсен и на экране избегает любых художественных или словесных излишеств. Ему нравится следить за спокойным течением жизни, не бросаясь в водоворот. «Мертвые не причиняют боли» — зрелое высказывание человека и кинематографиста, лишь прикидывающееся приключенческим романом. Это история-миф о герое, который слышит далекий зов и впервые в жизни осознает, что важнее любых сверхидей человек, которым ты являешься и за которого несешь ответственность.

Войны стихают, а любимые остаются в сердце навсегда. И что это, как не триумф жизни.

Поделиться
Авторы
Теги