«Мы действовали как врачи». Разговор с авторами фильма о рынке эскорта

. Когершын Сагиева и Родион Чепель сняли проект «Жизнь по вызову. Док»

РБК Life: авторы фильма «Жизнь по вызову. Док» рассказали о трудностях при съемках

Обновлено 21 августа 2023, 10:38
<p>Кадр из фильма &laquo;Жизнь по вызову. Док&raquo;</p>
Фото: Kion

Кадр из фильма «Жизнь по вызову. Док»

Онлайн-кинотеатр Kion 23 августа выпускает оригинальный документальный проект «Жизнь по вызову. Док». Он посвящен нелегальному рынку секс-услуг, который все чаще называют эскортом. Эта деятельность с приходом технологий переместилась в онлайн, овладела инструментами соцсетей и приносит своим «работницам» прибыль. Однако риск жизни и здоровью по-прежнему остается высоким, и вопросы со стороны общества к такому заработку никуда не исчезают. Четыре героини документального проекта рассказывают, как попали в секс-индустрию, почему остаются в ней, как взаимодействуют с семьей и окружением. Сценаристом выступила редактор Forbes Woman Когершын Сагиева, а режиссером — Родион Чепель, автор фильмов о Владиславе Листьеве, Павле Дурове и Викторе Пелевине.

«Жизнь по вызову. Док» значился в конкурсной программе современного российского кино «Горький Fest» и выходит эксклюзивно на платформе Kion.

Обозреватель РБК Life Елена Зархина в преддверии премьеры поговорила с авторами фильма о проблеме элитизации и гламуризации проституции, о съемках на сложную тему с женской и мужской точки зрения, а также о поиске героинь, который оказался не таким уж долгим.

Обложка видео

— Как родилась идея снять фильм на тему проституции и проституированных женщин? И как вы поделили работу между собой?

Сагиева: Идея принадлежит платформе Kion. Продюсер документальных проектов Ангелина Ашман предложила студии «Амурские волны» и в частности Родиону Чепелю поработать над этой темой.

Как мы поделили обязанности… Это в любом случае сотворчество, поэтому тут трудно сказать, кто и что конкретно придумал. То есть я предлагала какие-то идеи, мы их совместно обсуждали и решали, кого и каким образом снимаем, как в целом рассказываем эту историю.

Чепель: Да, наша компания «Амурские волны» давно и плотно взаимодействует с Kion. Какие-то инициативы исходят от них, какие-то от нас. В этом случае онлайн-платформа обратилась к нам, потому что вышел игровой сериал «Жизнь по вызову» с Павлом Прилучным. На тот момент уже, кажется, проект продлили на второй сезон, и было очевидно, что он вызвал очень сильный отклик у аудитории. Насколько я знаю, создателей сериала консультировали реальные девушки из секс-индустрии и они были очень открыты, не скрывали себя. Это подкупило продюсеров, и возникла идея сделать документальный фильм про секс-работниц, с которыми получится так же откровенно поговорить.

Для меня, кстати, был в этом какой-то парадокс, который хотелось исследовать: девушки работают в сфере, которая все еще достаточно табуирована, но при этом сами они говорят о своей профессии с какой-то гордостью, не скрываясь.

— Сколько времени занял проект с момента возникновения замысла и до его финальной реализации?

Сагиева: Мы сделали все за два или за три месяца. Для документального кино это быстро. Хотя со стороны может показаться иначе. Но по итогу у нас был очень короткий и напряженный этап производства, в который нужно было успеть уложить весь объем работ: поиск героинь, знакомство с ними, предварительные интервью, составление плана съемок, съемки, написание сценария, доработку сценария, монтаж. Но, с другой стороны, я рада, что мы не затягивали, потому что я большую часть жизни провела в новостной журналистике и привыкла работать оперативно. И в этой скорости есть свой драйв.

Чепель: В среднем производство наших проектов занимает от 9 до 12 месяцев. Этот фильм был в производстве раза в три меньше, чем остальные наши проекты. Но мы сами на это пошли и были уверены, что справимся, потому что у нас слаженная и проверенная команда, в которой каждый хорошо выполнил свою работу.

— Как вы с командой подбирали правильную интонацию для фильма, чтобы осветить эту тему без романтизации в духе «Красотки» и с нужной оптикой?

Сагиева: Существуют диаметрально противоположные клише, если хотите, краски, в восприятии этой темы: розовая, как в фильме «Красотка», и черная, как в репортажах на НТВ про девушек с обочины в синяках и разорванной одежде, которых прессуют и убивают. Нам же хотелось максимально честно посмотреть на современных секс-работниц, не надевая ни розовые, ни черные очки.

