«После меня квартира сдается на 10–30% дороже». Кто такой хоумстейджер
. А еще — сколько он зарабатывает и почему его опасаются риелторыВ серии материалов «Итак, рассказываю» мы собираем истории людей с интересными хобби или необычными, относительно новыми для российского рынка труда профессиями. Среди таких профессий — хоумстейджер (от англ. home — дом и stage — сцена), тот, кто повышает привлекательность квартиры для дальнейшей сдачи в аренду или продажи.
Что такое хоумстейджинг
Хоумстейджинг пришел к нам из США. Первой, кто применил этот метод в 1972 году, считается Барб Шварц, риелтор из Бельвью, на тот момент пригорода Сиэтла. Она была поражена тем, как выглядят дома, которые необходимо сдать или продать: грязные, захламленные, со старой мебелью и непривлекательным интерьером. И однажды решилась предложить хозяйке такого дома поработать над ремонтом или декором, но та не согласилась: «Зачем, если я переезжаю?» Тогда Барб вспомнила о своем опыте участия в бродвейских мюзиклах, где для каждой новой сцены меняли фон и переставляли мебель в рамках ограниченного бюджета, и придумала по тому же принципу инсценировать недвижимость. Эта идея владелице понравилась куда больше. Хоумстейджинг стал визитной карточкой Шварц, а затем она стала обучать этому желающих. Теперь хоустейджеры — отдельная профессия, которая помогает сдать или продать квартиру, не прибегая к услугам риелтора.
Я узнала о хоумстейджинге из социальных сетей, а именно из групп по аренде недвижимости. Мы с семьей снимаем квартиру, а также помогаем сдать квартиру родственникам, которые уехали за границу. Я подписалась на разных специалистов, мне нравилось наблюдать за тем, как они простыми средствами преображают квартиры. Потом стала изучать тему глубже и прошла курсы по хоумстейджингу у Ирины Чу. Иметь диплом дизайнера в этом деле необязательно — главное, чтобы были насмотренность, вкус и понимание, где найти те или иные вещи для воплощения идей. По образованию я филолог, защитила кандидатскую диссертацию на кафедре риторики, преподавала у будущих работников радио и телевидения. То есть с дизайном и творчеством никак не была связана. Потом 17 лет занималась воспитанием детей и вела свой блог, который менялся вместе со мной. Сначала писала в нем про семью, потом про путешествия, а теперь завела отдельную страницу про хоумстейджинг, где показываю свои работы.
Как строится рабочий процесс
Работа хоумстейджера сводится к тому, чтобы сделать квартиру более привлекательной. Мы раскрываем потенциал объекта, подчеркиваем его сильные стороны. Где-то достаточно сделать перестановку, поменять шторы и добавить декор, где-то — заменить мебель, а где-то — пригласить специалистов для малярных работ. Все очень индивидуально и зависит от состояния квартиры.
На российском рынке все больше квартир и дач, которым требуется так называемый престейджинг, минимальный ремонт. Хоумстейджер может дать рекомендации, что нужно сделать для того, чтобы он мог приступить к своей работе. А может взять организационные вопросы на себя: найти мастеров, проконтролировать их работу. Конечно, за дополнительную плату.
Процесс строится по-разному, в зависимости от месторасположения квартиры (в Москве мы выезжаем на объект, а в другом городе или стране работаем онлайн) и от тарифа, который, в свою очередь, обусловлен задачей и бюджетом. Это может быть только консультация с ответами на вопросы и советами по самостоятельному редизайну, экспресс-редизайн с нашим реквизитом, редизайн с закупкой элементов декора, обговоренных с клиентом, и работа «с нуля». Последний вариант, кстати, пользуется особой популярностью. Причем иногда мы даже не встречаемся с клиентом — они передают ключи через курьеров.
Подготовка пустой квартиры к продаже за один день: было
Все начинается со знакомства с квартирой по фотографиям или лично, после чего мы изучаем похожие предложения на сайтах недвижимости (с учетом локации, количества комнат и других базовых параметров). Нам нужно понимать, какой результат необходимо получить, чтобы квартира выделялась в потоке объявлений. Затем обговариваем бюджет, делаем необходимые покупки, наводим красоту и проводим фотосессию. Обычно все это занимает от одного до пяти дней.
Важно понимать, что в отличие от дизайнеров интерьера хоумстейджеры отталкиваются не от вкуса клиента, а от актуальных трендов и спроса на рынке. Я подписана на многие группы по аренде, читаю комментарии и понимаю, что нравится арендаторам и покупателям, а что нет. Например, в случае длительной аренды в приоритете будут светлые стены (поэтому, если не знаете, какой ремонт сделать, просто покрасьте стены в белый цвет), а в случае посуточной — изобилие цвета. А если стоит выбор между кроватью и диваном, то арендатор с большей вероятностью выберет квартиру с кроватью.
