5 советских брендов, за которыми охотились за рубежом
. Среди их поклонников — Брэд Питт, Эван Макгрегор и Пол МаккартниНа фоне разговоров об импортозамещении часто вспоминают советскую продукцию, которая славилась своим качеством при относительной дешевизне. Интересно, что эта слава разносилась далеко за пределы СССР, формируя вокруг брендов ажиотаж и зачастую приводя звездных клиентов.
Фотоаппарат «Зенит»
С 1947 года в СССР начали на постоянной основе разрабатывать и экспортировать фотоаппараты «Салют», «Киев», «Ломо», «Горизонт» и многие другие. Но наибольшую популярность за рубежом снискал «Зенит»: благодаря наличию пентапризмы он позволял фотографировать на уровне глаз, а не от пояса, как это было с более ранними зеркальными камерами, а улучшенный видоискатель делал изображение прямым, а не перевернутым слева направо. Британский журнал для любителей фотографии What camera? даже удостоил «Зенит» звания лучшего фотоаппарата 1979 года. Спрос на камеры был настолько большим, что пришлось расширить производство: к заводу в подмосковном Красногорске подключился белорусский БелОМО. В результате «Зенит» стал самым массовым зеркальным фотоаппаратом в мире: общий объем выпуска только одной серии Е, по разным оценкам, составлял от 8 до 12 млн.
Одежда Slava Zaitsev
В условиях железного занавеса советским дизайнерам было крайне сложно выйти на мировой рынок, но некоторым это все же удавалось. Например, Вячеславу Зайцеву. Он первым в СССР получил право показывать свои коллекции на Неделе высокой моды в Париже и даже удостоился звания почетного гражданина этого города. Также работы Зайцева побывали в США, Канаде, Германии, Италии и Японии, причем в последней стране участвовали в конкурсе «Пять лучших модельеров мира», где конкурентами Зайцева были Клод Монтана, Ханаэ Мори и Донна Каран.
Это не единственный случай, когда советского кутюрье поставили в один ряд с великими именами. После приезда в Москву Пьера Кардена, Ги Лароша и тогдашнего креативного директора Dior Марка Боана в журнале WWD вышла статья с заголовком «Среди королей моды» и фотографией, на которой с гостями позировал Вячеслав Зайцев. Кроме того, зарубежная пресса называла его «красным Диором» и «царем советской моды».
Часы «Победа» и «Командирские»
В 1946 году Первый московский часовой завод выпустил первые часы «Победа» — специально к годовщине победы СССР в Великой Отечественной войне. Название для бренда выбрал Иосиф Сталин лично. Спустя 15 лет «Победа» стала первыми часами в космосе: советский ученый-медик доктор Авраам Генин привязал их к лапе собаки Чернушки, которая отправилась в тестовый космический полет — за месяц до Юрия Гагарина. Это лишний раз доказало надежность модели и увеличило ее популярность как на родине, так и за рубежом. В составе Петродворцового часового завода, который выкупил бренд, советские часы экспортировались в 38 стран.
На Западе также по достоинству оценили наградные часы «Командирские», которые дебютировали на Чистопольском часовом заводе в 1965 году и отличались защитой от воды и противоударным механизмом. Сначала часы выходили в ограниченном количестве для Министерства обороны, но потом все же появились в свободной продаже.
Существует миф, что в 1991 году Пентагон заказал Чистопольскому заводу партию «Командирских» для участников операции «Щит пустыни», но на самом деле заказчиком был американский предприниматель Брюс Эриксон. Он импортировал в страну 10 тыс. экземпляров часов, которые продавал по цене $149, а затем на фоне ажиотажа увеличил партию до 40 тыс.
Мотоцикл «Урал»
Советские мотоциклы ценили во всем мире, но общепризнанным лидером был «Урал». Его начали выпускать в 1940-х для Красной армии, а уже после войны — для гражданского населения, которое полюбило железного коня за сравнительно демократичную стоимость, надежность и наличие коляски. Именно благодаря последнему элементу «Урал» стал широко популярен в США — на сегодняшний день это основной рынок сбыта компании Ural Motorcycles. На мотоцикле были замечены многие голливудские знаменитости: например, солист Aerosmith Стивен Тайлер и актеры Брэд Питт и Эван Макгрегор. Причем последний купил «Урал» специально для того, чтобы катать в коляске свою собаку.
Внедорожник «Нива»
Первый серийный автомобиль ВАЗ-2121 сошел с конвейера на Волжском автозаводе в 1977 году. Модель стоила немаленькие по тем меркам 7–9 тыс. руб., однако главной проблемой для советских граждан была не столько цена, сколько тот факт, что большая часть произведенных автомобилей отправлялась за границу. Там «Ниву» боготворили за отличную проходимость, называя «советским вездеходом».
Автомобиль экспортировался более чем в сто стран на всех континентах, но особенно популярным был в Японии, Англии и Германии. В последней стране желающих приобрести советский вездеход было настолько много, что нужно было вставать в лист ожидания, которое могло растянуться на несколько месяцев.