Какие советские и российские режиссеры были номинированы на «Оскар»
. Вспоминаем, кто претендовал, а кто и получил заветную статуэткуВ ночь с 12 на 13 марта в Лос-Анджелесе пройдет церемония «Оскар». В списке номинантов только один российско-британский проект — снятый в Якутии короткометражный фильм «Выход» Максима и Евгении Арбугаевых. РБК Life вспоминает, фильмы каких советских и российских режиссеров в разное время претендовали на заветную статуэтку и кому из них удалось ее заполучить.
Иван Пырьев (1901–1968)
«Братья Карамазовы» (1970, номинация)
Выдающуюся карьеру Пырьева можно описать знаменитой русской пословицей «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Активные годы работы режиссера выпали на тяжелые 1940-е и послевоенные 1950-е. Иван Пырьев в этот период снимал «народные» комедии, героини которых (колхозницы и другие простые женщины) боролись за свое счастье — дорогу к жанру проложила «Богатая невеста». Но до того как Пырьев стал режиссером массового кино, он снимал сатиру, изучал тему антифашизма и даже собирался экранизировать «Мертвые души». Правда, от затеи отказался в пользу «правдивого художественного изображения современности». А «раскрутиться» в мире советского кинематографа ему помог Иосиф Сталин, который положительно оценил «Партийный билет» (1936), ранее забракованный руководством за идеологическую «ошибку» — создание слишком обаятельного образа героя-диверсанта. Сталин распорядился выпустить фильм в кинотеатрах и в дальнейшем благоволил автору. Пырьев достиг большого кинематографического успеха: руководил «Мосфильмом», журналом «Искусство кино», Московским домом кино, опекал начинающих артистов (по некоторым данным, рушил судьбы) и режиссеров (в том числе Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова), экранизировал произведения Достоевского.
Одну из таких экранизаций — трехсерийную ленту «Братья Карамазовы» — Пырьев снял на закате жизни, заканчивали фильм исполнители главных ролей Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. «Братья Карамазовы» вошли в оскаровскую гонку вслед за «Войной и миром» Сергея Бондарчука, получившим статуэтку в 1968-м, но остались только с номинацией. В 1970-м «Оскар» ушел политическому детективу из Алжира «Дзета».
Игорь Таланкин (1927–2010)
«Чайковский» (1972, номинации: «Лучший фильм на иностранном языке»; «Лучшая адаптация музыкальной темы»)
Таланкин — яркий представитель режиссерского поколения эпохи шестидесятников. Режиссеры, которые активно снимали с 1960-х до перестройки, уже реже предшественников обращались к идеологически обоснованным темам, искали авторский почерк. Зрителям Игорь Таланкин запомнился драмой «Сережа» (1960), снятой вместе с Георгием Данелией, и военной мелодрамой по произведением Виктора Астафьева «Звездопад» (1981).
На «Оскар» претендовала биографическая киноповесть «Чайковский» в двух частях, повествующая о жизни композитора через призму его переписок с русской меценаткой Надеждой фон Мекк. Таланкин собрал для фильма целую плеяду звезд отечественного кино. Роль композитора досталась Иннокентию Смоктуновскому, а Евгений Леонов предстал перед зрителями в образе слуги-недотепы; Кирилл Лавров изобразил неудачника-пианиста, а Антонина Шуранова стала той самой фон Мекк. Также в ленте можно встретить легендарную балерину Майю Плисецкую. Съемки фильма, помимо СССР, проходили в Англии и Франции. Фильм не получил статуэтку Американской киноакадемии, ее присудили драме «Сад Финци-Контини» итальянца Витторио де Сики.
Станислав Ростоцкий (1922–2001)
«А зори здесь тихие…» (1973, номинация на «Лучший фильм на иностранном языке»)
«Белый Бим Черное ухо» (1979, номинация на «Лучший фильм на иностранном языке»)
Золотые годы творчества Ростоцкого пришлись на 1970-е. Герои его фильмов всегда цепляли зрителя, запоминались. Отчасти это связано с судьбой режиссера: он чудом остался жив во время войны после того, как по нему проехался вражеский танк. Военная драма «А зори здесь тихие» посвящена фронтовой медсестре Анне Чугуновой, которая вытащила Ростоцкого с того света. Фильм, созданный по одноименной повести Бориса Васильева, получил номинацию на премию Американской киноакадемии, но отдали «Оскар» фильму Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии», а не «Зорям».
Второй фильм Ростоцкого, номинированный в Голливуде, — «Белый Бим Черное ухо». Душераздирающая история по одноименной повести Гавриила Троепольского про белого сеттера с черным ухом, оказавшегося на улице из-за болезни хозяина, не стала лауреатом американской кинопремии, уступив победу французской мелодраме «Приготовьте ваши носовые платки» Бертрана Блие в 1979 году.
