«Пелевин». Что нового рассказывает фильм о самом загадочном писателе
. Его снял Родион Чепель, автор документалок о Дурове и ЛистьевеВ онлайн-кинотеатре KION выходит «Пелевин» — документальный фильм, премьера которого приурочена к 60-летию писателя 22 ноября. Его создатели — режиссер Родион Чепель («Дуров», «Листьев. Новый взгляд») и студия «Амурские волны», которая специализируется на документальных расследованиях.
Критик Катя Загвоздкина посмотрела фильм и рассказывает, что нового из него можно узнать про самого загадочного и самого популярного российского писателя нашего времени.
Сенсации не случилось: Виктор Пелевин в документальном фильме «Пелевин» не появляется. В последний раз писателя видели на публике в начале нулевых. И в посвященной ему картине, как и все последние 20 лет, дискуссия о нем идет без его участия. О Пелевине рассказывают те, кто был знаком с ним в разные годы, а также литературный критик Галина Юзефович. Чаще прочих в кадре появляется Родион Чепель — он не только режиссер и сценарист «Пелевина», но и рассказчик. В скобках заметим, что он уже не первый раз снимает документальные фильмы без участия тех, кому они посвящены. Так было и в его проектах «Дуров» и «Листьев. Новый взгляд».
Из фильма «Пелевин» (документалисты второй раз пробуют рассказать об авторе — десять лет назад вышел «Писатель П. Попытка идентификации») его преданные поклонники вряд ли узнают что-то принципиально новое. Ранее неизвестных кадров с Пелевиным в нем почти нет — исключение составляют несколько снимков, сделанных в нулевых в Азии. Не предлагают авторы фильма и нового взгляда на то, кто такой Пелевин: он предстает мистификатором, затворником, популярным писателем, поклонником Кастанеды и восточных практик — в общем-то, стандартный набор характеристик.
Но для тех, кто прежде не интересовался биографией писателя, «Пелевин» — отличная возможность узнать о нем больше. События его жизни изложены в строгой хронологической последовательности: детство, учеба в Московском энергетическом институте, затем — Литинститут, первые публикации в конце 1980-х, увлечение мистикой и Востоком, слава в конце 1990-х, исчезновение из публичного поля в 2000-х.
По части канвы тоже ничего неожиданного, но в фильме встречаются интересные подробности и наблюдения. Один из московских друзей главного героя вспоминает, что в 1980-х начинающий писатель зарабатывал на производстве поддельных нэцке из эпоксидной смолы, другой — об увлечении Пелевина карате. Третий описывает случай, как писатель отказался пить настойку на мухоморах.
Тем временем литературный редактор Пелевина решительно опровергает, что он заложник кабального контракта с издательством, из-за которого вынужден выпускать по роману в год. А критик Галина Юзефович рассуждает, что Пелевин за годы отшельничества оказался оторван от жизни, и приводит пример из его недавнего романа.
За невозможностью поговорить с самим Пелевиным авторы фильма берут интервью у тех, кто взял интервью у него. Алена Долецкая рассказывает, как в 1999 году беседовала с писателем по заданию журнала Vogue. Вспоминает, что они встретились в дорогом японском ресторане и Пелевин с огромной скоростью поглощал саке. А также подтверждает, что это она стала прототипом главной героини «Священной книги оборотня» — лисы А Хули.
Создатели фильма «Пелевин» придумали интересный способ, как рассказать о герое, которого нет в кадре, — можно его нарисовать. Пелевин появляется в анимационных вставках, но ничего не говорит, а только смотрит на зрителя через непроницаемые черные очки. Другое воплощение писателя в фильме — режиссер Чепель, который читает отрывки из интервью и работ автора, а иногда и оказывается внутри его романов — например, в Битцевском лесу или на поляне среди мухоморов. Чепеля, пожалуй, в кадре многовато, но решение интересное: «Пелевин» благодаря этому — не очередной скучный док с говорящими головами, а немного игра, немного мистификация и смотрится в целом очень бодро.
Не избегают авторы фильма и главного вопроса про писателя — существует ли он в принципе. И даже проводят небольшое филологическое расследование, в результате которого приходят к выводу: книги, выпущенные под именем Пелевина, написал один человек. А значит, он не умер в нулевых и это не псевдоним группы авторов, как любят писать анонимные критики в Сети.
Впрочем, как признают в конце фильма его создатели, какая, в общем-то, разница, есть Пелевин или нет. Во-первых, он уже давно превратился в популярный бренд, а во-вторых, гораздо больше о писателе можно узнать не из его интервью, слухов и конспирологических теорий в интернете, а из книг.
Фильм «Пелевин» выходит в онлайн-кинотеатре KION 22 ноября.