Тип привязанности: как влияет на отношения и можно ли его изменить
. Психолог и психотерапевт рассказывают все подробностиПсихотерапевт Алена Голзицкая: если родитель тревожный и контролирующий, то ребенок может защищаться путем отстранения
Почему мы выбираем себе партнеров и строим отношения по одним и тем же схемам? Как «притягиваемся» друг к другу и каким образом формируется эмоциональная близость? Разбираемся вместе с психологами, что нужно знать о теории и типах привязанности.
Что такое эмоциональная привязанность
Эмоциональная привязанность — это особое чувство близости, ощущение симпатии или преданности кому-либо. Оно зависит от способности человека развивать базовое доверие к себе и значимым людям. Исследования привязанности берут начало в теории Фрейда, а основоположником типизации считается другой исследователь, Джон Боулби. Он описал привязанность как «длительную психологическую связь между людьми».
Боулби заложил основы теории привязанности, и эта концепция в итоге повлияла на понимание сути и механизма отношений. Ученый считал, что привязанности закладываются в детстве благодаря отношениям ребенка и родителей. Склонность к сильным эмоциональным связям с конкретными людьми — основной компонент человеческой природы, утверждал Боулби.
Какие бывают типы привязанности
Тип эмоциональной привязанности — это особая модель поведения в отношениях. Он характеризует различные способы общения, выражает то, как человек склонен эмоционально реагировать и как взаимодействует с партнером.
Градацию типов используют для описания моделей привязанности. Эта концепция зародилась в 1950-х годах. В ходе исследований психиатр Джон Боулби и психолог Мэри Эйнсворт выяснили, что тип привязанности формируется и развивается в раннем детстве, а затем эти паттерны транслируются на взрослую жизнь. Привязанность к родителю определяет степень базового доверия к миру и помогает в будущем строить отношения с другими людьми [1].
В 1965 году психолог Мэри Эйнсворт провела нашумевший эксперимент «Незнакомая ситуация». Это было наблюдение за детьми в возрасте от одного года до полутора лет и их реакцией на ситуацию, в которой они ненадолго оставались без родителей. Основываясь на наблюдениях, Эйнсворт описала три типа привязанности: надежный (группа В), избегающий (группа А) и тревожный, или амбивалентный, (группа С).
Дальнейшие исследования других ученых подтвердили выводы Эйнсворт и доказали, что типы привязанности, сформированные в детстве, могут повлиять на поведение взрослых.
В 1980-х годах социальные психологи Синди Хазан и Филипп Шейвер решили перенести теорию привязанности на романтические отношения. Они считали, что гармоничные отношения между взрослыми, так же как и у ребенка с родителем, — это безопасная среда, которая помогает справляться с угрозами и страхами окружающего мира [2].
Сегодня чаще всего психологи выделяют те же три основных типа привязанности:
- надежный;
- избегающий;
- амбивалентный.
«Отношения привязанности — это наш способ строить близкие отношения, которому мы научились в раннем детстве у своих родителей. Это было так давно, что сейчас, когда мы стали взрослыми, этот способ кажется нам естественным, самым правильным, а все другие — немного странными. Психологи уже выделили довольно много различных стратегий привязанности, которые обычно объединяют в три большие группы: надежная привязанность, избегающая привязанность и амбивалентная привязанность. Но сейчас больше принято обозначение каждой группы латинскими буквами А, В, С, чтобы сделать отношение к разным способам привязанности более нейтральным, так как считается, что нет хорошей и плохой привязанности — каждая стратегия, которая возникла у ребенка, была наилучшим способом приспособиться к тому взрослому, который был рядом».
Как и когда формируется тип привязанности
Исследования в области теории привязанности подтверждают, что модели поведения, установленные в детстве, оказывают большое влияние на последующие отношения.
Изначально привязанность формируется у ребенка к матери и основывается на врожденной потребности в эмоциональной близости. Психологи считают, что без этого чувства, закладываемого в детстве, человек лишается возможности во взрослом возрасте проявлять привязанность и связанные с ней дружбу или любовь.
«То, какой тип привязанности сформируется у ребенка (а формирование типа привязанности происходит в течение первого года жизни), зависит от того, как с ребенком взаимодействует родитель. Результат при этом никак гендерно не обусловлен.
Если родитель демонстрирует ребенку принятие, удовлетворяет его основные потребности, может его утешить в горе, дать малышу адекватное понимание того, что его любят и принимают, что он может проявлять активность; если ребенку дают определенную степень свободы, но при этом ставят в адекватные рамки, то, скорее всего, такой ребенок из подобных отношений с родителями выйдет с надежной привязанностью и сможет выдержать партнера с любым типом привязанности, давая ему адекватную обратную связь.