Юлий Райзман (1903–1994)
«Частная жизнь» (1983, номинация на «Лучший фильм на иностранном языке»)
Юлий Райзман — один из самых титулованных кинематографистов Советского Союза. Он начал снимать еще в конце 1920-х и ушел на заслуженный отдых лишь в середине 1980-х. Снимал всесоюзно популярные мелодрамы и комедии с участием Сергея Бондарчука, Валентины Караваевой и других артистов.
Психологическая драма с Михаилом Ульяновым в главной роли «Частная жизнь» о директоре крупного предприятия, который вынужден подать в отставку, чтобы вернуться к семье, стала одной из самых известных работ Райзмана. Ее представляли на Венецианском кинофестивале, где Ульянову вручили спецприз жюри, а режиссеру — спецприз «За артистическое и профессиональное сотрудничество». «Оскара» фильм не получил, его присудили испанской драме «Начать сначала» Хосе Луиса Гарси. Отсутствие американской награды Райзману компенсировали на родине — Государственной премией СССР.
Петр Тодоровский (1925–2013)
«Военно-полевой роман» (1985, номинация)
Тодоровский, наиболее известный перестроечным фильмом «Интердевочка» (1989), начал снимать в 1960-е и параллельно снимался как актер. Увидеть его можно в драмах «Был месяц май» (1970) Марлена Хуциева и «Трясина» (1978) Григория Чухрая. Также ему довелось поработать оператором и композитором: однажды он аккомпанировал Владимиру Высоцкому. Фильмы Тодоровского — правдивые истории советской действительности, где нет исключительно хороших или плохих героев.
Его мелодрама «Военно-полевой роман» с Натальей Андрейченко, Инной Чуриковой и Николаем Бурляевым была в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля (Чуриковой вручили «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль) и в программе художественных фильмов Всесоюзного кинофестиваля в Киеве (завоевала главный приз). Лауреатом «Оскара» в 1985 году фильм не стал, уступив шахматной драме из Франции «Диагональ слона».
Александр Петров
«Корова» (1990, номинация на «Лучший короткометражный анимационный фильм»)
«Русалка» (1998, номинация на «Лучший короткометражный анимационный фильм»)
«Моя любовь» (2008, номинация на «Лучший короткометражный анимационный фильм»)
«Старик и море» (2000, победа в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм»)
Советский и российский аниматор посвятил мультипликации больше 40 лет и четырежды номинировался на американскую кинопремию. Его импрессионистские работы, выдержанные в высоком драматургическом ключе, напоминают сны благодаря технике «ожившей живописи», где холстом служит стекло, а инструментами — пальцы художника. Для 20-минутного анимационного фильма в этой технике требуется отрисовать масляными красками не менее 35 тыс. кадров, затем отфотографировать каждый и объединить с помощью монтажа в полноценное произведение.
Первую номинацию получила короткометражка по рассказу Андрея Платонова «Корова» (лауреатом не стала — тогда победил немецкий мультфильм «Баланс»). Затем художнику довелось представлять за рубежом короткометражный анимационный фильм «Русалка» (1998). Но лишь в 2000 году уже третья номинация увенчалась успехом: «Оскар» взяла мультипликационная экранизация повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Четвертый шанс на премию выпал Петрову в 2008 году, но фильм «Моя любовь» так и остался в номинантах.
Никита Михалков
«Урга — территория любви» (1993, номинация)
«12» (2008, номинация)
«Утомленные солнцем» (1995, победа)
Никита Михалков начал снимать в 1970-е и создал не менее 25 фильмов, параллельно снимаясь как актер (на его счету 20 главных ролей). Ранние фильмы режиссера представляли собой камерные психологические драмы, которые с помощью подтекстов рассказывали о советских 1970-х, но в исторических декорациях.
Михалков отправлял на «Оскар» шесть своих фильмов, три из которых все-таки были номинированы, а один стал лауреатом. «Урга — территория любви» о поездке монгола в город за презервативами получила «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, Гран-при «Кинотавра», номинации на «Золотой глобус» и «Оскар». За «12» — ремейк классической юридической драмы американского Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин» — Михалков получил в Венеции приз «Специальный «Золотой лев» за общий вклад в киноискусство и номинацию на премию Американской киноакадемии. По словам самого режиссера, это работа — «размышление о том, что такое свобода, сострадание, способность помочь совершенно постороннему человеку, оказавшемуся в беде, серьезный разговор о том, что волнует сегодня каждого». Заветная статуэтка «Оскара» оказалась посередине между этими номинациями: в 1995 году академики признали лучшим иностранным фильмом ленту «Утомленные солнцем».
