Советский сервиз. Как он стал маркером эпохи и куда пропал в наши дни
. Какие наборы сегодня продаются на мировых аукционах за миллионы рублейРБК Life рассказывает о едва ли не главном маркере периода СССР — сервизе. Это набор столовой, чайной или кофейной посуды, выполненной из фарфора, хрусталя или серебра. Кто и когда придумал сервиз, как он попал в страну и почему не пользуется широким спросом сегодня. Спойлер: некоторые наборы становятся предметом спортивного интереса коллекционеров и уходят с молотка мировых аукционов за миллионы рублей.
Статус и дефицит
Хороший столовый и чайный сервиз — предмет гордости людей старшего поколения, символ достатка и благополучия каждой советской семьи. Фарфоровую посуду всегда держали на видном месте — на застекленных полках буфетов и «горок» в гостиной. Доставали только по особым праздникам, да и то не всегда — «жалко, раскокают еще». Фарфоровые чашки и тарелки приравнивались к музейным экспонатам — из них никогда не ели и не пили в обычные дни. Супницы, салатники и соусники если и выходили в свет, то только к праздничному застолью. А вот повседневную посуду, попроще, прятали в сервантах за закрытыми створками или на кухне.
Бережное, не сказать трепетное, отношение объяснялось тем, что сервиз можно было конвертировать в приданое или передать по наследству (как хрусталь и столовое серебро). Дорогой качественный фарфор считался достойным подарком, в том числе не слишком близким людям, например коллегам по работе и даже официальным лицам. Родственники и друзья скидывались, чтобы преподнести сервиз на максимальное количество персон молодоженам и юбилярам, тем самым повышая статус торжества или круглой даты.
Заполучить его подчас было непросто, даже в знаменитом «Доме фарфора» на Ленинском проспекте: в открытую продажу он не поступал, а доставался через «своих». Таким дефицитным товаром, возведенным в ранг культа, считался сервиз «Мадонна» производства ГДР — с радужной глазурью, обильным золочением и сценами соблазнения Юпитером нимфы Каллисто. Посуду покупали с рук, привозили из командировок. Даже несмотря на свою чрезмерную аляповатость, в СССР «Мадонна» слыла признаком буржуазности и могла стоить до 25 советских рублей (сегодня цены за наборы на маркетплейсах доходят до 60 тыс. руб.). Простой фарфор массового производства могла позволить себе любая семья, даже с очень скромным достатком.
Фабрики и товарищества
Посуду из фарфора придумали делать китайцы в VI—VII веках до н.э. Но благодаря европейцам эти предметы стали неотъемлемой деталью сервировки королевского стола. Первым в Европе появился мейсенский фарфор из Саксонии — рецепт белого фарфора придумал немецкий алхимик Иоганн Бетгер, а популярным его сделала французская Севрская мануфактура.
В Россию мода на фарфор пришла в середине XVIII века — тому немало способствовал химик и специалист по горному делу Дмитрий Иванович Виноградов. Он сам конструировал печи для обжига, долго исследовал глины из разных месторождений, пока не вывел точную формулу и рецептуру.
В 1744 году в Петербурге по указу Елизаветы I заработала Невская порцелиновая мануфактура, позднее ставшая Императорским фарфоровым заводом. Название сохраняется до сих пор, хотя в мире больше известно клеймо «ЛФЗ» (Ленинградский фарфоровый завод, или Ломоносовский фарфоровый завод). Логотип «ЛФЗ» придумала в 1936-м ленинградская художница Анна Яцкевич, в ноябре 1944 года она впервые нарисовала и знаменитую кобальтовую сетку.
Кроме собственно посуды, на ЛФЗ всегда активно развивалось направление художественного фарфора, к сотрудничеству привлекались лучшие художники своего времени — Иван Билибин, Константин Сомов, Евгений Лансере. Годы после революции стали временем расцвета агитационного фарфора: хрупкий материал стал мощным орудием пролетарской пропаганды. Блюда, тарелки и чашки украсили гербы, красные звезды, громкие лозунги «Земля трудящимся» и «Царству рабочих и крестьян не будет конца». Воодушевленные воззваниями революционной эпохи, в 1920-х годах на ЛФЗ творили Николай Суетин, Василий Кандинский, Кузьма Петров-Водкин и другие авангардисты.
Вплоть до конца XIX века фарфор был очень дорогим и доступным лишь аристократии. Для них работал и переселившийся в Россию английский купец Франц Гарднер, в 1754 году открывший фабрику в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии (ныне — Дмитровский фарфоровый завод). Визитной карточкой «Мануфактур Гарднеръ в Вербилках» стали именные сервизы с гербами аристократических родов, монограммами и вензелями, императорские подарки, а также сервизы в честь орденов Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского.
