Кто одевал российских императриц: 4 главных имени дореволюционной моды

. Они конкурировали с парижскими кутюрье и держали ателье в центре столицы
Обновлено 02 августа 2022, 15:22
<p>Императрица Александра Федоровна с дочерьми. За платья для великих княжон&nbsp;Анастасии, Татьяны, Марии&nbsp;и Ольги, как правило, отвечала мастерская семьи Бризак. Наряды были парными (одинаковые для двух старших дочерей и двух младших) и шились из&nbsp;кружева, атласа, искусственного жемчуга и стекляруса</p>
Фото: ru.wikipedia.org

Императрица Александра Федоровна с дочерьми. За платья для великих княжон Анастасии, Татьяны, Марии и Ольги, как правило, отвечала мастерская семьи Бризак. Наряды были парными (одинаковые для двух старших дочерей и двух младших) и шились из кружева, атласа, искусственного жемчуга и стекляруса

Российские императрицы заказывали одежду не только у парижских домов моды House of Worth, Paquin и Morin Blossier. В дореволюционной России были свои талантливые кутюрье, чьи работы не только поражали мастерством, но и опережали время.

Надежда Ламанова

«То, чем Станиславский был в области режиссуры, то была Надежда Петровна в области костюма», — писал наследник кондитерской империи и друг семьи Ламановых Георгий Леман. Ламанова действительно стояла у истоков отечественной моды: значилась официальной поставщицей императорского двора сначала при Ее Высочестве Елизавете Федоровне и затем при Ее Величестве Александре Федоровне, одевала таких представительниц светского общества, как актриса Вера Карахан и коллекционер Евфимия Носова, а также шила костюмы для театральных постановок — будь то «Женитьба Фигаро» или «Принцесса Турандот». О размахе работы Надежды Петровны можно судить по все тем же мемуарам Лемана: в ее доходном доме на Тверском бульваре работало 300 мастериц, а сама хозяйка ездила за тканями в Париж, где закупалась на сумму до полумиллиона рублей.

Так, впрочем, было не всегда. Ламанова родилась в Нижегородской губернии в семье обедневшего потомственного дворянина и по окончании женской гимназии могла бы стать учительницей географии. Однако она решила перебраться в Москву, отучиться в Школе кройки и шитья О.А. Суворовой и устроиться в мастерскую некоей госпожи Войткевич, откуда о талантливой и работящей закройщице постепенно стал узнавать весь город. Свое мастерство Ламанова совершенствовала в Париже, в том числе была знакома с Полем Пуаре.

Во время революции Надежду Петровну арестовали и отпустили только по протекции Максима Горького. Ни о каких драпировках, корсетах, рукавах буф и декоре бисером речи тогда идти не могло — Ламанова взялась за пошив самых простых моделей одежды, рассчитанных на широкие слои населения. Однако на этом ее достижения не закончились: в 1925 году авторские платья в стиле а-ля рюс попали на Всемирную выставку в Париже, произведя фурор и поставив имя россиянки в один ряд с европейскими модельерами.

Анна Гиндус

Основательница одноименной мастерской родилась в 1869 году в небогатой семье в Полтаве. О том, чтобы создавать одежду, Анна Гиндус мечтала с самого детства и по окончании женской гимназии эта мечта сбылась: она попала в Париж, где стала ученицей одной из первых выдающихся женщин-кутюрье Жанны Пакен. Впрочем, есть мнение, что Гиндус работала не с Пакен, а с ее мужем Исидором Рене — якобы именно он научил ее «держать фасон» и преподносить одежду как драгоценность. Наряды получались пестрыми и порой даже экспрессивными, с обилием меха и перьев. О любви Гиндус к меху можно судить даже по ее собственному портрету авторства Валентина Серова.

Из Парижа Гиндус отправилась в Петербург: слава о том, что в городе появилась портниха, обучившаяся у известного французского кутюрье, разлетелась быстро и дошла до императорской семьи. Благодаря непрекращающимся заказам комнатка в полуподвальном помещении на Моховой улице, которую арендовала Гиндус, быстро разрослась до роскошного авторского салона, а его владелица одной из первых стала проводить модные показы. На них приглашалась не только знать, но и обычные горожане и даже крестьяне — Гиндус стремилась привить хороший вкус всем слоям российского общества.

После революции модельер закрыла мастерскую и вернулась в Париж, где попыталась возродить свое дело. Но безуспешно: из-за высокой конкуренции достичь былой популярности не удалось.

Семья Бризак

У императрицы Александры Федоровны был целый пул модельеров, но в основном она предпочитала наряды «от Бризака». Это имя носила мастерская в центре Санкт-Петербурга, которой с середины XIX в. владели три поколения французских эмигрантов. Непосредственно с Романовыми работал Альбер Бризак и впоследствии его сын Рене, питавший особые чувства к тончайшему белому кружеву с мелким рисунком. В таких платьях ходила не только жена, но и дочери последнего русского императора, великие княжны Анастасия, Татьяна, Мария и Ольга, причем их наряды были одинакового кроя.

Помимо царской семьи, ее родственников и фрейлин, Бризакам было позволено шить только для двух клиенток: балерины Анны Павловой и эстрадной певицы Анастасии Вяльцевой. Для последней ателье подготовило концертное кружевное платье с изображением ласточек — нетипичное для моды того времени, но очень красивое. Большинство работ Бризаков, впрочем, до нас не дошло: их уничтожил огонь революции, а сами эмигранты вынужденно вернулись во Францию. Их имущество было национализировано.

Ольга Бульбенкова

Парадные наряды для Романовых создавала Ольга Бульбенкова. Ее руке принадлежит в том числе свадебное платье Ее Величества Александры Федоровны из серебристой парчи, с широкими откидными рукавами, декорированными мехом марабу. Корин Холл, автор биографии императрицы Марии Федоровны, которую также обшивала Бульбенкова, писала, что за заказы российскому модельеру приходилось конкурировать с самим Чарльзом Уортом.

Преимущество работ Бульбенковой состояло в том, что она не просто копировала французские фасоны, а боролась за национальную идентичность. Например, использовала ткани с русских фабрик и обращалась за золотошвейной вышивкой к мастерицам из Новодевичьего и Ивановского монастырей. Кроме того, Бульбенкову можно назвать первым русским стилистом: она подходила к клиенткам комплексно, учитывая как их телосложение, форму лица и цвет кожи, так и особенности характера.

К слову, с монастырями модельер сотрудничала неспроста: она родилась в семье священника в Нижнем Новгороде. Интерес к моде у госпожи Ольги (именно так ее потом называли заказчицы) проснулся благодаря тете, к которой она переехала в возрасте девяти лет, — жене богатого петербургского купца, державшего галантерейный магазин на Невском проспекте. Интересно, что дело Бульбенковой тоже перешло к ее племяннице. Последний крупный заказ модный дом выполнил к празднованию 300-летия династии Романовых, в 1913-м. Через четыре года, в самый разгар революции, он был закрыт. Сегодня работы госпожи Ольги хранятся в Государственном Эрмитаже.

Поделиться
Авторы
Теги