Сергей Бодров-старший
«Кавказский пленник» (1997, номинация: «Лучший фильм на иностранном языке»)
«Монгол» (2008, номинация: «Лучший фильм на иностранном языке» от Казахстана)
Бодров начинал карьеру как журналист, писал юмористические и сатирические рассказы. Окончив сценарный факультет ВГИКа, работал сценаристом, а полнометражные режиссерские работы стал создавать в 1980-х. Его «Кавказский пленник», снятый по мотивам одноименной повести Толстого, стал одним из ярчайших художественных высказываний о чеченской войне. Драма попала в список кандидатов на «Оскар» в 1997 году, но награду тогда забрал чешский фильм «Коля». Другой фильм Бодрова, исторический эпик «Монгол», был первой в истории номинацией от Казахстана и соревновался за статуэтку вместе с «12» Никиты Михалкова, но обе картины уступили австрийскому фильму «Фальшивомонетчики».
Павел Чухрай
«Вор» (1998, номинация)
Павел Чухрай дебютировал в кино в конце 1970-х и продолжает снимать до сих пор. События его драмы «Вор» разворачиваются в послевоенное время: Саша и его мама Катя знакомятся в поезде с обаятельным военным, который оказывается аферистом и вором. Но Саша воспринимает его как отца — тот погиб на войне, и в сознании мальчишки все перепуталось. Помимо номинации на «Оскар», фильм получил шесть премий «Ника» и специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля.
Константин Бронзит
«Уборная история — любовная история» (2009, номинация: Лучший короткометражный анимационный фильм)
«Мы не можем жить без космоса» (2016, номинация: Лучший короткометражный анимационный фильм)
«Когда я делаю фильм, мне плевать на зрителя, я решаю свои внутренние задачи» — так категорично высказывался второй мультипликатор нашего списка Константин Бронзит, который известен по работам «Алеша Попович и Тугарин Змей», а также «Приключение Лунтика и его друзей».
В короткометражке «Уборная история — любовная история» изображена самая обычная история любви, происходящая в самом неприспособленном для этого месте. А в мультике-трагикомедии «Мы не можем жить без космоса» рассказана история двух друзей, мечтающих покорить космическое пространство. Фильм затрагивает экзистенциальные вопросы, одна из главных тем — одиночество, которое раскрывается через потерю близкого человека. Мультфильмы Бронзита понравятся как взрослым, так и детям.
Андрей Звягинцев
«Левиафан» (2015, номинация)
«Нелюбовь» (2018, номинация)
Первую славу Звягинцеву принесла драма «Возвращение» (2003). О своем художественном стиле он высказывался так: «Отказ от подпорок, указаний, карт местности — это мой метод. Я не говорю зрителю, куда смотреть, куда повернуть, где положительный герой, где отрицательный». Кинематография Звягинцева через семейные конфликты рассматривает социальные, поколенческие и исторические сломы. Драматический фильм «Левиафан», посвященный столкновению человека с государственной машиной, получил «Золотой глобус». Драма «Нелюбовь» — о трагедии семейной пары, теряющей ненужного и нелюбимого ребенка, — удостоилась премий «Сезар» и приза жюри Каннского фестиваля, но «Оскар» не завоевала.
Победители
Из 24 фильмов добиться желаемой награды удалось шести картинам. Первый «Оскар» принадлежит Илье Копалину и Леониду Варламову, которые сняли в 1942 году картину «Разгром немецкий войск под Москвой». Лента имела колоссальный успех — ее посмотрели не меньше 16 млн зрителей в США и Великобритании.
Спустя 25 лет СССР заполучил на полку почета вторую статуэтку за ленту «Война и мир» Сергея Бондарчука.
В 1976 году третий «Оскар» СССР разделил с Японией. Режиссер Акира Куросава (автор культовой ленты «Семь самураев») заинтересовался русской классикой и экранизировал в Союзе повесть Владимира Арсеньева «Дерсу Узала».
В 1981 году премию получил актер и режиссер Владимир Меньшов за мелодраму «Москва слезам не верит». За статуэткой режиссер и команда фильма на церемонию не поехали: Меньшов вспоминал, что был «невыездным». О статусе лауреата он узнал из программы «Время» в эфире 1 апреля и счел это розыгрышем. Награду за него получил атташе по вопросам культуры в Американском посольстве Анатолий Дюжев.
Режиссер Никита Михалков претендовал на «Оскар» три раза и получил премию в 1995-м за «Утомленные солнцем». Большая часть съемок проходила промозглыми ноябрьскими днями. Актерам приходилось пить холодную воду, чтобы изо рта не шел пар. Последний «Оскар» фильму из России присудили в 2000 году — победителем стал короткометражный анимационный фильм Петрова «Старик и море».