Кто такой продакт-менеджер, сколько он зарабатывает и как им стать
. Рассказываем об одной из самых популярных и высокооплачиваемых профессийПродакт-менеджер — одна из самых популярных на сегодняшних день профессий. Но чем именно занимается специалист, какими компетенциями должен обладать и стоит ли вам присмотреться к вакансии? Рассказываем вместе с экспертами.
Кто такой продакт-менеджер
Продакт-менеджер (или, коротко, продакт) — это специалист, который отвечает за продукт или его часть. Продуктом может быть как видеоигра или сайт газеты, так и приложение для доставки еды и даже iPhone. Продакт-менеджер отвечает за создание, вывод на рынок и дальнейшую поддержку нового продукта, при этом он должен предложить рынку решение, которого нет у конкурентов и тем самым помочь компании стать успешнее и заработать больше денег.
Сначала стоит определить, какие вообще бывают роли при управлении продуктом.
- В первую очередь это CPO, или директор по продукту, у которого есть сформулированная идея и видение продукта, перспектив его развития.
- Есть product owner — руководить определенного направления в рамках продукта.
- И есть продакт-менеджер — линейный сотрудник, у которого может быть градация: junior, middle, senior.
На любом уровне продакт — это идеолог. Он объясняет, зачем команда делает продукт или его обновление; почему это важно для компании и для самой команды.
Не стоит путать продакт-менеджера (product manager) с проджект-менеджером (project manager), хотя в небольших компаниях функции этих специалистов иногда выполняет один человек.
Продакт отвечает за сам продукт, за его идею и развитие, за то, как поставить задачу разработчикам. Именно он — связующее звено между руководителями и техническими исполнителями.
Проджект функционирует внутри команды разработки: собирает требования от продакт-менеджеров и заказчиков, работает с гипотезами, показателями и метриками, дает техническое задание (ТЗ) разработчикам, тестировщикам, аналитикам, связывает между собой этих людей и контролирует процесс.
Продакт-менеджер принимает работу от проджект-менеджера, но это не говорит о том, что одна из этих должностей выше или ниже. Здесь работает не вертикальное, а горизонтальное управление.
Чем занимается продакт-менеджер
Ключевая задача продакт-менеджера — создание новых и развитие существующих продуктов для клиентов. Вадим Смаков, продакт-менеджер «СберСервиса», в качестве основных функций выделяет:
- определение потребностей и задач клиентов;
- масштабирование продукта на новые сегменты клиентов и рынки;
- процесс создания и трансформации продукта;
- расчет финансового потенциала от создания или трансформации продукта;
- постановка целей и планирование работы в команде;
- поиск спонсора и защита бюджета для реализации;
- организация работы команды;
- измерение результатов;
- развитие сотрудников и себя.
Когда бизнес приходит к нам за прокачкой продуктовых команд, запрос приблизительно звучит так: «Научите наших продактов говорить с бизнесом. Нам не нужны отчеты о количестве новых фичей, которые мы запустили. Мы хотим понимать, как те или иные решения помогают нашему бизнесу расти».
Это значит, что продакт-менеджер должен подходить к продукту комплексно: уметь формулировать ценностное предложение, работать с рынком и проводить анализ конкурентов; понимать, какие существуют каналы доставки ценности до пользователей и способы монетизации.
Навыки продакт-менеджера
Основные навыки продакт-менеджера:
- проведение количественных и качественных исследований;
- формирование и валидация гипотез роста и ценности продукта;
- построение карт клиентских путей;
- сегментирование клиентов;
- проведение анализа рынка и конкурентов;
- расчет экономики продукта;
- выделение минимально жизнеспособного продукта (MVP);
- проведение анализа, тестирования;
- управление ожиданиями заинтересованных сторон;
- использование процессных схем и методологий.
Продакт-менеджеру обязательно нужно разбираться в том, как устроен его продукт, какие технологии используются, какие есть особенности реализации. Это позволяет общаться с командой на одном языке, находить более оптимальные решения задач.
Глубина знания технологий зависит от продукта: чем он технически сложнее, тем больше знаний потребуется специалисту.
Продакт-менеджер — это связующее звено; он общается с командой, заказчиками и руководителями. Продакт объясняет границы задач и требования, функциональность для пользователя и предлагает решения, с помощью которых можно достичь результата.
По словам экспертов, не бывает продакта с идеальным набором компетенций. Есть те, кто успешно запускает продукты, и те, кто хорош в их масштабировании. Но главная компетенция всех продактов — создавать и доставлять ценность до клиента и помогать бизнесу на этом зарабатывать.
