Тип привязанности: как влияет на отношения и можно ли его изменить
. Психолог и психотерапевт рассказывают все подробностиПсихотерапевт Алена Голзицкая: если родитель тревожный и контролирующий, то ребенок может защищаться путем отстранения

Почему мы выбираем себе партнеров и строим отношения по одним и тем же схемам? Как «притягиваемся» друг к другу и каким образом формируется эмоциональная близость? Разбираемся вместе с психологами, что нужно знать о теории и типах привязанности.
Что такое эмоциональная привязанность
Тип эмоциональной привязанности формируется и развивается в раннем детстве
Эмоциональная привязанность — это особое чувство близости, ощущение симпатии или преданности кому-либо. Оно зависит от способности человека развивать базовое доверие к себе и значимым людям. Исследования привязанности берут начало в теории Фрейда, а основоположником типизации считается другой исследователь, Джон Боулби. Он описал привязанность как «длительную психологическую связь между людьми».
Боулби заложил основы теории привязанности, и эта концепция в итоге повлияла на понимание сути и механизма отношений. Ученый считал, что привязанности закладываются в детстве благодаря отношениям ребенка и родителей. Склонность к сильным эмоциональным связям с конкретными людьми — основной компонент человеческой природы, утверждал Боулби.
Какие бывают типы привязанности
Гармоничные отношения между взрослыми — это безопасная среда, которая помогает справляться с угрозами и страхами окружающего мира
Тип эмоциональной привязанности — это особая модель поведения в отношениях. Он характеризует различные способы общения, выражает то, как человек склонен эмоционально реагировать и как взаимодействует с партнером.
Градацию типов используют для описания моделей привязанности. Эта концепция зародилась в 1950-х годах. В ходе исследований психиатр Джон Боулби и психолог Мэри Эйнсворт выяснили, что тип привязанности формируется и развивается в раннем детстве, а затем эти паттерны транслируются на взрослую жизнь. Привязанность к родителю определяет степень базового доверия к миру и помогает в будущем строить отношения с другими людьми [1].
В 1965 году психолог Мэри Эйнсворт провела нашумевший эксперимент «Незнакомая ситуация». Это было наблюдение за детьми в возрасте от одного года до полутора лет и их реакцией на ситуацию, в которой они ненадолго оставались без родителей. Основываясь на наблюдениях, Эйнсворт описала три типа привязанности: надежный (группа В), избегающий (группа А) и тревожный, или амбивалентный, (группа С).

Дальнейшие исследования других ученых подтвердили выводы Эйнсворт и доказали, что типы привязанности, сформированные в детстве, могут повлиять на поведение взрослых.
В 1980-х годах социальные психологи Синди Хазан и Филипп Шейвер решили перенести теорию привязанности на романтические отношения. Они считали, что гармоничные отношения между взрослыми, так же как и у ребенка с родителем, — это безопасная среда, которая помогает справляться с угрозами и страхами окружающего мира [2].
Сегодня чаще всего психологи выделяют те же три основных типа привязанности:
- надежный;
- избегающий;
- амбивалентный.

«Отношения привязанности — это наш способ строить близкие отношения, которому мы научились в раннем детстве у своих родителей. Это было так давно, что сейчас, когда мы стали взрослыми, этот способ кажется нам естественным, самым правильным, а все другие — немного странными. Психологи уже выделили довольно много различных стратегий привязанности, которые обычно объединяют в три большие группы: надежная привязанность, избегающая привязанность и амбивалентная привязанность. Но сейчас больше принято обозначение каждой группы латинскими буквами А, В, С, чтобы сделать отношение к разным способам привязанности более нейтральным, так как считается, что нет хорошей и плохой привязанности — каждая стратегия, которая возникла у ребенка, была наилучшим способом приспособиться к тому взрослому, который был рядом».
Как и когда формируется тип привязанности
Исследования в области теории привязанности подтверждают, что модели поведения, установленные в детстве, оказывают большое влияние на последующие отношения.
