40 лет назад умерла Грейс Келли. Какой была легенда кино и княгиня Монако

. И как она помогла вернуть былое величие европейскому государству
Обновлено 02 марта 2023, 07:48
Казалось, в ее жизни было все, о чем мечтает любая девушка: счастливое детство, внешность аристократки, успешная кинокарьера и заветный «Оскар», любовь принца и самая красивая свадьба, толпы восхищенных поклонников и целое государство обожающих монегасков. Правда, выйдя замуж за князя Ренье III, «хичкоковская блондинка» была вынуждена навсегда порвать с голливудским прошлым
Фото: Paramount Pictures / Sunset Boulevard / Corbis / Getty Images

Казалось, в ее жизни было все, о чем мечтает любая девушка: счастливое детство, внешность аристократки, успешная кинокарьера и заветный «Оскар», любовь принца и самая красивая свадьба, толпы восхищенных поклонников и целое государство обожающих монегасков. Правда, выйдя замуж за князя Ренье III, «хичкоковская блондинка» была вынуждена навсегда порвать с голливудским прошлым

Ровно 40 лет назад газеты по всему миру вышли с заголовками о смерти Грейс Келли — оскароносной голливудской актрисы, которая была вынуждена завершить карьеру в кино из-за нового титула принцессы Монако. Жена Ренье III, князя карликового государства, попала в аварию, получив травмы, несовместимые с жизнью. Рассказываем о том, что предшествовало трагедии.

В той аварии, произошедшей на горном серпантине 13 сентября 1982 года неподалеку от Монте-Карло, до сих пор много загадок. Достоверно известно, что в автомобиле находились двое: княгиня Грейс и ее 17-летняя дочь Стефания. Шофера они отпустили — якобы в машине не было места из-за большого количества сумок. По основной версии, Грейс, сидевшая за рулем, не справилась с управлением: «ровер» на огромной скорости вылетел с трассы и рванул с обрыва. Стефания отделалась переломом ребер и ключицы, а травмы ее матери оказались несовместимыми с жизнью — она умерла в госпитале, не приходя в сознание.

Виноватой в дорожном инциденте долго считали Стефанию — позже ей пришлось доказывать, что не она вела машину, хотя и выбралась из-под обломков именно со стороны водительского сидения. По ее воспоминаниям, матери никак не удавалось затормозить, не помог даже ручной тормоз.

Американский писатель, автор книги «Принцесса Монако» Джеффри Робинсон рассказывал, что Грейс легко могла перепутать детали газа и тормоза из-за своего состояния. Врачи диагностировали у нее церебральный сосудистый спазм и кровоизлияние, случившееся еще до катастрофы.

О смерти Грейс Келли было официально объявлено 14 сентября 1982 года. Ей не исполнилось и 53 лет.

Идеальная американская семья

Грейс Патриция (родилась в Филадельфии 12 ноября 1929 года) была третьим ребенком в семье Джека Келли и Маргарет Майер. Ее отец, сын ирландского эмигранта, был амбициозным и предприимчивым человеком. Начав с простого каменщика, он основал свою фирму «Келли. Кирпичные работы», которая принесла миллионы. Упорные тренировки по академической гребле (в основном по вечерам после работы) помогли завоевать олимпийское золото на Играх 1920 года в Антверпене. Отец мечтал о том, что дочь вырастет истинной католичкой, настоящей спортсменкой и примерной женой. Правда, супруга ей должен был выбрать именно он: желательно с титулом, ведь с деньгами в семье все было в порядке.

Спортсменки из Грейс, впрочем, не вышло. Покинув отчий дом по окончании школы в 1947 году, она отправилась в Нью-Йорк, где поступила в Американскую академию драматического искусства. Первые пробы перед камерой оказались удачными, и молодая красотка получила несколько выгодных рекламных контрактов.

Внешне холодная и будто бы отстраненная, Грейс обладала горячим и страстным темпераментом. Бурные романы следовали один за другим: с другом-манекенщиком Херби Миллером, актером Александром д'Арси, преподавателем академии Доном Ричардсоном. Ее аппетиты росли, как и статус героев-любовников: в их череде побывали Клод-Филипп, распорядитель банкетов в легендарном нью-йоркском отеле «Уолдорф-Астория», и даже шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви. Обоих она представила своим родителям — и получила решительный отказ.

Стремительная кинокарьера

В ноябре 1949 года Грейс дебютировала на Бродвее в пьесе Августа Стриндберга «Отец», и хотя постановка оказалась провальной, красавицу-дебютантку заметили. Она быстро стала звездой телесериалов, за три года сыграв в полусотне проектов. В 1952-м снялась в вестерне Фреда Циннемана «Ровно в полдень» — ее партнером по фильму выступил Гэри Купер. На съемочной площадке и за ее пределами между ними бушевали нешуточные любовные страсти. Следующим фильмом стал «Могамбо» Джона Форда: в съемках, которые проходили в Африке, участвовали звезды эпохи — Ава Гарднер и Кларк Гейбл. Стоит ли говорить, что последний не смог устоять перед чарами Грейс? За этот фильм молодую актрису выдвинули на «Оскар» за роль второго плана, но главное, что после премьеры на нее обратил внимание Альфред Хичкок. Режиссера поразило в актрисе сочетание холодного лоска и внутреннего огня — позже он называл ее «заснеженным вулканом». У Хичкока Келли снялась в трех фильмах, и два из них — «В случае убийства набирайте «М» и «Окно во двор» — считаются лучшими его режиссерскими работами.

