«Прошлые жизни»: обзор тонкой драмы Селин Сон, номинированной на «Оскар»
. Фильм вышел в российский прокат 29 февраляВышла рецензия к фильму «Прошлые жизни», который номинирован на «Оскар»
С 29 февраля в российских кинотеатрах показывают «Прошлые жизни» — мелодраму Селин Сон о неслучившейся любви. Трогательное кино, в котором друзья детства пытаются понять, какие чувства их связывают, номинировали на «Оскар» в двух категориях — «Лучший фильм» и «Лучший оригинальный сценарий».
Кинокритик Мария Ракитина считает, что фестивальный хит студии А24 способен растопить сердца.
Нора еще в детстве влюбилась в своего друга Хэ Сона. Родители даже устроили им свидание в парке скульптур. Но связь была утрачена, когда семья Норы эмигрировала из родного Сеула в Торонто. Чтобы стать писательницей, повзрослевшая Нора (Грета Ли) перебралась в Нью-Йорк. Однажды она свяжется в соцсети с Хэ Соном (Тео Ю), который искал ее 12 лет. Герои будут переписываться и созваниваться, но отношения не сложатся. А спустя еще 12 лет замужняя Нора и свободный Хэ Сон встретятся в Нью-Йорке, чтобы разобраться в чувствах.
Мелодрама «Прошлые жизни» — режиссерский дебют Селин Сон от инди-студии А24. Картина успела стать фестивальным хитом, взяла Гран-при на премии «Независимый дух» («Лучший фильм» 2023 года), получила пять номинаций на «Золотой глобус» и две — на премию «Оскар». Признание среди критиков и зрителей кино заслужило по одной простой причине: оно предельно честное.
На ламповые «Прошлые жизни» постановщицу вдохновила ее собственная судьба. Подобно главной героине, сменившей имя с Ён На на Нору, Селин Сон родилась в Южной Корее, в школьные годы переехала с семьей в Канаду, а в Нью-Йорке построила карьеру театрального драматурга. Ее первая любовь тоже осталась в Сеуле. Лишь много лет спустя Сон встретилась с другом детства в одном из нью-йоркских баров и познакомила того со своим мужем — писателем-американцем.
Открывающая сцена, задающая тон всему фильму, воспроизводит это воспоминание Селин. На Нору, ее супруга и давнего приятеля, сидящих за барной стойкой, зритель смотрит глазами посетителей. Закадровые голоса гадают, кем же двое мужчин и женщина приходятся друг другу. Что связывает азиата и азиатку — они супруги или брат с сестрой? А может, туристы? Получается, белый американец — их гид или все-таки муж азиатки? В отличие от озадаченных людей в баре зритель узнает историю этой загадочной троицы. Селин Сон рассказывает о жизнях Норы и Хэ Сона в хронологическом порядке, но больше увлекается опытом героини, ведь она проходит путь самой постановщицы.
Опыт эмиграции — одна из главных тенденций авторского кино и сериалов последних пяти лет. В «Прощании» Лулу Ван начинающая писательница китайского происхождения осваивалась в Бруклине, но безумно тосковала по семье, оставшейся на родине. В оскароносном «Минари» Ли Айзека Чуна семья корейских иммигрантов адаптировалась к деревенской жизни в США 1980-х. В «Возвращении в Сеул» этническая кореянка Фредди, воспитанная приемной семьей во Франции, вернулась на родину, чтобы быть ближе к корням. В сериале «Черный торт» Кови бежала с Ямайки в Великобританию, а затем перебралась в США. По структуре и смыслу этот проект совпадает с «Прошлыми жизнями». Героиня «Черного торта» тоже сменила имя и всю жизнь подсознательно скучала по родным краям, а в основу сериала легла авторская рефлексия об эмиграции.
В «Прошлых жизнях» ментальная привязанность Селин Сон к Сеулу выражается в теплых отношениях Норы и Хэ Сона. Для девушки давний знакомый, с которым она возобновляет общение спустя 12 лет, олицетворяет первые чувства и утраченный дом. Зафрендившись в соцсети, Нора и Хэ Сон ежедневно созваниваются по «Скайпу», делятся сокровенным и фактически впускают друг друга в свои миры.
Писательница посвящает парня из прошлого, который вернулся из армии и учится на инженера, в богемную жизнь Нью-Йорка. Добродушный Хэ Сон же невольно вызывает у Норы ностальгию по Сеулу. Общение с другом детства возвращает героиню в те дни, когда ее еще звали Ён На. Через экран ноутбука Нора всматривается в очертания родного города и сталкивается с забытым ощущением утраты, свойственным иммигрантам.