Изначально привязанность формируется у ребенка к матери и основывается на врожденной потребности в эмоциональной близости. Психологи считают, что без этого чувства, закладываемого в детстве, человек лишается возможности во взрослом возрасте проявлять привязанность и связанные с ней дружбу или любовь.

«То, какой тип привязанности сформируется у ребенка (а формирование типа привязанности происходит в течение первого года жизни), зависит от того, как с ребенком взаимодействует родитель. Результат при этом никак гендерно не обусловлен.
Если родитель демонстрирует ребенку принятие, удовлетворяет его основные потребности, может его утешить в горе, дать малышу адекватное понимание того, что его любят и принимают, что он может проявлять активность; если ребенку дают определенную степень свободы, но при этом ставят в адекватные рамки, то, скорее всего, такой ребенок из подобных отношений с родителями выйдет с надежной привязанностью и сможет выдержать партнера с любым типом привязанности, давая ему адекватную обратную связь.
Если же родитель, например, холоден в контакте, чрезмерно отстранен, не проявляет интереса к жизни ребенка, то это может приводить к формированию у последнего тревожного стиля привязанности, потому что ребенок будет все время беспокоиться о том, насколько родитель его принимает, и будет стремиться постоянно быть в контакте с ним, чтобы получить недостающую информацию.
И напротив, если родитель, например, тревожный и чрезмерно контролирующий, то такой ребенок может защищаться от его пристального внимания путем отстранения».
Интересно, что ученые также обнаружили связь между типом привязанности и представлением об отношениях среди взрослых. Синди Хазан и Филипп Шейвер в ходе исследования выяснили, что лучший предиктор типа привязанности во взрослом возрасте — восприятие детьми их отношений с родителями, а также отношений родителей между собой.
Надежный тип привязанности
Считается, что дети с надежным типом привязанности более чуткие. Они менее раздражительны и агрессивны, более зрелые. Родители таких детей, как правило, более отзывчивы, чаще играют с ними и быстрее реагируют на потребности.
Ребенок с надежным типом привязанности:
- смело отделяется от родителя;
- ищет утешения у родителей, когда напуган;
- встречает возвращение родителей с положительными эмоциями;
- предпочитает компанию родителей незнакомцам.
Взрослый с надежным типом привязанности:
- строит доверительные и длительные отношения;
- склонен к высокой самооценке;
- делится чувствами с партнерами и друзьями;
- ищет поддержку в своем окружении.
Люди с надежной привязанностью стремятся формировать безопасные, близкие отношения. Они способны доверять другим и пользоваться доверием, любить и принимать любовь, с относительной легкостью сближаться с другими. Они не боятся близости и не впадают в полную зависимость от партнеров или в панику, когда им нужно время или отдельное пространство [3]. Надежная привязанность считается здоровым идеалом для отношений.
Елена Кандыбина:
«Надежная привязанность — это такие отношения, где мы можем гармонично распределять внимание между своими и чужими чувствами, а также замечать, что мы делаем друг для друга, какие есть причины и последствия наших поступков и поступков партнера. Если мы привыкли строить близкие отношения на основе надежной привязанности, то мы видим картину отношений в целом: и чувства, и действия, и свои, и чужие. Мы не избегаем собственных чувств, не обесцениваем чувства партнера, можем говорить о том, что мы делаем и каковы последствия. Обычно это позволяет нам выбирать надежные и безопасные отношения».
Алена Голзицкая:
«Люди с безопасной привязанностью нормально переносят как долгое отсутствие партнера в коммуникации, так и то, что к ним приходят с запросом на поддержку, помощь и эмоциональную близость. То есть они вполне могут выстраивать продуктивные отношения как с партнерами с тревожной привязанностью, так и с партнерами с избегающей привязанностью».
Избегающий тип привязанности
Дети с избегающим стилем привязанности часто не отказываются от родительского внимания, но и не ищут утешения или контакта.
