Гуля Королёва. Судьба первой советской девочки-кинозвезды
. Главные фильмы и жизнь героини Великой Отечественной войны9 сентября 1922 года — 100 лет назад — родилась Гуля Королёва, главная героиня книги «Четвертая высота» Елены Ильиной. Девочка-легенда, пример, герой Великой Отечественной войны и первый ребенок-кинозвезда.
Гуля (в свидетельстве о рождении — Марионелла) Королёва родилась в Москве, на Сивцевом Вражке прошло ее раннее детство. Родители девочки имели непосредственное отношение к культуре: папа, Владимир Королёв, был театральным режиссером, работал в Камерном театре Таирова, а мама, Зоя Богданова, была работницей кинофабрики. Профессия мамы не совсем ясна — в некоторых источниках говорится, что она была актрисой, в опубликованных письмах упоминается о написанной Зоей Богдановой сценарной заявке. Тем не менее сведений о сыгранных ролях нет. Немного информации сохранилось и о работе Владимира Королёва в Камерном театре (ныне Театре им. Пушкина) — в архиве удалось найти всего несколько программок, где упоминается его имя, в спектакле по Шеридану «Дуэнья» он значится постановщиком, в двух других — сопостановщиком. Есть также цитируемая статья 1939 года в «Советском искусстве», в которой упоминается имя Владимира Королёва, постановщика спектакля «Генконсул».
Однако можно утверждать, что родители Гули в 20-е годы общались, дружили и работали с лучшими представителями театральной и зарождающейся киношной Москвы. Так, в доме Королёвых оказалась актриса театра и кино, режиссер, выпускница актерской школы МХАТа Ольга Преображенская. Она работала в театрах Таирова и Мейерхольда, преподавала в Первой государственной киношколе (будущем ВГИКе), с 1913 года снималась. Именно Ольга Преображенская и станет первым Гулиным режиссером — ее дебюта в картине «Каштанка» и роли «со словами» в немом еще кино «Бабы рязанские».
Премьера фильма «Каштанка» по рассказу Чехова состоялась в декабре 1926 года — соответственно, если посмотреть фрагмент с участием Гули и посчитать, получается, что ее дебют состоялся в возрасте 3,5 лет. В эпизоде на Трубной площади явно зима или начало весны. Хотя в книге «Четвертая высота» эпизод первой съемки описан так:
– Я сама пойду, — сказала Гуля, — пустите меня.
— Сейчас, сейчас, — ответил он, поднес ее к стеклянному ящику и спустил на землю.
Там, в зеленой густой траве, копошились какие-то длинные, толстые веревки. Это были ужи. Гуля не долго думая вцепилась в одного из них и потащила.
— Ну и храбрая же ты девочка! — услышала Гуля над собой голос «кожаного дяди».
Трехлетняя Гуля и не подозревала, что этот дядя был кинооператор и что ее только что сняли для новой кинокартины.
На кадрах, действительно, девочка в смешной шапке стоит перед стеклянным кубом с какой-то живностью и смело взглядывает в кадр, но с ужами весело «общается» мальчик.
Второй Гулин фильм, «Бабы рязанские», вышел через год, в 1927-м. Картину сняла тоже Ольга Преображенская совместно с Иваном Правовым по сценарию, который стал лучшим в конкурсе, проводимом Наркомпросом. Здесь Гуля Королёва играет роль самой маленькой «бабы рязанской», у нее большой эпизод, со словами. Голоса мы, правда, не слышим — кино еще не звуковое, но актерская непосредственность и органичность в кадре уже проявлены.
После дебюта в юном возрасте Королёва достаточно долго не снималась. За годы до двух главных фильмов Гулиной короткой жизни произошли большие изменения — и в ее семье, и в стране. Родители девочки развелись, папа остался в Москве, мама с Гулей переехали на Украину. Отчимом Гули стал известный украинский композитор Филипп Козицкий, семья в основном жила в столице Украины — Киеве, но иногда перебиралась в Одессу, где мама Гули работала на киностудии.
Благодаря переезду и маминой работе и случились в жизни Гули две главные роли, благодаря которым Королёва стала главной и первой кинозвездой-ребенком советского кино. Когда «Дочь партизана» и «Я люблю» вышли на экраны, в Гулину жизнь вошли все прелести актерской публичной профессии: узнавание на улицах, зависть одноклассников, мешки писем со всех концов страны. До нас не дошли кинопрокатные цифры 1930-х годов, но картины бесспорно были показаны по всему Союзу и нашли своих многочисленных зрителей.
Вышли обе картины весной 1936 года, но в «Дочери партизана» Одесской киностудии Гуля снималась раньше, еще 12-летней. Роль Василинки, которую сыграла Королёва, — мечта любой актрисы. Она хоть и юная девчонка, но борется наравне со взрослыми с кулаками, которые не дают жизни. Гуля совершает актерские подвиги один за другим: скачет на коне, тянет его из болота, утопая сама, — и все это на жарком солнце. Василинка — маленькая героиня большой идеи о новой жизни, и Гуля с ней блестяще справляется.
Картина «Я люблю» снималась на год позже на Киевской киностудии — и удивительно, насколько подросла Гуля, как изменилась. Тут она уже молодая девушка, которую либо на завод в помощь семье, отцу, либо на содержание к Бутылочкину. Картина Леонида Лукова остро социальна, о непростой жизни шахтеров Донбасса, начале революционных изменений — на фоне многочисленных песен, частушек, танцев разворачиваются темы тяжелого труда, частной собственности, судьбы женщины.
По легенде, которая озвучена и в «Четвертой высоте», именно на картине «Я люблю» режиссер сказал о Гуле: «Эта девочка всех нас переиграет».
В этом же году вышел фильм с участием Королёвой «Солнечный маскарад», но сведений о картине почти нет, как и самой пленки.
За последние пять лет своей жизни, с 1937 по 1942 год, Гуля окончила школу, научилась прыгать с вышек, в бассейне и на Днепре, поступила в Киевский гидромелиоративный институт, вышла замуж, родила сына, ушла на фронт санинструктором и совершила подвиг во время боя за высоту 56,8 под Сталинградом. 23 ноября 1942 года скончалась от полученных во время боя ранений.
И этот подвиг стал главным в легенде о Гуле Королёвой, в книге о ней «Четвертая высота» и двух последующих экранизациях — 1968 и 1977 годов. А солнечной белокурой кинозвезды не сохранилось даже на афишах.