Что такое арт-терапия и как она работает
. Эффективные упражнения от психологовО целебной силе искусства известно давно, с помощью творчества человек может прожить сложные чувства, чтобы в итоге освободиться от их влияния на свою жизнь. Но насколько это научно-доказанный метод, всем ли он подходит и в чем его суть? Разбираемся вместе с экспертами.
Содержание
Что такое арт-терапия
Арт-терапия — это форма психотерапии, в которой использование художественных материалов и творческого процесса помогает людям выражать свои эмоции, решать психологические и эмоциональные проблемы. Эта методика включает в себя различные виды искусства, такие как рисование, лепка, музыка, танец, театр и другие.
«Арт-терапия представляет собой синтез психологии и искусства, ее целью является помощь людям в выражении своих эмоций, мыслей и переживаний через художественный процесс, а также в осознании и исследовании своих внутренних миров».
Изобретение термина «арт-терапия» принадлежит английскому художнику Адриану Хиллу, который и считается основоположником метода и своим первым пациентом. В 1938 году, находясь на лечении в туберкулезном санатории, Хилл увлекся живописью и заметил, что от рисования ему становится лучше. Врачи тоже обратили на это внимание и предложили Хиллу проводить занятия живописью для других пациентов. Уже через год терапия творчеством официально вошла в лечебную программу санатория. Врачи обратили внимание, что рисование помогает снизить уровень тревоги у пациентов и позволяет им отвлечься от переживаний.
«Сам метод арт-терапии существует гораздо дольше. Творчество сопровождает человечество на протяжении всей истории и становится опорой в самых сложных ситуациях. Яркий тому пример — Фрида Кало. В юности она попала в судьбоносную аварию, после которой ей потребовалось очень много времени и сил на восстановление. Находясь на больничной койке, она была в ужасном эмоциональном состоянии, и тогда отец принес ей принадлежности для рисования. Живопись придала ей сил бороться, и на протяжении всей следующей жизни она демонстрировала свои сложные чувства и переживания на холсте. На ее картинах мы видим не только боль, но и стойкость духа, борьбу за жизнь и выздоровление».
Как работает арт-терапия
Принцип работы арт-терапии основан на том, что художественные образы способны помочь человеку понять самого себя и за счет творческого самовыражения сделать его жизнь более счастливой. «С помощью этой практики можно работать с любым запросом, обозначить свою проблему, психическое состояние, события своей жизни. Выявить глубинные потребности, определить способы получения или активизации внутренних ресурсов. Травма, тревожные состояния, депрессия, кризисы, психосоматика», — отмечает психологЛилия Мишина.
Арт-терапия имеет клиническую эффективность, подтвержденную исследованиями. Журнал The Arts in Psychotherapy, основанный в 1980 году, регулярно публикует данные метаанализов и исследований, которые показывают результаты в решении различных психоэмоциональных и даже психосоматических проблем при помощи арт-терапии [1], [2], [3], [4], [5].
Екатерина Тур:
«Научное понимание арт-терапии основывается на исследованиях, которые демонстрируют ее положительное воздействие на различные аспекты здоровья человека. Например, они показали, что арт-терапия может снизить уровень стресса и тревоги, улучшить настроение и самооценку, а также помочь в решении эмоциональных проблем, таких как депрессия и травмы [6], [7], [8]. Также арт-терапия может улучшить когнитивные функции, такие как память и концентрация, развить творческое мышление и самовыражение.
Механизмы, лежащие в основе эффективности арт-терапии, до сих пор являются предметом исследований. Существует несколько теорий, объясняющих ее действие. Одна из них — теория сублимации, которая говорит о том, что через процесс творчества человек может трансформировать свои негативные эмоции и переживания в более конструктивную форму, что помогает ему лучше справляться с проблемами и строить позитивные отношения с окружающими.
Другая теория — теория символизации, которая утверждает, что через символическое выражение своих мыслей и чувств человек может осознать и проанализировать свои внутренние конфликты и проблемы.
Однако, несмотря на все положительные аспекты арт-терапии, она не является универсальным средством и не может заменить традиционные методы психотерапии.
Арт-терапия должна проходить под руководством квалифицированного специалиста, который будет вести процесс и анализировать художественное творчество пациента».
Показания для применения арт-терапии:
- тревожность;
- страхи;
- фобии;
- депрессивные состояния;
- эмоциональное выгорание;
- стресс;
- сложности с выражением эмоций;
- чувство одиночества;
- низкая самооценка;
- сложности во взаимоотношениях с близкими.