Ребенок с избегающим типом привязанности:
- может избегать родителей;
- не ищет тесного контакта или утешения от родителей;
- мало или совсем не выказывает предпочтения родителям перед незнакомцами.
Взрослый с избегающим типом привязанности:
- испытывает проблемы с близостью;
- вкладывает мало эмоций в дружеские или романтические отношения;
- не желает или не способен делиться мыслями или чувствами с другими.
Люди с избегающим типом привязанности часто испытывают трудности с доверительными отношениями. Они эмоционально не вкладываются в них и особо не переживают, когда те заканчиваются, часто избегают близости, используя различные предлоги (например, у них много дел или работы). Исследования показали, что взрослые с избегающей привязанностью более восприимчивы и склонны к случайному сексу. Другие характеристики включают неспособность поддерживать партнеров в стрессовых ситуациях и делиться с ними чувствами, мыслями и эмоциями.
Елена Кандыбина:
«Избегающая привязанность возникает тогда, когда родителям не очень нравилось, что ребенок проявляет свои чувства, особенно если чувства негативные, а их проявление довольно бурное. В этом случае многие родители требуют от ребенка прекратить плакать или злиться, а порой в воспитательных целях отправляют его одного в комнату, отказываясь общаться, пока тот не успокоится. Бывает, что за особенно бурное проявление чувств, например истерику или драку, сильно наказывают. Такой ребенок, чтобы быть хорошим, старается спрятать свои чувства куда-нибудь глубоко, а еще лучше — не чувствовать вообще.
Вырастая, такие люди запрещают себе злиться, считают, что в жизни почти нет поводов для грусти, а уж плакать вообще совершенно недопустимо. Когда все же неприятности случаются, они могут долго держаться, но в конце срываются, так как не очень хорошо знают, что же делать с трудными чувствами.
Человек с избегающей привязанностью не только плохо разбирается в своих чувствах, но и чувства других людей кажутся ему невыносимыми. Именно поэтому, когда близкий человек расстраивается, он предпочтет уйти, отстраниться, что может выглядеть холодностью и разрушить отношения».
Алена Голзицкая:
«Человек с избегающим типом привязанности в отношениях очень склонен к защите собственных границ и территории от посягательств как со стороны третьих лиц, так и со стороны партнера. Для него очень важно, чтобы его пространство оставалось его пространством, чтобы никто не пересекал его границы в неподходящее время. Если это происходит, то человек с избегающей привязанностью старается восстановить комфортную для него дистанцию в отношениях».
Амбивалентный тип привязанности
Дети с амбивалентной привязанностью склонны крайне подозрительно относиться к незнакомцам. Они испытывают сильное беспокойство в разлуке с родителем. Иногда ребенок может пассивно отвергать родителей или открыто проявлять агрессию по отношению к ним.
Ребенок с амбивалентным типом привязанности:
- может опасаться незнакомцев;
- сильно огорчается, когда родители уходят;
- не успокаивается, когда родители возвращаются.
Взрослый с амбивалентным типом привязанности:
- не желает сближаться с другими;
- беспокоиться о том, что партнер не любит его;
- очень расстраивается, когда отношения заканчиваются.
Взрослые с амбивалентным типом привязанности часто беспокоятся, что партнер не отвечает на чувства взаимностью. Это приводит к разрыву, потому что отношения кажутся холодными и далекими.
Елена Кандыбина:
«Амбивалентная привязанность случается, если взрослые были не очень стабильны в своем внимании и заботе по отношению к ребенку. Таких детей часто то заваливают игрушками, то предоставляют самим себе, то жалеют, то игнорируют. Ребенок, чувствуя эту нестабильность, старается взять в свои руки власть в семье и руководить взрослым, чтобы добиться своего. Порой такие дети капризничают, или могут вести себя агрессивно, или выглядят настолько беспомощными, что нет другого выхода, кроме как согласиться с требованиями. Так или иначе, но дети с амбивалентной привязанностью — это дети, которые получают желаемое.