Что дает хоумстейджинг
После хоумстейджинга квартира сдается на 10–30% дороже, а в некоторых случаях арендодатель поднимает цену в два раза. Преимущество проведенной работы заключается еще и в том, что сроки поиска арендаторов или экспозиции квартиры (если мы говорим о продаже) значительно сокращаются. Много примеров, когда квартиру сдавали за один день, а покупатель находился в первую неделю.
Иногда клиент остается жить в квартире, но у меня таких случаев пока не было — слышала от коллег. Бывает, что целенаправленно заказывают хоумстейджинг для себя, но правильнее это было бы назвать декораторским проектом. Все же хоумстейджинг — инструмент маркетинга, а своей квартире маркетинг не нужен. Мы такие проекты берем, но у них своя специфика. В редизайне квартиры для аренды или продажи нужно понимать, кто целевая аудитория и как ей понравиться. Это большой процент людей. А в редизайне квартиры для жизни нужно ориентироваться на одного человека, собственно на заказчика. Все делается с учетом его вкусов и предпочтений, покупки обговариваются и согласовываются, процесс занимает гораздо больше времени.
Что изменилось на фоне санкций
Еще раз подчеркну, что мы, как правило, не занимается ремонтом, а работаем с тем, что есть. Наша задача — сделать интерьер более современным и уютным. Шторы, декоративные подушки, ковры, растения, постеры или картины — верные друзья хоумстейджера. Раньше мы покупали их в IKEA, поэтому было немного тревожно, когда компания объявила об уходе с российского рынка. Сейчас мы находим другие варианты, и это чуть увеличивает сроки сдачи проектов. Магазинов с необходимой мебелью, текстилем и декором много, но заменить полностью IKEA пока не получается ни у кого. Все равно что-то одно берешь в одном магазине, а что-то другое — в другом. Ну и главное, что сервиса и условий возврата, как у IKEA, я нигде не встречала.
Любимые и сложные проекты
Каждый кейс интересный, но выделю недавний — подготовку пустой трехкомнатной квартиры к продаже. В срочном порядке закупили на «Авито» некоторые элементы мебели, чтобы хотя бы условно обозначить зоны: здесь — гостиная, здесь — спальня, здесь — рабочая зона, а здесь — кухня и балкон. Пустые квартиры продаются хуже. В том числе потому, что большинству сложно представить габариты пространства, если в нем ничего нет. Хоумстейджинг, который, я напомню, дословно переводится как инсценировка дома, помогает людям представить себя в этом пространстве. Нам удалось сделать пустую квартиру уютной за один день.
Совсем сложных проектов не вспомню. Были нестандартные. Например, девушка арендовала квартиру и хотела сделать ее более уютной, но при этом сохранить атмосферу — объект располагался в конструктивистском доме в центре Москвы. Как мне кажется, у нас это получилось.
Сколько зарабатывает хоумстейджер
Консультации хоумстейджера стоят от 3 тыс. до 5 тыс. руб., проекты — от 30 тыс. в зависимости от количества комнат и общего метража. Бюджет на покупки — от 20 тыс. Бывают проекты и с нулевым бюджетом на покупки, которые, правда, возможны не везде. Если в квартире хороший ремонт и уже есть какой-то декор, то мы можем обойтись перестановкой и использованием текстиля. Если квартиру нужно упаковать «с нуля», то здесь, конечно, совершенно другие цифры. Таким образом, мой заработок зависит от масштаба и количества заказов. Каждый месяц он разный. Но в любом случае куда больше я получаю от эмоций заказчиков. Ведь хоумстейджеры создают квартиры, в которых хочется жить.
Как преобразить интерьер без ремонта
1. Освободите все поверхности — столы, столешницы, подоконники, комоды, консоль. На полу тоже не должно быть ничего лишнего.
2. Поставьте на освободившееся место вазу с сухоцветами, гипсофилой, ветками эвкалипта или рускуса. За ветками, кстати, необязательно идти в магазин, их можно собрать на улице.
3. Купите новые шторы, если старым уже много лет. Это поможет кардинально изменить и освежить интерьер. Если вы боитесь экспериментов, то сделайте выбор в пользу однотонных штор нейтрального цвета. Никакого «советского» тюля.
4. Купите декоративные подушки и плед на диван, кресло или кровать. Если у вас пять подушек, то пусть одна или две из них будут акцентными, а остальные — нейтральными.
5. Торшер — самый легкий способ добавить уюта, особенно если поставить его рядом с диваном или креслом.
6. Развесьте постеры со знаковыми для вас изображениями или словами. Если не хотите ради этого делать дырки в стене, поставьте постер в рамку и расположите на комоде или консоли. Можно также попробовать забивные крючки — они оставляют едва заметные отверстия.
7. Постелите ковер — нейтральный или акцентный, в зависимости от остального интерьера.
8. Добавьте черные детали (фоторамки, подсвечники, настольные лампы). Это сделает интерьер более контрастным и интересным.