Если же родитель, например, холоден в контакте, чрезмерно отстранен, не проявляет интереса к жизни ребенка, то это может приводить к формированию у последнего тревожного стиля привязанности, потому что ребенок будет все время беспокоиться о том, насколько родитель его принимает, и будет стремиться постоянно быть в контакте с ним, чтобы получить недостающую информацию.
И напротив, если родитель, например, тревожный и чрезмерно контролирующий, то такой ребенок может защищаться от его пристального внимания путем отстранения».
Интересно, что ученые также обнаружили связь между типом привязанности и представлением об отношениях среди взрослых. Синди Хазан и Филипп Шейвер в ходе исследования выяснили, что лучший предиктор типа привязанности во взрослом возрасте — восприятие детьми их отношений с родителями, а также отношений родителей между собой.
Надежный тип привязанности
Считается, что дети с надежным типом привязанности более чуткие. Они менее раздражительны и агрессивны, более зрелые. Родители таких детей, как правило, более отзывчивы, чаще играют с ними и быстрее реагируют на потребности.
Ребенок с надежным типом привязанности:
- смело отделяется от родителя;
- ищет утешения у родителей, когда напуган;
- встречает возвращение родителей с положительными эмоциями;
- предпочитает компанию родителей незнакомцам.
Взрослый с надежным типом привязанности:
- строит доверительные и длительные отношения;
- склонен к высокой самооценке;
- делится чувствами с партнерами и друзьями;
- ищет поддержку в своем окружении.
Люди с надежной привязанностью стремятся формировать безопасные, близкие отношения. Они способны доверять другим и пользоваться доверием, любить и принимать любовь, с относительной легкостью сближаться с другими. Они не боятся близости и не впадают в полную зависимость от партнеров или в панику, когда им нужно время или отдельное пространство [3]. Надежная привязанность считается здоровым идеалом для отношений.
Елена Кандыбина:
«Надежная привязанность — это такие отношения, где мы можем гармонично распределять внимание между своими и чужими чувствами, а также замечать, что мы делаем друг для друга, какие есть причины и последствия наших поступков и поступков партнера. Если мы привыкли строить близкие отношения на основе надежной привязанности, то мы видим картину отношений в целом: и чувства, и действия, и свои, и чужие. Мы не избегаем собственных чувств, не обесцениваем чувства партнера, можем говорить о том, что мы делаем и каковы последствия. Обычно это позволяет нам выбирать надежные и безопасные отношения».
Алена Голзицкая:
«Люди с безопасной привязанностью нормально переносят как долгое отсутствие партнера в коммуникации, так и то, что к ним приходят с запросом на поддержку, помощь и эмоциональную близость. То есть они вполне могут выстраивать продуктивные отношения как с партнерами с тревожной привязанностью, так и с партнерами с избегающей привязанностью».
Избегающий тип привязанности
Дети с избегающим стилем привязанности часто не отказываются от родительского внимания, но и не ищут утешения или контакта.
Ребенок с избегающим типом привязанности:
- может избегать родителей;
- не ищет тесного контакта или утешения от родителей;
- мало или совсем не выказывает предпочтения родителям перед незнакомцами.
Взрослый с избегающим типом привязанности:
- испытывает проблемы с близостью;
- вкладывает мало эмоций в дружеские или романтические отношения;
- не желает или не способен делиться мыслями или чувствами с другими.
Люди с избегающим типом привязанности часто испытывают трудности с доверительными отношениями. Они эмоционально не вкладываются в них и особо не переживают, когда те заканчиваются, часто избегают близости, используя различные предлоги (например, у них много дел или работы). Исследования показали, что взрослые с избегающей привязанностью более восприимчивы и склонны к случайному сексу. Другие характеристики включают неспособность поддерживать партнеров в стрессовых ситуациях и делиться с ними чувствами, мыслями и эмоциями.
Елена Кандыбина:
«Избегающая привязанность возникает тогда, когда родителям не очень нравилось, что ребенок проявляет свои чувства, особенно если чувства негативные, а их проявление довольно бурное. В этом случае многие родители требуют от ребенка прекратить плакать или злиться, а порой в воспитательных целях отправляют его одного в комнату, отказываясь общаться, пока тот не успокоится. Бывает, что за особенно бурное проявление чувств, например истерику или драку, сильно наказывают. Такой ребенок, чтобы быть хорошим, старается спрятать свои чувства куда-нибудь глубоко, а еще лучше — не чувствовать вообще.
Вырастая, такие люди запрещают себе злиться, считают, что в жизни почти нет поводов для грусти, а уж плакать вообще совершенно недопустимо. Когда все же неприятности случаются, они могут долго держаться, но в конце срываются, так как не очень хорошо знают, что же делать с трудными чувствами.