Взрослые, которые вырастают из этих детей, — это люди, вызывающие разные эмоции: восхищение или возмущение, сочувствие или агрессию, но они — в центре внимания и сохраняют умение получать то, чего хотят. Про них иногда говорят, что они «играют на эмоциях». И это и правда так: эмоции — инструмент в их руках, они пользуются ими, как хороший мастер молотком, чтобы обустроить свою жизнь комфортно. Отношения с таким человеком обычно яркие, но бывает, что не самые простые. Нередко чувствуешь себя как в театре, где актеры играют так, чтобы зал послушно зарыдал или засмеялся. Но трудно жить в театре всю жизнь».
Алена Голзицкая:
«Тревожная привязанность — это подтип, который характеризуется особой чувствительностью человека к тому, насколько партнер доступен для контакта, насколько он проявляет заботу и готов быть отзывчивым в отношениях. Для человека с тревожной привязанностью очень важно всегда оставаться на связи, быть в близости, иметь доступ к объекту своей любви. Если эта расстановка сил меняется и тот, в кого он влюблен, отстраняется в коммуникации, то человеку с тревожной привязанностью становится не по себе. Он очень плохо себя чувствует и старается восстановить максимально тесный контакт».
Как типы привязанности влияют на отношения
Ученые обнаружили связь между типом привязанности и представлением об отношениях среди взрослых
Типы привязанности могут иметь значимое влияние на отношения, считает психолог Алена Голзицкая. «Согласно исследованиям, чаще всего пару формируют люди с взаимодополняющими стилями привязанности. То есть люди с тревожной привязанностью склонны создавать отношения с людьми с избегающей привязанностью. Почему? Потому что таким образом воспроизводятся привычные им коммуникационные циклы. Человек с избегающей привязанностью, видя, как человек с тревожной привязанностью старается все время сократить расстояние и запросить эмоциональную поддержку в отношениях, типично для себя дистанцируется и таким образом находит подтверждение, что присущий ему подход правилен, ведь восстановить баланс при излишнем приближении проще всего, отстранившись. Аналогично действует человек с тревожной привязанностью. Видя, как партнер с избегающей привязанностью ускользает из отношений, он стремится максимально «нагнать» его, вернуть в коммуникацию. И также укрепляется в том, что тревога и отслеживание поведения другого есть наиболее эффективный способ его контролировать.
Самый лучший вариант — когда пару образуют один или оба партнера с безопасной (надежной) привязанностью. Но таких людей статистически меньше, чем всех остальных.
Если партнеру с тревожной или избегающей привязанностью попадается партнер с надежной привязанностью, то в отношениях происходит коррекция ненадежного типа. В любой дискомфортной ситуации такой партнер сообщает: «Ты можешь быть любым, я принимаю тебя таким, каким ты являешься. Стараешься ли ты дистанцироваться или тревожишься и хочешь приблизиться — не так важно. Я вынесу это, и наши отношения будут комфортными и благополучными».
Елена Кандыбина:
«На то, кого мы выбираем себе в партнеры, конечно, влияет не только наш тип привязанности, но и много других факторов: совместные интересы и общие ценности, физическая привлекательность и сексуальная совместимость, сходное образование и социальные связи.
Стратегия привязанности каждого из партнеров будет проявлять себя в тот момент, когда этому человеку будет сложно или страшно, когда ему будет нужна поддержка другого или он захочет чего-то добиться. Человек с надежной привязанностью будет вести себя как персонаж учебника по личностному росту: расскажет о своем состоянии, попросит поддержки и с радостью примет помощь, за которую потом будет благодарен. А если надо, то легко поддержит и пожалеет другого сам.
Человек с избегающим типом привязанности с любыми сложностями будет стараться справиться самостоятельно, не прося помощи и даже порой не проявляя никаких эмоций. Того же он будет ждать и от партнера.