В отличие от государственного Императорского завода в Петербурге производство Гарднера было частным и передавалось по наследству на протяжении нескольких поколений, пока в 1892 году не было куплено Матвеем Кузнецовым и интегрировано в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» наряду с еще семью мануфактурами. Тут уже был налажен выпуск продукции для более демократичного потребителя: мещан, купцов, чиновников. Посуду украшали городские пейзажи и портреты современников, популярны были и фигурки на бытовые сюжеты.
Матвей Сидорович Кузнецов был внуком гжельского купца и основателя фарфоровой фабрики в Дулево — это производство в Орехово-Зуевском районе появилось в 1832 году. На рубеже XIX—XX веков на заводе господствовал «русский стиль» с фольклорными мотивами и театрализованными сценами из боярской жизни. Также пользовался спросом крестьянский фарфор с цветами-«агашками» (яркие розы с округлыми лепестками) и ягодами, выполненными скорописным маховым письмом. В XX столетии этот цветастый стиль продолжил художник-фарфорист Петр Леонов — его броские яркие предметы называют ситцевыми.
Чтобы избежать подделок, каждое производство ставило фирменное клеймо — оно же гарантировало качество. По этим клеймам сегодня ориентируются коллекционеры, определяя время создания предмета.
Что в цене: тогда и сейчас
Если в советские годы люди стремились заполучить дефицитный товар, то в наши дни ценят то, что представляет собой большую редкость. В послевоенном СССР фарфоровые изделия были поставлены на поток, а сюжеты черпались из повседневной жизни: космические полеты, освоение Севера, деревенский фольклор, спортивные достижения. И даже в этом ширпотребе находится штучный антиквариат. Например, коллекционный дулевский чайный сервиз из тонкого костяного фарфора, выпущенный в 1980 году, в год Олимпиады в Москве, или авторские экземпляры чайных наборов 1960-х, сделанные мастерами ныне не существующего Кузяевского завода.
Стоимость сахарницы может значительно вырасти, если на ней будет подлинный агитационный рисунок раннесоветского времени. Агитационный фарфор всегда вызывает ажиотаж на торгах Sotheby's и Christie's. Например, тарелка с надписью «Победа трудящихся» ушла с молотка за £17,5 тыс. (1,2 млн руб.) в 2010 году, а тарелка с изображением серпа и молота — за £50 тыс. (3,5 млн руб.) в 2005 году. Супрематический чайник и получашка Каземира Малевича, выпущенные Государственным фарфоровым заводом в 1923 году, производятся до сих пор, правда, в очень ограниченном количестве и стоят больше 60 тыс. руб.
У иностранных туристов кобальтовая клетка ЛФЗ всегда считалась главным сувениром из Петербурга — посещение фирменных магазинов «Императорский фарфор» на Невском и Владимирском проспектах входило в обязательную программу в городе на Неве. Сегодня чайный сервиз с фирменным рисунком из 14 предметов на шесть персон стоит 34,4 тыс. руб., а кофейный из 20 предметов на шесть персон обойдется в 40,6 тыс. руб.
Ностальгия по будущему
С фамильным фарфором теперь охотно расстаются — и вовсе не потому, что не хотят хранить память о прошлом. Он занимает слишком много места и совсем не приспособлен к современной жизни: золоченые блюдца боятся микроволновок и посудомоечных машин, да и большие домашние застолья сегодня стали редкостью.
По большому счету фарфор полностью утратил свой функционал и социальный статус: мы воспринимаем его с точки зрения эстетики, а коллекционеры охотятся за раритетами из спортивного интереса. Как, например, музыкант Вовка Кожекин, который даже создал музей советского фарфора в кафе Ex: Libris, расположенном в здании Тургеневской библиотеки на Чистых прудах. Вдоль стен от пола до потолка — ГДР-овская и чехословацкая мебель, за стеклом которой выставлены те самые чашки и блюдца из нашего детства.
«Наш музей — это ностальгия по будущему. Люблю наблюдать, как посетители заходят и говорят: «У бабушки был такой сервиз!» — говорит Кожекин. В его коллекции — главным образом фарфор 1960-х, экспериментальный и новаторский для советского производства. Организаторы стремятся не только сохранить трогательные советские сервизы как уникальные свидетельства материальной культуры, но и популяризировать чаепитие — истинно русский культурный феномен.