Для этого менеджеры по проекту должны быстро принимать решения и хорошо разбираться в инструментах для аналитики, исследований и экспериментов.
Некоторые компании пытаются создавать продукты в распределенных командах, в которых роль продакта брал на себя человек без соответствующих компетенций. Он может в общих чертах знать, что важно проводить исследования или что нужно как можно быстрее тестировать MVP, но все равно получается долго и не то, что нужно рынку.
Продакт-менеджер необязательно должен быть крутым специалистом в технической сфере. Он отвечает за то, какой опыт получит пользователь, сможет ли он решить задачи благодаря продукту. Для этого продакт должен ставить ИТ-команде понятные задачи, а какие технологии применять, разработчики определят сами.
Продакт-менеджер отвечает за быстрый вывод продукта на рынок и его развитие. Это необязательно должно быть ИТ-решение, потому что продукт в целом — это ценностное предложение, которое решает ключевые проблемы и задачи аудитории и бизнеса.
Продуктом могут быть образовательные офлайн-активности, бизнес-клуб, иммерсивный театр, кофейня и даже магазин. Там, где форма и содержание продукта могут трансформироваться под меняющиеся потребности пользователя и вызовы рынка, где нужно управлять пользовательским опытом и метриками, всегда найдется место для продуктового менеджера.
Продакт-менеджер: востребованность на рынке
На осень 2022 года в России открыто более 2,5 тыс. вакансий для продакт-менеджеров. [1] Уровень зарплаты зависит от навыков специалиста и компании. Большинство предложений для Москвы стартуют от 100 тыс. руб. в месяц. Несколько фирм готовы платить продактам 400 тыс. руб. [2] [3] В США средняя зарплата менеджеров по продукту — $102 тыс. в год. [4]
Мнение, что продакт-менеджеры нужны только в ИТ-проектах, ошибочно. Специалист может работать в любой сфере, все зависит от продукта: для одного это CRM-система, для другого — методология обучения, для третьего — товар. В разных отраслях специалисты имеют разные зоны ответственности и разный набор задач.
Сегодня современная компания вряд ли может обойтись без продакт-менеджера. В самом начале запуска компании их роль всегда исполняют основатели, которые формируют видение продукта, траекторию его развития.
Но с каждым годом пользователи становятся более требовательными, продукты усложняются, и здесь без продакт-менеджера уже не обойтись. Каждый этап и элемент взаимодействия пользователя с продуктом должен быть максимально проработан. Основатели этим уже не занимаются, а другие участники компании не обладают должными компетенциями.
Как стать продакт-менеджером
В российских вузах для освоения навыков продакт-менеджера подходит 52 программы подготовки: менеджмент, управление персоналом, информационные системы. [5] Также азы специальности можно освоить на онлайн-курсах.
Продакту может пригодиться как техническое, так и бизнес-образование. Один из самых успешных продакт-менеджеров 2022-го Карлос Гонсалес де Вильяумброзия получил степень бакалавра компьютерных наук в Мадриде, степень бакалавра инженерии управления в Саламанке и сертификат в области глобального управления бизнесом и маркетинга в Беркли. [6]
Дальнейший карьерный путь будет зависеть от компании и продукта, которым вы хотите заниматься. Образование — лишь первая ступенька для получения должности продакт-менеджера.
После окончания вуза или курсов вам вряд ли доверят управление продуктом. До этого нужно дорасти, то есть устроиться на работу в компанию, которая вам нравится, и несколько лет проработать на должности, связанной с продвижением, разработкой или управлением продуктом. [7] Работодатели отдают предпочтение кандидатам с опытом работы в области статистики, связей с общественностью, маркетинга и менеджмента. [8]
Новые знания можно получить с помощью следующих полезных ресурсов:
- Блог SVPG Insights. Постоянные авторы и приглашенные блогеры публикуют статьи и разборы кейсов.
- 10 выступлений TED для продакт-менеджеров. Выступления лидеров индустрии.
- Блог Amplitude. Материалы с рабочими советами для продактов от сотрудников платформы цифровой аналитики.
- Блог Pendo. Статьи о запуске новых продуктов, командной работе и трендах в сфере.
- Подкаст Should We. Продакт-менеджер компании Quip Дайана Кимбалл Берлин и коучер лидеров Лиза Санчес рассуждают о продуктивности, выгорании и рабочих задачах.