А человек с амбивалентной привязанностью создаст очень эмоциональную ситуацию и будет ждать, когда же к нему прибегут, а после этого великодушно примет помощь как должное, даже не упрекнув никого, что могли бы быть и побыстрее. Но если и будет сам готов к помощи другому, то только в ответ на такие же драматические события и желательно под светом софитов.
«Так, может быть, выбирать себе партнера с таким же типом привязанности, как и у меня?» Да, с надежной привязанностью это работает идеально. Но к сожалению, именно надежная привязанность встречается в нашем обществе не очень часто. Для этого наши родители должны были быть достаточно чуткими, но при этом стабильными в воспитании, принимать наши эмоции и понимать наши потребности. Далеко не всем так повезло.
Люди с избегающей привязанностью в семье будут чувствовать себя довольно одиноко, им будет не хватать эмоционального тепла. Хотя они, конечно, могут прожить вместе всю жизнь, так как будут хорошо понимать друг друга. Семья из людей с амбивалентной привязанностью будет напоминать мексиканский сериал, где любовь, страсти, отчаяние и драма постоянно переплетаются друг с другом. Каждому из них будет не хватать стабильности и надежности партнера. Тогда давайте перемешаем? Но и это не всегда работает хорошо.
Именно поэтому можно сделать вывод о том, что, хотя наша стратегия привязанности и влияет на наши отношения, а также на то, что для нас выглядит как более привычное и правильное, но не является гарантией счастья в отношениях. Каждый человек представляет собой гораздо больше, чем отношения привязанности».
Как определить свой тип привязанности
Наиболее точно определить свой тип привязанности поможет специалист
Каждый из нас может попробовать определить свой тип привязанности, основываясь на примерах в этой статье, опираясь на популярную литературу или используя простые тесты, например «Опросник оценки привязанности у взрослых» (Attachment Style Questionnaire), считает психолог Елена Кандыбина [4]. Но это не всегда простая задача. Если вы хотите узнать свои стратегии привязанности точнее, то необходимо обратиться к специалисту по оценке привязанности у взрослых. Однако помните, что кроме стратегии привязанности на удачи или неудачи в близких отношениях влияет и многое другое.
Можно ли изменить тип привязанности
Типы привязанности, сформированные в детстве, не всегда сохраняются на всю жизнь
Прежде чем обвинять родителей в проблемах собственных отношений, важно осознать, что типы привязанности, сформированные в раннем детстве, необязательно идентичны тем, которые проявляются во взрослом возрасте. Промежуточный опыт также играет большую роль в их становлении.
Те, кого в детстве описывали как амбивалентных или избегающих, могут проявить надежную привязанность во взрослом возрасте. И наоборот, те, у кого был надежный тип, могут в дальнейшем демонстрировать ненадежную модель привязанности.
Елена Кандыбина:
«Наша стратегия близких отношений сформировалась давным-давно, в самых первых отношениях. И теперь эта стратегия, на формирование которой в наибольшей степени повлиял характер наших родителей, определяет то, как мы сами относимся к людям и к себе. Можем ли мы жаловаться, просить помощи и получать ее? Готовы ли мы сами справляться с жизненными сложностями? Берем ли мы на себя ответственность за свои эмоции в отношениях и многое, многое другое.
Но так же, как и сформировалась, стратегия в других длительных близких отношениях может измениться. Это могут быть отношения с близким другом или подругой, отношения в семье, терапевтические отношения или даже изменение отношений с самим собой. Если эти отношения более чуткие, стабильные, внимательные и понятные, чем были в нашей семье, то стратегия привязанности будет меняться, приближаясь к надежному варианту. Если же эти отношения еще более непредсказуемые или дистанцированные, может быть, более жестокие и опасные, манипулятивные и агрессивные, то тогда стратегия привязанности будет становиться еще более сложной, чтобы справиться с близостью и оставаться рядом с этим человеком».