Кстати, нельзя сказать, что мы провели исследование всей сферы. Мы говорим об одном, так называемом элитном сегменте. На мой взгляд, он самый опасный, потому что именно из-за элитизации «профессии» она может кому-то показаться привлекательной.

После взгляда на девушку с обочины вряд ли у кого-то возникнет восторг. А образ элитных секс-работниц создает иллюзию легкой и прекрасной жизни.

Сами девушки в соцсетях рассказывают о своей работе. Для них это возможность привлечь новых клиентов. И в этом смысле сфера ничем не отличается от любого другого бизнеса. Но они демонстрируют только одну сторону своей жизни. Естественно, самую привлекательную.

Чепель: Мне кажется, что мы просто достаточно хорошо погрузились в истории наших героинь. Это позволило нам выбрать правильный фокус: в фильме есть и сочувствие к девушкам, и какая-то доля критики, но нет осуждения. Что же касается зрительского восприятия… Понятно, что любой проект может иметь множество трактовок и оценок. Люди посмотрят картину, и каждый останется с каким-то своим впечатлением. Мы со своей стороны постарались показать эту сферу максимально объективно, ничего не приукрашивая, но и не сгущая краски.

— Как вы собирали фактуру и находили героинь? Насколько они были открыты к диалогу и к тому, чтобы раскрыть себя перед камерой? Насколько этот момент вообще обсуждался с точки зрения их дальнейшей безопасности?

Сагиева: Изначально, когда нам озвучили сроки, я сказала, что мы не сможем в них уложиться, потому что только полгода будем искать тех, кто согласится сниматься в нашем фильме, не скрывая лиц. Однако уже на второй день работы у нас была очередь, наверное, из 50 женщин, которые хотели сниматься. И это точно заслуга продюсеров Марии Серпионовой, Анастасии Семеновой и Марии Емельяновой. Но повлияло и то, что секс-работницы теперь хотят пиара.

— А их мотивация — чисто пиар?

Сагиева: Я думаю, да. Раз они как бы блогеры, им важно представлять себя не только в соцсетях, но и на других площадках. В итоге у нас не было ни одной женщины, которая бы отказалась сниматься лицом. Для сравнения: во время чемпионата мира по футболу 2018 года мы делали репортаж о секс-работе в России. Эта тема была на слуху, и тогда было нереально с кем-то из них договориться сделать интервью, чтобы они не скрывали своих лиц. Но прошло пять лет — и смотрите, как кардинально перевернулась ситуация.

Чепель: Мне кажется, что девушки, во-первых, привыкли к публичности. А во-вторых, понимают, что прирост аудитории и заработка, который у них случится после выхода нашего фильма, не сравним с теми рисками, которые они на себя берут. Я скорее думаю о том, что они могли быть не готовы обнажиться перед камерой в плане своих чувств, мыслей и воспоминаний.

Сагиева: Вопрос их безопасности, конечно, сложный. Но мне кажется, что мы максимально аккуратно для всех участников фильма поговорили на эту сложную тему.

Чепель: Мы действовали как врачи, исходя из принципа «не навреди». И мы оценивали риски, на которые они могли пойти.

— Поскольку у фильма два «родителя», была ли какая-то разница в гендерном восприятии материала между вами?

Сагиева: Я думаю, что не было. Родион не какой-то махровый представитель патриархата, с которым у нас были бы кардинально разные взгляды на материал. И потом, мне кажется, что многие современные мужчины понимают, что секс-работа зачастую не является личным выбором, что она напрямую связана с максимальной женской уязвимостью, с сексуальной объективацией (то есть с отношением к другому человеку как к инструменту для удовлетворения) и с насилием.

Но гендерный нюанс все же был. Я помню комментарий, который Родион дал, когда увидел отснятый материал. Он и оператор-постановщик «Амурских волн» Миша Оркин на тот момент были на съемках в США, а в России съемки проводила женская команда. За съемки отвечала оператор-постановщик Ирина Ларионова. Когда Родион увидел итоговый материал, он сказал: «Видно, что это сняла женщина. Потому что кадры не выглядят как эротика, несмотря на то что героини давали интервью в кроватях. Вы сняли их как людей, а не как сексапильных красоток. Наверное, мужчины-операторы сняли бы по-другому. Мне нравится, как вы это сделали».

Это вышло непреднамеренно, мы просто так увидели наших героинь. Мне показалось интересным замечание Родиона, потому что я на это даже не обратила внимания.

Чепель: Да, я помню этот комментарий. Вообще, когда мы только приступали к работе, у меня было опасение, что это может получиться в итоговой версии немного пошло. Хотелось вот этого налета порнухи избежать, но при этом создать между героинями и зрителем какую-то интимную близость. Ну и еще хотелось, чтобы в выбранной нами интонации не было никакого предубеждения по отношению к девушкам. Думаю, на начальном этапе все в нашей съемочной группе этого опасались, но по итогу нам удалось этого избежать. Мы увидели в девушках живых людей и показываем их как живых людей.