На любовном фронте у Грейс было без перемен: один за другим следовали романы — с Жан-Пьером Омоном, Уильямом Холденом (именно он вручит ей оскаровскую статуэтку за фильм «Деревенская девушка»), Бингом Кросби, Олегом Кассини. 40-летний дизайнер русско-итальянского происхождения был очарован ее «холодной идеальной красотой». По его совету Грейс стала носить элегантные платья, одновременно сдержанные и сексуальные, диоровский new look с утянутой талией и пышными юбками, темные очки, перчатки и непременную маленькую сумку. Он красиво ухаживал за ней, присылая огромные букеты роз, и даже сделал предложение, но согласия родителей возлюбленной на брак так и не дождался. Как писала биограф Гвен Роббинс, Грейс отлично знала, чего хочет в плане карьеры, но в личной жизни оставалась незрелым ребенком — желала всего и сразу и не умела отказывать. Строгое воспитание мешало ей перечить воле отца.

По ту сторону Атлантики

Князь Ренье познакомился с Грейс на пике ее голливудской карьеры. К моменту их встречи она уже получила заветный «Оскар» (в 1955 году), а заодно и титул самой кассовой актрисы.

32-летний правитель Монако принадлежал к династии Гримальди — старейшей в Европе, но с весьма сомнительной репутацией. После войны княжество находилось на грани банкротства, монарху срочно нужно было жениться и обзавестись наследником. Блестящая американская актриса, к тому же титулованная и знаменитая, была лучшей партией: благодаря своим связям она могла бы привлечь к крошечному средиземноморскому государству внимание туристов и банкиров. Друг Ренье Аристотель Онассис пытался сосватать ему Мэрилин Монро, но той, как писали, не хватало «достойного общественного имиджа».

С Грейс они познакомились в мае 1955-го во время Каннского кинофестиваля и были очарованы друг другом. Между ними завязалась переписка, а уже через полгода Ренье на всех парусах плыл через Атлантику, чтобы в канун Рождества попросить руки и сердца своей возлюбленной у ее родителей. Гарантией помолвки стало кольцо Cartier c бриллиантом весом 10,47 карата. Джек Келли наконец дал свое согласие, хотя ему и пришлось выложить в качестве приданого $2 млн.

Свадьба была намечена на 18 и 19 апреля 1956 года: после гражданской церемонии по протоколу следовала религиозная в соборе Святого Николая в Монако. Протокол также требовал, чтобы перед свадьбой будущая княгиня прошла тесты на фертильность и на девственность. С первым все оказалось в порядке, так что на второй закрыли глаза.

Свадьба века

Тот день подданные Монако запомнили надолго. На улицы вышли тысячи людей, чтобы увидеть одно из величайших по масштабу и роскоши событий. Большую часть расходов взяла на себя киностудия Metro-Goldwyn-Mayer (MGM). В обмен на разрыв контракта с новоиспеченной княгиней компания получила эксклюзивное право на телетрансляцию — в итоге церемонию смотрели 30 млн зрителей по всему миру.

Днем ранее в тронном зале дворца Гримальди прошла гражданская церемония бракосочетания, а затем — роскошный прием для подданных княжества: у каждого монегаска была возможность поздравить молодую княжескую чету.

Другая жизнь

Войдя в княжеский дом Гримальди, Ее Светлейшее Высочество принцесса Грейс — именно так полностью звучал ее титул — была вынуждена полностью оставить свою работу в кино. И это, пожалуй, самая большая жертва, которую она принесла. Более того, фильмы с ее участием были запрещены к показу в Монако, дабы не портить безупречный образ монаршей супруги. Последней ее работой стал блестящий мюзикл «Высшее общество», в котором вместе с ней снимались Фрэнк Синатра, Бинг Кросби и Луи Армстронг. Голливуд горевал, особенно Альфред Хичкок.

С этой поры у Грейс была только одна роль — образцовой жены и идеальной матери. Она всецело посвятила себя воспитанию троих детей — Каролины (1957 года рождения), Альбера (1958), Стефании (1965) — и заботе о своих подданных. Принцесса много занималась благотворительностью, ввела в обычай ежегодные елки для всех детей княжества, в том числе сирот, и чаепития в больницах, патронировала несколько благотворительных фондов, основала Садовый клуб, возглавила монакское отделение Красного Креста, много помогала Океанографическому музею, сделав его важнейшей достопримечательностью. При ней княжество пережило невероятный подъем и расцвет, превратилось в центр культурной жизни с многочисленными праздниками и фестивалями, вернуло свой былой престиж.

Но в семье все складывалось непросто. Отношения с князем были отнюдь не безоблачными: тот был вспыльчивым и раздражительным, ревностно относился к популярности жены среди подданных. Внешне счастливая и благополучная, Грейс переживала жесточайшую депрессию. К этому добавились два выкидыша и смерть отца в 1960 году, а также тяжелый климакс, в результате которого она прибавила в весе. Доставляли проблем и подросшие дети, которые не желали быть примерными принцами и принцессами. Но о разводе не могло быть и речи — честь и репутация для нее были превыше всего.

Грейс приписывают цитату: «Актеры в США могут разделять свою публичную жизнь и личную. Здесь, в Монако, будучи женой принца Ренье, я могу играть только одну роль… быть его принцессой». И монегаски обожали свою принцессу — по улицам за ней всегда бежали толпы поклонников, представители прессы стояли в очередь, чтобы взять интервью, марки и фотографии с ее изображением мгновенно раскупали. Грейс была величественна и обаятельна, проявляла заботу и неподдельный интерес ко всем собеседникам. Свою главную и самую трудную роль она блистательно сыграла не в кино, а в реальной жизни — и была достойна совсем другого финала.

Но волшебной сказки с хорошим концом не получилось. После трагической смерти супруги князь Ренье больше никогда не женился — он занял место рядом со своей любимой в фамильной усыпальнице в 2005 году.

Поделиться
Авторы
Теги