Необычное хобби Чарльза Диккенса. Такого о писателе вы точно не знали
. Он написал «Рождественскую песню в прозе» и «Приключения Оливера Твиста»Раскрыто связанное с мистикой необычное хобби Чарльза Диккенса
Автор «Рождественской песни в прозе» и «Оливера Твиста» Чарльз Диккенс интересовался потусторонним. Любовь к историям о приведениях у него с подросткового возраста — его няня Мерси рассказывала сказки про призраков, зачитывался он и еженедельным журналом ужасов The Terrific Register. И это не единственное необычное увлечение знаменитого писателя.
«Я бы не сказала, что он верил в существование призраков. Ему нравилась сама идея, что людей пугают истории о привидениях», — говорила Эмили Данбар, куратор выставки To Be Read At Dusk: Dickens, Ghosts and the Supernatural («Читать в сумерках: Диккенс, призраки и сверхъестественное») в Доме-музее Чарльза Диккенса.
В его библиографии около 20 книг и рассказов, в которых появляются привидения. Диккенсу нравились публичные чтения его произведений. В одном из писем супруге Кэтрин он сообщил: слушатель «рыдал, когда я читал».
По мнению Эмили Данбар, писатель прекрасно понимал, чего хотят читатели. «Он был бизнесменом. И знал, что делает», — считает Данбар.
Другое увлечение Диккенса — месмеризм. Это гипотеза живого магнетизма, которая была популярна во Франции в XVIII веке. Ее выдвинул Франц Антон Месмер. Он предположил, что внешние впечатления сказываются на жидкостях, протекающих по телу. Месмер верил, что способен также повлиять на человека за счет внушения и передачи энергии своего тела. Его методы лечения были и остаются противоречивыми и не признаются научным сообществом.
Диккенс убедил себя в том, что может исцелять других людей, вводя их в гипнотический транс.
В 1830-х месмеризм пережил «викторианское» возрождение. Сооснователь больницы Университетского колледжа в Лондоне доктор Джон Эллиотсон начал применять методы месмеризма. Он был знаменитым врачом и первым в Британии стал использовать в медицинских целях стетоскоп.
Впервые Эллиотсон применил месмеризм в стенах больницы в 1837 году, в 1838 году он уже выступал перед публикой и демонстрировал свои «способности». Именно благодаря ему Диккенс и познакомился с месмеризмом.
Свои силы Эллиотсон демонстрировал на примере сестер Джейн и Элизабет Оки. На публичных демонстрациях медик пытался показать «физические законы» в основе месмеризма, а сестры — неуважение к авторитетам и ясновидческие способности.
Против Эллиотсона выступил английский хирург и редактор журнала The Lancet Томас Уэйкли. Он разоблачил обман сестер Оки. Эллиотсон был вынужден уйти со своего поста в больнице Университетского колледжа и оказался аутсайдером в научном сообществе. Но Диккенс остался его другом и единомышленником.
Именно у Эллиотсона писатель обучился техникам месмеризма. В 1842 году он применил свои знания на практике. Первой подопытной стала его супруга Кэтрин, через год он уже практиковался на других родственниках и друзьях. А в 1844 году решил выйти на новый уровень — «лечил» жену швейцарского банкира Эмиля де ла Рю, Августу.
Кэтрин Диккенс иногда выступала против увлечения своего супруга месмеризмом. День за днем он смотрел в глаза красивых женщин, которые утверждали, что страдают от бессонницы и тревожности.
Есть связь между интересом Диккенса к вере в привидения и месмеризмом. Писатель отрицал спиритуализм. Гипнотическая практика, возможно, была одним из способов понять, как проходят спиритические сеансы. Вот только Диккенс вряд ли хотел заглянуть «по ту сторону». Скорее всего, он хотел понять «возможности» человека. Призраки в таком случае могли рассматриваться как переживания разума.