Вы знали, что в СССР снимали истерны? Эти 5 фильмов — идеальные примеры
. В списке есть «Белое солнце пустыни», «Тринадцать» и другие шедеврыВ конце июня исполнилось 95 лет со дня рождения знаменитого советского режиссера Владимира Мотыля, наиболее известной картиной которого стала «Белое солнце пустыни». Это, пожалуй, главный отечественный фильм в жанре «истерн». На фоне популярности американских приключенческих фильмов в СССР начали снимать свои вестерны, в которых место и время действия перенесли с фронтиров эпохи освоения Дикого Запада в отдаленные уголки России периода Гражданской войны. РБК Life вспомнил главные советские остросюжетные фильмы, снятые по характерным канонам, где на смену головорезам в ковбойских шляпах пришли махновцы и басмачи, а кольты и винчестеры заменили мосинками и наганами.
«Тринадцать» (1936 год, режиссер Михаил Ромм)
Первым полноценным истерном стал фильм «Тринадцать» 1936 года, принесшим режиссеру Михаилу Ромму широкую известность. По легенде, руку к созданию картины приложил сам Иосиф Сталин, которому очень понравился американский фильм «Потерянный патруль» Джона Форда, где английские солдаты противостоят бандам арабов в Месопотамии во время Первой мировой войны. В советском ремейке действие происходит в Средней Азии, где десять демобилизованных красноармейцев с тремя гражданскими в неравном бою держат оборону возле колодца посреди пустыни. Крепкий сюжет, мощный актерский состав и масштабные съемки в песках Каракорума не оставили равнодушными не только жителей СССР, но и западных зрителей. Так, в 1943 году по мотивам «Тринадцати» британец Золтан Корда снял свою знаменитую «Сахару» с Хамфри Богартом в главной роли, претендовавшую на премию «Оскар» сразу в трех номинациях.
«Неуловимые мстители» (1966 год, режиссер Эдмонд Кеосаян)
В 1923 году только зарождавшийся тогда советский кинопрокат взорвала немая картина «Красные дьяволята» по одноименной революционно-приключенческой повести Павла Бляхина. Успех был настолько велик, что о нем помнили и спустя почти полвека после выпуска фильма. Так, в середине 1960-х Эдмонд Кеосаян снял цветной ремейк нашумевшей картины о приключениях юных разведчиков, получившийся не менее триумфальным. При этом в новую версию внесли ряд изменений. Скажем, одного из антагонистов в лице Нестора Махно заменили вымышленным атаманом Гнатом Бурнашом, а место чернокожего акробата Тома Джексона занял Яшка-цыган. Плюс ко всему появился ряд новых идеологических персонажей вроде гимназиста Валерки, олицетворявшего связующее звено между интеллигенцией и пролетариатом. Перестрелки, конные погони и сложнейшие каскадерские трюки удачно гармонировали с яркой музыкальной и юмористической составляющий. Чего только стоит фраза о «мертвых с косами» в исполнении персонажа Крамарова, которая ушла в народ. Фильм полюбился зрителю настолько, что в последующие годы было снято два полноценных сиквела о «мстителях»: «Новые приключения неуловимых» (1968) и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971). В общей сложности знаменитую трилогию посмотрели более 180 млн советских граждан.
«Белое солнце пустыни» (1969 год, режиссер Владимир Мотыль)
После невероятного успеха «Неуловимых» руководство советского кинематографа все чаще стало смотреть в сторону остросюжетного исторического кино, затрагивающего тему революционной борьбы на южной периферии страны. Один из авторов сценария Валентин Ежов во время работы над материалом услышал историю ветерана Гражданской войны о некоем басмаче, бросившем в пустыне свой гарем во время бегства от Красной армии, что стало основой для сюжета. Создание фильма доверили Владимиру Мотылю, который на тот момент уже был известен благодаря военной трагикомедии «Женя, Женечка и «катюша». Съемки проходили преимущественно в Дагестане, где в том числе закапывали по голову в песок Саида и строили декорации среднеазиатского Педжента. Из-за неоднозначной идеологической составляющей «Белое солнце пустыни» могли отправить на полку, однако на судьбу картины повлиял Леонид Брежнев. Генсек был в восторге от фильма, что автоматически дало зеленый свет прокату, а само кино обрело культовый статус.
«Свой среди чужих, чужой среди своих» (1874 год, режиссер Никита Михалков)
Дебютная полнометражная картина Никиты Михалкова, действие которой происходит на юге России в начале 1920-х, повествует об ограблении поезда с реквизированным золотом. Сокровище переходит из рук в руки различных недобитков, пока его, наконец, снова не возвращают чекисты. Вдохновение создатели черпали у нашумевших тогда фильмов Серджо Леоне с Клинтом Иствудом в главной роли. Черновым названием сценария было «Полмиллиона золотом, вплавь, пешком и волоком», где можно проследить явные параллели со спагетти-вестернами вроде «За пригоршню долларов» или «Хороший, плохой, злой». Среди отличительных черт фильма — звездный актерский состав с Кайдановским, Калягиным, Райкиным и самим Михалковым, динамично развивающийся сюжет, а также обилие масштабных экшен-сцен. Кстати, массовку для съемок, которые проходили в Чечено-Ингушетии, набирали среди населения близлежащих аулов. Как вспоминал впоследствии режиссер фильма, местные даже спрашивали, будут ли им выдавать реквизитное оружие или же нужно приносить свое.
«Холодное лето пятьдесят третьего…» (1987 год, режиссер Александр Прошкин)
Это перестроечное кино выходит за рамки классического истерна: сеттинг перенесен из среднеазиатских степей и пустынь эпохи Гражданской войны на север страны заката сталинских времен. Драма, затрагивающая сложные социальные темы поствоенной страны, упакована в обертку остросюжетного кино с яркими характерными персонажами и динамичными сценами. Действие происходит в затерянной посреди лесов деревне, ссыльным обитателям которой предстоит неравная схватка с готовыми на все бандитами. Чем не мотив «Великолепной семерки», действие которой перенесено с американо-мексиканской границы в карельскую тайгу?