— Это проект про элитный сегмент секс-индустрии, который сильно отличается от жизни и работы проституированных женщин, например на трассе. Или тех, кто стал жертвами секс-трафика. Хотелось бы вам продолжить исследовать сферу секс-индустрии в других ее формах?

Сагиева: Если про это продолжать снимать, это будет уже другая история. Потому что внутри нашего проекта эти сферы невозможно было смешать. Еще раз подчеркну, почему меня заинтересовал именно элитный сегмент: потому что он самый гламуризированный, самый опасный и самый новый. На его возникновение повлияли соцсети.

Поскольку этот новый рынок еще не очень изучен, он для нас представлял наибольший интерес.

Чепель: Да, это какое-то совершенно новое явление, которое хотелось зафиксировать и исследовать. А что касается других сфер… Если поймем, что к этому есть интерес аудитории, то будем делать фильмы про остальные сегменты проституции. Но здесь у нас просто изначально стояла другая задача.

— Я понимаю, что вы глубоко погружены в эту тему, но все же есть какие-то неожиданные открытия, которые случились с вами во время работы над картиной?

Сагиева: Да, много таких моментов было. Например, то, что девушки, работая в такой циничной сфере, остаются по-прежнему верящими в сказку и в принцев, в какую-то большую любовь. Эта их полудетская наивность меня удивила. Еще меня поразила их красота. Они действительно очень красивые женщины. И все, что вы видите в кадре, тоже настоящее и намеренно не приукрашено. Их костюмы, то, как они собираются на встречи, номера отелей, где они видятся с клиентами. Мы никакие декорации искусственно не создавали.

Чепель: Когда поверхностно размышляешь на тему проституции, кажется, что это такая сфера, в которой все женщины — развратные нимфоманки. А наши героини ломают этот стереотип. Они действительно ориентированы на семью, у кого-то уже есть свои полноценные семьи. Можно сказать, что в каком-то смысле для них очень важны традиционные ценности. Они же осуждают мужчин, которые к ним приходят, называют их изменниками. И то, что в них это все как-то вместе уживается, тоже было неожиданно в них открыть.

— Были какие-то темы, которые девушки отказывались обсуждать?

Сагиева: Они не очень хотели подробно говорить про свои семьи: родителей, бывших мужей, детей. Хотя кто-то все же рассказывает у нас и про детей, и про родителей. Оказалось, что они содержат свои семьи, в том числе родственников, которые их осуждают. По итогу они их всех кормят. Это особенно впечатляет. Смотришь на них и думаешь: какие хорошие девчонки…

— Про опыт пережитого насилия они откровенно и подробно говорят.

Сагиева: Да, про это все они рассказывают совершенно спокойно. Но все равно про какие-то самые отвратительные случаи насилия они не стали говорить. Думаю, нам удалось найти баланс, чтобы не было излишней романтизации, но и не скатиться в одну только жесть. Хотя жести там достаточно.

— Какой произведенный на зрителя эффект вы бы хотели видеть?

Сагиева: Мне бы хотелось, чтобы люди просто знали правду. Чтобы узнали о том, что существует такой новый вид древнейшей профессии.

Потому что, пока люди считают, что «это все грязь и мы ничего не хотим про это знать», они продолжают оставаться в неведении о том, что такое на самом деле секс-работа. Если взрослые об этом не знают, то они не могут поговорить об этом со своими детьми. И возникает риск, что какие-то молодые неокрепшие умы, увидев в соцсетях красивую обертку, купятся на это и захотят жить так же.

Чепель: Кажется, что в ответе на этот вопрос нужно сказать что-то такое правильное, дать назидание родителям, мол, любите своих детей, иначе вот что будет. Но давайте так. Когда мы общались с «Серебряной розой» (движение, которое занимается защитой прав, здоровья и достоинства людей, оказывающих сексуальные услуги. —РБК Life), нам ее лидер Ирина Маслова предоставила такие данные о сфере секс-услуг, что это вызывает шок. И цифры о количестве женщин в России, которые вовлечены в оказание секс-услуг, тоже поражают.

Когда это для себя все узнаешь, кажется, что самая простая реакция — отвернуться, как бы отмахнуться от этой темы. А вот поговорить о ней, попытаться понять, почему так происходит, сложнее, но это необходимо делать. Не осуждать и не навешивать ярлыки, а просто разобраться. Конечно, это все невозможно уложить в один фильм. Но наш фильм — приглашение к разговору, который очень важен.

Поделиться
Авторы
Теги