Татьяна Солодуха:
«Арт-терапия заслужила доверие психологов как в работе со взрослыми, так и в работе с детьми. Причем в работе с детьми до подросткового возраста этот метод можно считать основным, так как детям сложно вербализировать свои чувства, и многие сценарии с ними можно реализовать через игру.
Взрослые выбирают этот метод чаще всего, когда хотят проявить свои творческие способности через этот инструмент. Самый главный плюс арт-терапии в том, что никто не оценивает продукт вашего творчества. От вас не требуется наличие художественного образования, умение профессионально петь или танцевать. Более того, отсутствие этих навыков может быть вашим преимуществом, так как в этом случае нет правил в голове, что как нужно делать, и можно позволить себе проявить свободу самовыражения.
Метод арт-терапии по умолчанию развивает внутреннюю свободу и повышает жизненный тонус. Это то, что можно использовать ежедневно для улучшения настроения и профилактики хандры. Если вы на протяжении двух и более недель замечаете за собой вялое состояние, чувство, что ничего не хочется, или тревогу, это повод обратиться к специалисту и уже целенаправленно работать со своим запросом, а арт-терапия — отличный метод, через который можно комфортно зайти в терапию, если вы никогда не обращались к психологу и испытываете дискомфорт по этому поводу.
Важно понимать, что арт-терапия — это не просто «рисовашки» или «танцульки», это отдельное терапевтическое направление в психологии, которое носит глобальный характер. Во многих странах существует профессиональное сообщество арт-терапевтов, в России оно появилось в 1997 году. Этот метод используют в клинической психологии в медицинских учреждениях, что говорит о наличии методологической базы и высокой эффективности».
Виды арт-терапии
Метод арт-терапии включает в себя много направлений. Вот самые популярные.
-
Изотерапия: нейрографика, цветотерапия, свободное рисование — выражение своих чувств через рисунок с дальнейшим анализом ассоциаций к нему и работой в рамках техники.
-
Библиотерапия — одна из форм лечения словом с помощью специально подобранной литературы.
-
Кинотерапия — терапия с помощью кино. Помогает через видеоряд посмотреть со стороны на похожие жизненные ситуации, проанализировать и поразмыслить о новых способах поведения.
-
Фототерапия — исследование себя через объектив камеры. Считается, что важно не то, что вы сфотографировали, а что подвигло вас сфотографировать именно это.
-
Метафорические ассоциативные карты (МАК) — работа через ассоциации на выбранную карту.
-
Глинотерапия — работа с состоянием через лепку из глины.
-
Куклотерапия — разыгрывание сценок по выбранному сценарию.
-
Сказкотерапия — работа с помощью известных сказок, анализ их влияния на бессознательно выбранный жизненный сценарий и написание собственной сказки.
-
Музыкальная терапия — исцеление с помощью музыки. Бывает пассивная (прослушивание определенных произведений) и активная (участие в создании музыки, пение или игра на инструментах).
-
Танцевальная терапия — работа со свободой движений тела. То же используется в телесно ориентированной терапии.
Татьяна Солодуха:
«Как видно по этому перечню, арт-терапия — это все, чем все мы занимались до того, как это стало мейнстримом. И самые первые арт-терапевты в жизни ребенка — те, кто рассказывает ему сказки и поет песни: бабушки, дедушки, мамы и папы. Недаром многие народные произведения переходят из уст в уста многие столетия. В них собрана определенная житейская мудрость, и через метафору дети проживают свои чувства, идентифицируя себя с персонажами.
А замечали ли вы, что при прослушивании некоторых песен ваше эмоциональное состояние меняется и словно появляются силы жить? Или что просмотр фильмов дает надежду, что вы тоже справитесь со сложностями? В обыденной жизни все мы немного арт-терапевты. Но, конечно, профессиональных специалистов в этой области отличает от обычных людей наличие специальных знаний и большого опыта. Они действуют не интуитивно, как обычные люди в самотерапии, а с пониманием целей и процессов, которые происходят в терапии».
Упражнения арт-терапии
1. Рисование эмоций
Возьмите лист бумаги и карандаш. Закройте глаза и представьте себе, что переживаете определенное чувство или эмоцию. «Начните рисовать, не задумываясь, что именно получается, просто выразите свое чувство через движения руки и цвета», — советуетЕкатерина Тур. После того как закончите, посмотрите на свой рисунок и задайте себе вопросы: «Что я вижу на этом рисунке? Какие чувства и эмоции он вызывает у меня?»
