«Серфер» с Николасом Кейджем: гонзо-триллер о токсичной маскулинности
. Зачем идти в кино на эту диковинную премьеру с Каннского кинофестиваляТриллер «Серфер» с Николасом Кейджем вышел в прокат

Кадр из фильма «Серфер»
1 мая в прокат выходит «Серфер» — психоделический триллер с умопомрачительным Николасом Кейджем в главной роли. Мировая премьера фильма состоялась еще на Каннском кинофестивале-2024. По сюжету, главный герой триллера возвращается в родную Австралию, вступает в конфликт с бандой агрессивных покорителей волн и стремительно утрачивает связь с реальностью.
Кинокритик Мария Ракитина посмотрела фильм и объясняет, почему надо ловить параноидального «Серфера» на больших экранах.
Безымянный герой Николаса Кейджа возвращается в родную Австралию, откуда еще в 15-летнем возрасте после смерти отца перебрался к матери в США. Он мечтает исполнить давнюю мечту и выкупить дом своего деда на лазурном побережье. В дорогую сердцу Лунную бухту он привозит сына-подростка (Финн Литтл), чтобы посерфить вместе. Но семейному отдыху мешают агрессивные загорелые и белозубые мужчины, прогоняющие с уединенного пляжа всех «не местных». Воинственные серферы именуют себя бандой бухтовиков и держат в страхе залетных чужаков, желающих покорить их волны.
Тем не менее так просто сдаваться герой не планирует и в тягостном ожидании подтверждения (или отмены) сделки по приобретению недвижимости ночует в машине на парковке близ Лунной бухты. Однако угрожающий настрой серферов-мачистов, ожесточенно охраняющих «свою» территорию, с каждым днем только набирает обороты. Главному герою приходится защищаться и выживать в экстремальных условиях, чтобы отстоять собственное право жить и кататься на волнах в месте своего детства.

Психологический триллер «Серфер», который стремительно трансформируется в психоделическую сатиру на культ токсичной маскулинности, снял ирландский режиссер Лоркан Финнеган. В своем герметичном хорроре «Вивариум» (2019) постановщик высмеивал навязанные обществом стандарты семейной жизни и воспитания детей. В мистической драме «Дурной глаз» (2022) он грубо критиковал привилегии белого капитализма.
В своем третьем полнометражном фильме Финнеган изобличает опасные нравы закрытых мужских сообществ, в которых приветствуются мачизм и демонстрация физической силы. Можно сказать, создает свою версию «Бойцовского клуба» на пляже, где вместо офисных клерков на языке насилия общаются серферы, которые не жалуют тех, кто, по их мнению, слаб духом.
Кадр из фильма «Серфер»
В банде, больше похожей на секту, доминирует суровый гуру, примерный семьянин и альфа-самец Скалли (Джулиан Макмэхон, игравший демона Коула в «Зачарованных»). Он убедил своих последователей, что каждый покоритель волн непременно «должен страдать» физически, а иногда и морально.
Бесхарактерный, по мнению братства серферов, герой Кейджа проходит своего рода инициацию, чтобы ему позволили остаться в Лунной бухте или навсегда запретили там появляться, если сдастся раньше времени. Поразительная трансформация вежливого «американца» в светлом костюме, который всего за пару стрессовых эпизодов превращается в потрепанного параноика, теряющего связь с реальностью, — главное достоинство картины Финнегана. Львиную долю фильма занимают скитания персонажа Кейджа по Лунной бухте и окрестностям. На каждом углу его поджидают либо отморозки из серферской банды, либо недружелюбная австралийская природа и фауна.
Кадр из фильма «Серфер»
Выкрученный на максимум контраст в сочетании с сюрреалистическим расфокусом и какофонией птичьих голосов создает ощущение беспрерывного кошмара наяву. Главного героя сводят с ума палящий зной, обезвоживание и голод; но больший дискомфорт все же доставляют перманентные издевательства местных серферов-оккупантов, которые не позволяют «чужаку» удовлетворить даже базовые потребности. Выдержит ли он эти нечеловеческие условия или нет — вопрос, удерживающий внимание зрителя вплоть до напряженной развязки.
Кейдж, как всегда, ни капельки не жалеет себя и крайне натуралистично разделяет страдания своего героя вне зависимости от того, наступает ли тот на битое стекло, утоляет ли жажду непригодной для питья оранжевой водой в пляжном туалете или пробует на вкус дохлую крысу.
Актер настолько естественно переживает глубокое отчаяние, которое неизбежно сменяется ответным гневом, что аудитория вынуждена болеть за героя-аутсайдера до самого конца. «Серфер», рассказанный в гонзо-манере, впечатляет не только самоотверженной игрой Кейджа, но и параноидальной атмосферой, все время прогрессирующей и не отпускающей ни на минуту. Возможно, любителям экшена и остросюжетных триллеров фильм Финнегана покажется слишком камерным и бессобытийным. В первую очередь это дикое би-муви, в котором Николас Кейдж чувствует себя как дома, а токсичная маскулинность не выдерживает ни малейшего сопротивления, что несомненно обнадеживает.
Конфликт в фильме, держащийся на противостоянии воспитанного мужчины в костюме и психованных серферов в пляжных трусах, разрешается философски. В жизни главное — плыть по волне, не оглядываясь назад, но помнить о своих корнях.
Параллельно с пеклом противостояния разворачивается и семейная драма, где герой Кейджа запутывается в собственных иллюзиях и живет фантазией о покупке фамильного дома как способе сохранить семью. Он отказывается признавать, что жена ушла от него и беременна от другого мужчины, а заслуженное право серфить в Лунной бухте не вернет погибшего много лет назад отца. Таким образом, Лоркан Финнеган совмещает личную драму с глобальным размышлением о кризисе маскулинности, который, похоже, миру и не стоит преодолевать.
Кадр из фильма «Серфер»
Похожий сюжет о мятежной банде серферов был в криминальном триллере «На гребне волны» (1991), но в фильме с Кейджем знакомая история ловко рифмуется с галлюциногенными переживаниями мужчины в кризисе среднего возраста, благодаря чему кино выходит жестким, абсурдным и захватывающим одновременно. Картина Финнегана едва ли станет новым словом в жанре, но незабываемые эмоции (от тревоги до отвращения) во время просмотра вполне гарантирует.
«Серфера» однозначно не стоит пропускать фанатам таланта Николаса Кейджа, который продолжает проверять свои и зрительские нервы на прочность, каждый раз превышая планку. Впрочем, равнодушных к безумным метаморфозам актера все равно ждет психоделический курс по выживанию в агрессивной среде Австралии, где опасность представляют путающиеся под ногами змеи, ядовитые пауки и обжигающее солнце.