Про суд Деппа и Хёрд сняли сериал. Мы посмотрели и делимся впечатлениями
. Зачем нужно снова вспоминать скандальный процессКинокритик Оля Смолина поделилась впечатлениями от сериала «Депп против Хёрд»
16 августа на стриминге Netflix показали документальный мини-сериал «Депп против Хёрд» (Depp V Heard) о судебном иске Джонни Деппа к бывшей супруге Эмбер Хёрд, который вошел в историю Голливуда как «первое разбирательство в TikTok». В своем обзоре на самый скандальный судебный процесс прошлого года авторы сериала пытаются разобраться, как эпоха постправды искажает представление об объективной реальности, а социальные сети окончательно стирают границы между личным и общественным.
Кинокритик Оля Смолина объясняет, почему иск Джонни Деппа против Эмбер Хёрд стал культурным феноменом, вирусным мемом и точкой конфликта в социальном тезисе о домашнем насилии.
С чего все началось
В 2018-м году Эмбер Хёрд написала авторскую колонку для издания The Washington Post, в которой открыто рассказала о физическом и эмоциональном насилии, пережитом в браке с Джонни Деппом. Текст Хёрд вышел аккурат в период активизации общественных движений Time's Up! и #MeToo, судебных процессов против продюсера Харви Вайнштейна и актера Кевина Спейси и тут же привлек повышенное внимание аудитории. Эта статья в том числе ударила по публичному имиджу Джонни Деппа — можно сказать, что актер попал под своего рода кэнселинг: крупнейшие голливудские киностудии в лице Warner Bros. и Disney разорвали с ним рабочие контракты.
В частности, Депп остался без ролей в «Фантастических тварях» и «Пиратах Карибского моря». Чуть позже стало известно, что пострадала не только рабочая сфера, но и финансовое состояние Джонни: в откровенном интервью журналу The Rolling Stone исполнитель роли капитана Джека Воробья признался, что находится на грани банкротства.
В 2020-м году Джонни Депп подал иск к британскому The Sun: автор таблоида Дэн Вуттон опубликовал статью, в которой назвал актера «человеком, избивающим свою жену». Тот процесс обернулся для Деппа неудачей — судья признал его виновным по 12 отдельным эпизодам насилия. С поданным в примерно тот же период иском против бывшей супруги Эмбер Хёрд рисковать уже было нельзя — именно по этой причине Депп и его адвокаты выбрали в качестве места проведения суда Вирджинию — штат куда менее либеральный, чем солнечная Калифорния. Кроме того, Депп настоял на том, чтобы весь процесс снимали камеры, он также привлек к делу журналистов и популярных блогеров, готовых присутствовать в зале суда.
Эта инициатива в конечном итоге принесла свои положительные плоды: независимо от итогового решения присяжных, имя Джонни Деппа снова попало в новостные заголовки, а судебный процесс превратился в реалити-шоу по типу «Дома-2» и получил массовый отклик в социальных сетях, став самым горячим хештегом в TikTok.
Жизнь в эпохе постправды
В новом трехсерийном шоу Netflix «Депп против Хёрд» режиссер Эмма Купер, автор документальной ленты «Тайна Мэрилин Монро: Неуслышанные записи», попыталась взглянуть на весь происходивший в суде фарс максимально непредвзято. Чего не скажешь, например, о предыдущем фильме на тему — «Депп против Хёрд: Все на кону» от Люси Сиары Маккатчен. Нетфликсовский «Депп против Хёрд» похож на маленького цифрового монстра Франкенштейна, собранного из кусков судебных трансляций, скриншотов Twitter, видео TikTok и YouTube, секундных вирусных роликов и интернет-мемов, посвященных скандальному процессу.
В сериале едва ли можно услышать голос самого автора: Купер предпочла сохранить молчание. Однако избранный ею фокус демонстрации ситуации чувствуется моментально. Буквально с первых кадров становится понятно, что режиссер если не сочувствует, то определенно импонирует фигуре Эмбер Хёрд, которая в отличие от влиятельного бывшего мужа никогда не имела большой всенародной любви и поддержки.
Напротив, во время судебного процесса Хёрд и ее близкие подвергались жесткому кибербуллингу: в порыве праведной ненависти фанаты Деппа угрожали не только актрисе, но и ее новорожденной дочери Уне. Как и предыдущая работа Купер — «Тайна Мэрилин Монро», — «Депп против Хёрд» ориентируется исключительно на факты: записи, слова, свидетельства непосредственных участников событий. При этом режиссер избегает всякого рода домыслов и свободных фантазий на тему, отказывается от разного рода «третьих мнений» и не дает собственных комментариев: каждый эпизод насилия в браке Джонни и Эмбер задокументирован, привязан к конкретной дате и подтвержден архивными видео из суда. В этом, можно сказать, и заключается уникальный стиль Купер — она ищейка, говорящая со зрителями языком фактов, однако даже сухой монтаж роликов с YouTube может иметь под собой эмоциональную коннотацию.