2. Музыкальный коллаж
Выберите несколько песен, которые вызывают у вас определенные эмоции или воспоминания. Создайте плейлист и послушайте их. После каждой песни возьмите лист бумаги и карандаш и нарисуйте то, что приходит вам на ум. Не бойтесь выразить свои чувства и мысли на бумаге, успокаиваетЕкатерина Тур. После завершения каждого рисунка задайте себе вопросы: «Что я видел на этом рисунке? Какие эмоции и воспоминания это вызывает у меня?»
3. Рисуем монстров
Этот метод хорошо подходит для прорабатывания страхов с детьми, отмечаетТатьяна Солодуха. Возьмите листы бумаги для себя и для ребенка, общайтесь и в процессе обсуждения вопросов рисуйте.
1-й этап — обозначение страха.
Задайте ребенку вопросы:
-
«На что или на кого похож твой страх? Какого он цвета? Размера?»
-
«Когда он пришел?»
-
«Чтобы он тебе хотел сказать?»
-
«А чтобы ты ему ответил?»
Параллельно зарисовывайте все ответы: вы — на своем листе, ребенок — на своем. Визуализируйте «монстра».
2-й этап — терапевтическая работа.
- «Как ты думаешь, что ему хочется?»
Если ребенку не приходят идеи на этот счет, можно предложить: «Может, ему хочется, чтобы вышло солнышко?», «Может, он голодный и его можно чем-то покормить?», «А может, ему грустно без друзей?»… Чем младше ребенок, тем больше возможных вариантов проговаривает взрослый. На основе ответов трансформируйте рисунок, добавляя новые элементы и делая монстра не таким уж и страшным. По ходу практики вы заметите, как меняется состояние ребенка и страх отступает.
4. Рисуем сказку
В этом упражнении мы воспользуемся методом сказкотерапии. Для этого подумайте о проблеме, которая вас сейчас беспокоит, и напишите сказку, в которой герой решает ее, рекомендуетТатьяна Солодуха. За основу можно взять любимую сказку и оттолкнуться от ее сюжета. Важно уделить внимание деталям и прописать все максимально подробно.
-
Опишите сильные и слабые стороны героя. Какой он в начале пути?
-
Где начинается его путешествие?
-
Какие сложности ему встречаются?
-
Какие помощники или волшебные предметы ему помогают?
-
Как он приходит к своей цели?
-
В конце сказки герой возвращается в то место, откуда началась история, но совершенный им путь его меняет. Каким он становится?
После создания произведения обязательно нужно его проанализировать. Герой, скорее всего, будет похож на вас, и это возможность посмотреть со стороны на свои привычные действия и реакции.
-
Как герой справляется с трудностями? Как это соотносится с вашей стратегией в жизни?
-
Какие помощники были у героя? Как у вас обстоит дело с ними в реалльности?
-
Как себя чувствовал герой, когда вернулся? Что будет с вами и вашим состоянием, когда вы достигните своего результата?
-
Что вы чувствовали, когда писали сказку?
-
Как сейчас себя чувствуете?
Переходя от анализа к действиям, пропишите этапы, которые могли бы стать первыми в достижении цели и решении проблемы. Так она уже не будет казаться большой и страшной, и ваше эмоциональное состояние улучшится.
5. Арт-техника «Дружба»
Достаньте свои фотографии (телефон, диск, фотоальбомы) и выберите снимки с друзьями, желательно разных лет. Например: ваша дружба в пять лет, в школе, в институте и т.д. Если есть возможность, оформите фотографии в презентацию, или распечатайте их, или соберите коллаж, рекомендуетЛилия Мишина.
Главная идея — собрать эти моменты воедино и выделить свою доминанту дружбы. Опишите, что вы чувствовали, когда делали такой шорт-лист дружбы. Глядя на фото, запишите ответы на вопросы:
-
«Что для меня дружба?»
-
«Какой мой друг?»
-
«Какой я друг?»
-
«Насколько сейчас я удовлетворен (а) своим состоянием дружбы?»
Обязательно проанализируйте свои ответы.
«Арт-терапия может быть использована в разных форматах, как в индивидуальной, так и в групповой форме под руководством арт-терапевта. Это дает более глубокий эффект. Выполнение домашних заданий, ведение арт-бука или дневника при условии записи ответов на вопросы могут давать отличный эффект в проработке различных тем и эмоций».