Человек с избегающей привязанностью не только плохо разбирается в своих чувствах, но и чувства других людей кажутся ему невыносимыми. Именно поэтому, когда близкий человек расстраивается, он предпочтет уйти, отстраниться, что может выглядеть холодностью и разрушить отношения».
Алена Голзицкая:
«Человек с избегающим типом привязанности в отношениях очень склонен к защите собственных границ и территории от посягательств как со стороны третьих лиц, так и со стороны партнера. Для него очень важно, чтобы его пространство оставалось его пространством, чтобы никто не пересекал его границы в неподходящее время. Если это происходит, то человек с избегающей привязанностью старается восстановить комфортную для него дистанцию в отношениях».
Амбивалентный тип привязанности
Дети с амбивалентной привязанностью склонны крайне подозрительно относиться к незнакомцам. Они испытывают сильное беспокойство в разлуке с родителем. Иногда ребенок может пассивно отвергать родителей или открыто проявлять агрессию по отношению к ним.
Ребенок с амбивалентным типом привязанности:
- может опасаться незнакомцев;
- сильно огорчается, когда родители уходят;
- не успокаивается, когда родители возвращаются.
Взрослый с амбивалентным типом привязанности:
- не желает сближаться с другими;
- беспокоиться о том, что партнер не любит его;
- очень расстраивается, когда отношения заканчиваются.
Взрослые с амбивалентным типом привязанности часто беспокоятся, что партнер не отвечает на чувства взаимностью. Это приводит к разрыву, потому что отношения кажутся холодными и далекими.
Елена Кандыбина:
«Амбивалентная привязанность случается, если взрослые были не очень стабильны в своем внимании и заботе по отношению к ребенку. Таких детей часто то заваливают игрушками, то предоставляют самим себе, то жалеют, то игнорируют. Ребенок, чувствуя эту нестабильность, старается взять в свои руки власть в семье и руководить взрослым, чтобы добиться своего. Порой такие дети капризничают, или могут вести себя агрессивно, или выглядят настолько беспомощными, что нет другого выхода, кроме как согласиться с требованиями. Так или иначе, но дети с амбивалентной привязанностью — это дети, которые получают желаемое.
Взрослые, которые вырастают из этих детей, — это люди, вызывающие разные эмоции: восхищение или возмущение, сочувствие или агрессию, но они — в центре внимания и сохраняют умение получать то, чего хотят. Про них иногда говорят, что они «играют на эмоциях». И это и правда так: эмоции — инструмент в их руках, они пользуются ими, как хороший мастер молотком, чтобы обустроить свою жизнь комфортно. Отношения с таким человеком обычно яркие, но бывает, что не самые простые. Нередко чувствуешь себя как в театре, где актеры играют так, чтобы зал послушно зарыдал или засмеялся. Но трудно жить в театре всю жизнь».
Алена Голзицкая:
«Тревожная привязанность — это подтип, который характеризуется особой чувствительностью человека к тому, насколько партнер доступен для контакта, насколько он проявляет заботу и готов быть отзывчивым в отношениях. Для человека с тревожной привязанностью очень важно всегда оставаться на связи, быть в близости, иметь доступ к объекту своей любви. Если эта расстановка сил меняется и тот, в кого он влюблен, отстраняется в коммуникации, то человеку с тревожной привязанностью становится не по себе. Он очень плохо себя чувствует и старается восстановить максимально тесный контакт».
Как типы привязанности влияют на отношения
Типы привязанности могут иметь значимое влияние на отношения, считает психолог Алена Голзицкая. «Согласно исследованиям, чаще всего пару формируют люди с взаимодополняющими стилями привязанности. То есть люди с тревожной привязанностью склонны создавать отношения с людьми с избегающей привязанностью. Почему? Потому что таким образом воспроизводятся привычные им коммуникационные циклы. Человек с избегающей привязанностью, видя, как человек с тревожной привязанностью старается все время сократить расстояние и запросить эмоциональную поддержку в отношениях, типично для себя дистанцируется и таким образом находит подтверждение, что присущий ему подход правилен, ведь восстановить баланс при излишнем приближении проще всего, отстранившись. Аналогично действует человек с тревожной привязанностью. Видя, как партнер с избегающей привязанностью ускользает из отношений, он стремится максимально «нагнать» его, вернуть в коммуникацию. И также укрепляется в том, что тревога и отслеживание поведения другого есть наиболее эффективный способ его контролировать.
Самый лучший вариант — когда пару образуют один или оба партнера с безопасной (надежной) привязанностью. Но таких людей статистически меньше, чем всех остальных.
Если партнеру с тревожной или избегающей привязанностью попадается партнер с надежной привязанностью, то в отношениях происходит коррекция ненадежного типа. В любой дискомфортной ситуации такой партнер сообщает: «Ты можешь быть любым, я принимаю тебя таким, каким ты являешься. Стараешься ли ты дистанцироваться или тревожишься и хочешь приблизиться — не так важно. Я вынесу это, и наши отношения будут комфортными и благополучными».
