Третий Рим и торжество алгоритмов. Рецензия на новый роман Пелевина
. Каким будет «Путешествие в Элевсин»Вышла рецензия на роман Виктора Пелевина «Путешествие в Элевсин»
29 сентября в 20:23 выйдет двадцатый роман Виктора Пелевина — «Путешествие в Элевсин». Книга будет доступна на портале «ЛитРес» в электронном и аудиоформате в озвучке Максима Суханова, Алены Долецкой и Дмитрия Чеботарева. Это завершающая часть «трилогии бессмертия», начавшейся с «TRANSHUMANISM INC.» и продолжившейся романом «KGBT+».
По просьбе РБК Life шеф-редактор группы компаний «ЛитРес» Екатерина Писарева рассказывает, чего ждать от новой книги «единственного и неповторимого».
Если долго-долго, на протяжении 30 лет, повторять одну и ту же мысль, все свыкнутся с тем, что она истинна. Виктор Пелевин знает это как никто другой. Долгие годы он уверял читателей, что жизнь есть сон и симуляция, — мы поверили. И пока писатель явно не торопится нас разубеждать.
Как и в двух предыдущих романах, действие «Путешествия в Элевсин» происходит в той же вымышленной вселенной, где царит корпорация TRANSHUMANISM INC. и Прекрасный Гольденштерн. На месте России — Доброе государство, и в нем правят сердобол-большевики, за стенами Курган-Сарая раскинулась великая азиатская империя Да Фа Го, а в Европе процветает демократический ислам.
Богатые люди смогли обрести бессмертие, законсервировав свои мозги в банках, хранящихся в специальных цереброконтейнерах. Благодаря технологиям бессмертные получили возможность участвовать в симуляциях, «подключаться» к людям и с помощью них переживать весь спектр эмоций. Оставшиеся на земле смертные, или гомики (от homo sapiens), нужны, чтобы обслуживать баночных жителей. Для этого у каждого смертного есть кукуха-ошейник, через который баночники их контролируют.
Но жить как обычным людям лучшим мира сего скучно, поэтому бессмертные постоянно находятся в поисках новых ощущений. На помощь приходят различные симуляции, и самой популярной становится симуляция Древнего Рима — ROMA-3. Принцип, по которому Пелевин восстанавливает античную атмосферу, он прекрасно описывает сам: «Нейросеть в своем репертуаре: берет фрагменты древних фресок и собирает из них новую. Вполне убедительно, но не слишком исторично». Так что восстанавливать римскую историю по пелевинской симуляции точно не стоит.
Рим фигурировал в текстах Пелевина неоднократно. Последний его «римский» роман «Непобедимое солнце» тоже предлагал читателю погружение в античный сеттинг. Были там даже похожие фрагменты. «Великому императору пристала великая жертва. Я слышал, император Адриан принес в жертву Антиноя, чтобы продлить свои дни», — писал Виктор Олегович в «Непобедимом солнце». Всплыли жертвенные Антинои и в «Путешествии в Элевсин», так же как и таинственные мистерии, ритуальные убийства и волшебные снадобья. Но Пелевин не повторяется, он занимается самоцитированием — этим же приемом порой грешил и Набоков, которого автор неспроста вспоминает в своем романе.
Вообще литературоцентричность Пелевина прослеживается во всех его книгах, недаром он упоминает нарративы русского классического канона и постоянно черпает вдохновение у предшественников. Отдельного упоминания заслуживает сцена с баночной рыбой-литературоведкой (привет Рыбе Лоцману и Галине Юзефович), которая выступает в роли волшебного помощника и объясняет герою, как же выйти из сложившейся ситуации. Впервые за долгие 30 лет писатель не швырнул в лицо критиков мокрое полотенце, а опустился к ним на дно, чтобы попросить совета.
А ситуация действительно непростая. Главный герой — Маркус Зоргенфрей, корпоративный следователь службы безопасности TRANSHUMANISM INC. Его начальник, адмирал-епископ Ломас, предполагает, что в симуляции ROMA-3 готовится заговор нейросетей, которые хотят уничтожить мир. Зачинщиком становится наш давний знакомец — тот самый полицейско-литературный алгоритм Порфирий из прекрасного пелевинского романа «iPhuck 10». Сейчас он играет роль кровавого и порочного римского императора, и Маркусу надо во что бы то ни стало его остановить. На помощь приходят симуляции, смекалка и великая литература.
Базовая философия Пелевина остается неизменна. Первое, на что обращаешь внимание, это название романа — «Путешествие в Элевсин». Сложно не заметить прямую отсылку к Карлосу Кастанеде — любимому философу и писателю, с которым Пелевин не прекращает диалог вот уже 30 лет. Еще в «Жизни насекомых», написанной в 1993 году, были интертекстуальные отсылки к «Путешествию в Икстлан» (1972). Прошло столько лет, а Кастанеда все еще теплится в сердце писателя. И если у Кастанеды смерть может преодолеть тот, кто вступит на путь воина, то неудивительно, что главный герой Пелевина становится гладиатором.
В целом Пелевин всегда сам дает ключ от всех дверей — книжные списки и подсказки. Так что сразу понятно, что все будет по классике: если ружье висит, оно должно выстрелить. Если возникнет топор, найдется и старуха. «История не повторяется, она рифмуется», — писал как-то Марк Твен. Так вот Пелевин рифмует, как самый отважный крэпер, правда, не замечает, когда его устают слушать.
И напоследок.
Впервые в своей литературной практике Пелевин обратился к трилогии — как Ларс фон Триер в лучшие годы. И если у фон Триера это была «трилогия депрессии», то у Пелевина получилась немного депрессивная «трилогия бессмертия». Чувствуется, что писатель устал, но продолжает инерционно выпускать по книге в год.
Наверное, поэтому новый роман кажется таким беззлобным и даже чуточку архаичным. Не стоит ждать от него ни убойных шуток, ни завуалированных высказываний, ни мизогинного стеба — Пелевин будто почувствовал, что в нынешних реалиях это все неуместно, и решил сбежать в свой Элевсин, в полную поэзии и кровавой нежности симуляцию прошлого.
В финале, конечно, он все же не отказывает себе в удовольствии провернуть сюжетный твист и выйти из мертвой петли ловкачом и умельцем, той самой неопалимой купиной, «отраженной самой в себе бесконечное число раз». Но никакого внятного предсказания или урока, которыми всегда славился, в этот раз автор не дает. Даже его наказ Let it be из «KGBT+» был утешительным и своевременным. А вот «Скоро поедем в рай… у нас впереди крайне интересный опыт» — звучит так себе.
«Как жаль, что мало кто способен понять остроумную соль моих слов», — пишет в самом начале романа, в «Предисловии Императора», Пелевин. Что ж, к счастью, в этот раз не пересолил.