На протяжении слушаний присяжным было запрещено заходить в социальные сети и узнавать что-либо, связанное с делом Джонни Деппа против Эмбер Хёрд. Однако укрыться от информации, как и остаться максимально непредвзятым, в данном случае было практически невозможно. Дело даже не в том, что Джонни Депп — признанный секс-символ 1990-х, сохранившийся в поп-культурной памяти сразу нескольких поколений благодаря своим ярким и харизматичным образам на экране. Противоречивый судебный процесс со знакомыми именами в заголовке быстро стал достоянием общественности и главной темой обсуждения за семейным столом.
Находящиеся вне своих лэптопов и смартфонов люди также активно смаковали подробности слушаний в общественном транспорте, на рабочем месте или просто гуляя с друзьями по улице. Здесь сказалась и бесконечная зрительская преданность главному пирату Голливуда, и тот факт, что палитра отношений абьюзера и жертвы, в контексте которых велось заседание, — очень актуальный человеческий опыт, доступный и понятный буквально всем. Каждый зритель мог поставить себя на место Джонни или Эмбер, спроецировать на их разборки неудавшийся опыт отношений с бывшим партнером, так или иначе сопереживать происходящему.
При таком раскладе суд Деппа против Хёрд и правда походил на рейтинговое реалити-шоу со своими «положительными» и «отрицательными» героями, роли которых варьировались в зависимости от настроения зрителей. Ни о какой объективной оценке присяжных не могло быть и речи — именно к этому выводу приходит в своем документальном сериале Эмма Купер.
Народ против Эмбер Хёрд
Казалось бы — в чем она не права? Даже при благоприятном исходе имя Эмбер Хёрд, которое и так не имело особого веса в индустрии, с огромной вероятностью оказалось бы в черном списке. Для больших студийных проектов, таких, например, как супергеройский блокбастер «Аквамен», в котором у Хёрд второстепенная женская роль принцессы Меры, зрительские сборы все еще остаются наиболее критическим фактором, а многочисленные фанатские петиции против участия актрисы в фильме явно показывали основные настроения аудитории. И если в случае «Аквамена» разрыв рабочего контракта с Эмбер Хёрд грозил WB слишком большими финансовыми потерями, то другие студии имеют полное право дистанцироваться от артистки с подмоченной репутацией. Тем не менее не стоит забывать о том, что на стороне Эмбер Хёрд были и остаются многочисленные правозащитные сообщества, те же Time's Up и #MeToo, а также миллионы разведенных женщин, которые пострадали от домашнего насилия.
Основная проблема судебной защиты Эмбер заключалась в том, что она, в отличие от Джонни Деппа, никогда публично в своих грехах не признавалась и даже под давлением неопровержимых доказательств собственного абьюза продолжала старательно натягивать белое пальто.
Традиционно общество не любит лицемеров, поскольку каждый отдельный его член мнит себя вестником единственно верной правды и едва ли способен принять личные двойные стандарты. Нежелание Эмбер Хёрд признавать ошибки (будь то измена мужу с Илоном Маском или скандальный инцидент с фекалиями в кровати) рикошетом ударило по всем тем, кто не способен признать свои, — а таких, как показывает жизненный опыт, все еще очень много.
В данном случае адвокаты Джонни Деппа сработали блистательно: они использовали уязвимые стороны ответчика, обернув их против него самого. Эмбер была вынуждена столкнуться с последствиями своей многолетней лжи (чего только стоит история с пожертвованиями): стремление быть «хорошей девочкой» для всех и каждого в конце концов сыграло с ней злую шутку. На ее фоне любитель злоупотребить тем же алкоголем Депп выглядит идеальным «кандидатом для народа», пусть и с 12 доказанными случаями физического насилия.
В идеальном мире суд Джонни Деппа против Эмбер Хёрд закончился бы ничьей — так или иначе обе стороны конфликта были замечены в случаях бытового абьюза. Влияние массовой поддержки Джонни Деппа на результаты заседания бесспорно и едва ли является объективным. Впрочем, бесспорен и тот факт, что Эмбер Хёрд активно использовала имя своего супруга для обеления и возвышения собственной медийной личности.