Елена Кандыбина:
«На то, кого мы выбираем себе в партнеры, конечно, влияет не только наш тип привязанности, но и много других факторов: совместные интересы и общие ценности, физическая привлекательность и сексуальная совместимость, сходное образование и социальные связи.
Стратегия привязанности каждого из партнеров будет проявлять себя в тот момент, когда этому человеку будет сложно или страшно, когда ему будет нужна поддержка другого или он захочет чего-то добиться. Человек с надежной привязанностью будет вести себя как персонаж учебника по личностному росту: расскажет о своем состоянии, попросит поддержки и с радостью примет помощь, за которую потом будет благодарен. А если надо, то легко поддержит и пожалеет другого сам.
Человек с избегающим типом привязанности с любыми сложностями будет стараться справиться самостоятельно, не прося помощи и даже порой не проявляя никаких эмоций. Того же он будет ждать и от партнера.
А человек с амбивалентной привязанностью создаст очень эмоциональную ситуацию и будет ждать, когда же к нему прибегут, а после этого великодушно примет помощь как должное, даже не упрекнув никого, что могли бы быть и побыстрее. Но если и будет сам готов к помощи другому, то только в ответ на такие же драматические события и желательно под светом софитов.
«Так, может быть, выбирать себе партнера с таким же типом привязанности, как и у меня?» Да, с надежной привязанностью это работает идеально. Но к сожалению, именно надежная привязанность встречается в нашем обществе не очень часто. Для этого наши родители должны были быть достаточно чуткими, но при этом стабильными в воспитании, принимать наши эмоции и понимать наши потребности. Далеко не всем так повезло.
Люди с избегающей привязанностью в семье будут чувствовать себя довольно одиноко, им будет не хватать эмоционального тепла. Хотя они, конечно, могут прожить вместе всю жизнь, так как будут хорошо понимать друг друга. Семья из людей с амбивалентной привязанностью будет напоминать мексиканский сериал, где любовь, страсти, отчаяние и драма постоянно переплетаются друг с другом. Каждому из них будет не хватать стабильности и надежности партнера. Тогда давайте перемешаем? Но и это не всегда работает хорошо.
Именно поэтому можно сделать вывод о том, что, хотя наша стратегия привязанности и влияет на наши отношения, а также на то, что для нас выглядит как более привычное и правильное, но не является гарантией счастья в отношениях. Каждый человек представляет собой гораздо больше, чем отношения привязанности».
Как определить свой тип привязанности
Каждый из нас может попробовать определить свой тип привязанности, основываясь на примерах в этой статье, опираясь на популярную литературу или используя простые тесты, например «Опросник оценки привязанности у взрослых» (Attachment Style Questionnaire), считает психолог Елена Кандыбина [4]. Но это не всегда простая задача. Если вы хотите узнать свои стратегии привязанности точнее, то необходимо обратиться к специалисту по оценке привязанности у взрослых. Однако помните, что кроме стратегии привязанности на удачи или неудачи в близких отношениях влияет и многое другое.
Можно ли изменить тип привязанности
Прежде чем обвинять родителей в проблемах собственных отношений, важно осознать, что типы привязанности, сформированные в раннем детстве, необязательно идентичны тем, которые проявляются во взрослом возрасте. Промежуточный опыт также играет большую роль в их становлении.
Те, кого в детстве описывали как амбивалентных или избегающих, могут проявить надежную привязанность во взрослом возрасте. И наоборот, те, у кого был надежный тип, могут в дальнейшем демонстрировать ненадежную модель привязанности.
Елена Кандыбина:
«Наша стратегия близких отношений сформировалась давным-давно, в самых первых отношениях. И теперь эта стратегия, на формирование которой в наибольшей степени повлиял характер наших родителей, определяет то, как мы сами относимся к людям и к себе. Можем ли мы жаловаться, просить помощи и получать ее? Готовы ли мы сами справляться с жизненными сложностями? Берем ли мы на себя ответственность за свои эмоции в отношениях и многое, многое другое.
Но так же, как и сформировалась, стратегия в других длительных близких отношениях может измениться. Это могут быть отношения с близким другом или подругой, отношения в семье, терапевтические отношения или даже изменение отношений с самим собой. Если эти отношения более чуткие, стабильные, внимательные и понятные, чем были в нашей семье, то стратегия привязанности будет меняться, приближаясь к надежному варианту. Если же эти отношения еще более непредсказуемые или дистанцированные, может быть, более жестокие и опасные, манипулятивные и агрессивные, то тогда стратегия привязанности будет становиться еще более сложной, чтобы справиться с близостью и оставаться рядом с этим человеком».