Разговаривая на корейском, она восстанавливает связь с утраченной культурой. Постепенно Нора и Хэ Сон все больше сближаются, а их возобновленная дружба рискует перерасти в виртуальный роман. Вот только их встреча вряд ли состоится в обозримом будущем.
Неопределенные отношения героев на расстоянии как будто вышли из аниме Макото Синкая. В «Голосе далекой звезды» и «5 сантиметрах в секунду» японский режиссер пытался понять, возможно ли пронести близость сквозь пространство и время.
Тем же занимается Селин Сон. Нора и Хэ Сон, чье взаимодействие онлайн быстро превращается в рутину, «расходятся» еще на 12 лет, не закрыв гештальт. Инициатор продолжительной паузы в общении — девушка. Нору беспокоит, что вместо реализации писательских амбиций она задумывается о поездке в Сеул.
Героиня боится возвращаться на родину — вдруг желание остаться перевесит ее профессиональные устремления? На протяжении фильма Нора размышляет, как бы сложилась ее жизнь, если бы она не покинула Корею в детстве. Вспоминает, что после переезда в Канаду много плакала. Принятие новой идентичности и переход с корейского на английский оказались для Ён На травмирующими. Встреча с Хэ Соном в онлайне напомнила, что отделение от своих корней — крайне болезненный процесс.
Селин Сон не прельщают романтические штампы. «Прошлые жизни» лишены накала страстей и бури эмоций. Герои никогда не ссорятся и не выясняют отношения, а химию между ними подтверждают неловкие паузы в разговорах и робкие объятия.
Во взаимосвязь Норы и Хэ Сона постановщица закладывает философский смысл и описывает ее корейским словом inyeon («Инь-Ён»), которое означает «провидение» или «судьбу». «Так говорят про отношения между людьми. Думаю, это что-то из буддизма и реинкарнации. Если двое незнакомцев проходят мимо друг друга на улице и их одежда соприкасается, значит, что-то их связывало в прошлой жизни. Если двое женятся, то говорят, что между ними существует 8000 слоев «Инь-Ён», — рассказывает Нора будущему супругу-писателю Артуру (Джон Магаро).
Позже выяснится, что за inyeon героиня принимала платонический роман с Хэ Соном, а с американцем сошлась ради своего же блага. Стремление получить грин-карту, а вовсе не великая любовь, привело Нору к браку с Артуром.
Тем самым Селин Сон разрушает распространенный в мелодрамах миф о жертвенности ради сильных чувств. В «Дневнике памяти» Элли разорвала помолвку с богатым и влиятельным мужчиной, чтобы вернуться к бесперспективному, но любимому Ною. В «Прошлых жизнях» благоразумная Нора превыше всего ставит собственный комфорт. Героиня сохраняет голову холодной в сложных ситуациях, не строит иллюзий и заведомо обреченному роману предпочитает надежный брак.
Она, конечно, предается ностальгии по беззаботному прошлому, но счастье находит в семейной стабильности. Мужа Норы, Артура, режиссер изобразила не стереотипным ревнивцем, а понимающим и поддерживающим партнером. О таком можно только мечтать.
Хэ Сон же — полная противоположность писателя-американца. «Корейский кореец», как его называет Нора, проносит детскую влюбленность через всю жизнь и утопает в тоске по неслучившемуся.
«Прошлые жизни» развиваются медлительно и порой походят на сон. Виной тому — пленочная магия (фильм снят на 35-миллиметровую пленку). Неспешное путешествие Норы и Хэ Сона по невероятно уютному и теплому Нью-Йорку — лучшее, что происходит в фильме. Нежность и светлая меланхолия льются через край, когда герои стоят рядышком в метро, на пароме пересекают Ист-Ривер, фотографируются на фоне статуи Свободы и Бруклинского моста.
Смущенные улыбки и случайные прикосновения куда выразительнее высокопарных речей о влечении друг к другу. Грета Ли и Тео Ю, которые не виделись до первой совместной сцены, полностью растворяются в персонажах, а их эмоциональная связь неоспорима. Постановщица рассказывает личную историю несбывшейся любви, которая будет понятна и близка абсолютно всем. Достаточно довериться чуткой режиссуре Селин Сон.