Хит среди ужастиков вышел в России. Чем так хорош жуткий Николас Кейдж

. И почему еще хоррор «Собиратель душ» требует внимания

В российский прокат вышел хоррор «Собиратель душ» с жутким Николасом Кейджем

Обновлено 25 июля 2024, 06:01
Neon
Фото: Neon

25 июля в российских кинотеатрах появится «Собиратель душ» — хитовый инди-хоррор Осгуда Перкинса про сотрудницу ФБР с шестым чувством в исполнении восходящей звезды жанра Майки Монро («Оно приходит за тобой»), которая ищет маньяка-сатаниста — трудноузнаваемого в гриме и парике Николаса Кейджа.

Многое будет знакомо зрителю из-за всплывающих в «Собирателе» поклонов культовым триллерам. Он уже наделал шума в американском прокате, где заработал $44,7 млн (в международном — $47 млн) и хорошую прессу.

Кинокритик Мария Ракитина вскрывает слои этой истории и разбирается, что нового режиссер привнес в сюжет, разыгранный тысячу раз.

Среди однотипных таунхаусов агент ФБР Ли Харкер интуитивно находит тот, в котором засел вооруженный преступник, чем зарекомендовывает себя первоклассной сыщицей со сверхъестественным чутьем. Следующее дело по масштабу значительно превосходит предыдущее: тупиковое расследование жестоких убийств с оккультным контекстом получает ход — впервые за 30 лет появляется шанс найти неуловимого маньяка, который расправляется с целыми семьями, оставляя после себя лишь зашифрованные записки.

Наблюдательная Харкер выяснит, что они связаны с сатанизмом и что их автор — некто по прозвищу Длинноногий. Каким-то образом он заставляет отцов убивать своих жен и дочерей. В поисках ответов героине придется изучить Апокалипсис и прошерстить нечестивые уголки заснеженного Орегона, а еще — обратиться к своему детству.

Детективный слоубернер Осгуда Перкинса «Собиратель душ» (оригинальное название — Longlegs) неожиданно стал летним феноменом. Камерный ужастик, который восторженные критики окрестили «новым «Молчанием ягнят», за первый уик-энд американского проката заработал $22,6 млн — рекордный старт для инди-хорроров за последнее десятилетие. Для дистрибьютора Neon это обернулось и личным триумфом: стартовые сборы превзошли предыдущий хит — хоррор «Омен. Непорочная» с Сидни Суини ($5,3 млн за первый уик-энд).

Оккультного «Собирателя» зрители ждали с нетерпением вовсе не из-за большой известности режиссера — за его плечами всего лишь три тихих готических фильма ужасов («Февраль», «Я прелесть, живущая в доме», «Гретель и Гензель»), которые тонко осваивали темы тотального одиночества и столкновения с теневой стороной личности.

Перкинс мог сделать головокружительную карьеру в Голливуде на имени своего отца, Энтони Перкинса, который воплотил одиозного маньяка Нормана Бейтса в «Психо». Однако предпочел быть нишевым автором вплоть до появления креативной промокампании «Собирателя душ». Билборды с зашифрованным названием фильма и загадочно обрезанным ликом Длинноногого, номер с тремя шестерками, набрав который можно услышать голос маньяка на другом конце провода, и аудиозапись с учащенным сердцебиением Майки Монро, впервые увидевшей Николаса Кейджа в жутком гриме, — все это подогревало интерес к картине, у нее не осталось шансов пройти незамеченной. Рекламная кампания превратила «Собирателя» в самый ожидаемый хоррор года, при этом сильно завысив зрительские ожидания, что не пошло фильму на пользу.

Поэтому перед просмотром следует знать, что автор снимал фильм в традиции своего шокирующе безнадежного «Февраля», а вовсе не пытался превзойти культовое «Молчание ягнят» или детективные шедевры Дэвида Финчера («Семь», «Зодиак»). «Собиратель душ» — процедурал совершенно иной породы. Мрачной, инфернальной, отталкивающе безбожной.

Во вселенной Осгуда Перкинса молитвы не действуют, а настоящими монстрами оказываются люди. Окрашенные в безжизненно серые тона субурбии Орегона заманивают в свои дьявольские сети невинные души и заставляют совершать страшные вещи во славу Того, Кто Внизу. Белые домики, словно с рождественской открытки, заброшенные фермы с темными секретами под половицами, унылые психиатрические лечебницы — бесплотное зло проникает повсюду, а его пришествию под маской благочестия никто не препятствует.

Купить билеты в кино
Купить билеты в кино
Найти сеансы «Собирателя душ»

Фильм однозначно впечатляет леденящим кровь антуражем. Еще в «Феврале», чьим приквелом можно назвать и «Собирателя», Перкинс проявил особый талант к визуализации всепоглощающего отчаяния: осиротевшая на период зимних каникул школа-пансионат, по которой разгуливала демоническая сила, плохо освещенные мотели, занесенные снегом магистрали — каждая локация кричала о безысходности.

В «Собирателе душ» чертовщина, словно раковая опухоль, разрастается по всему штату. Перкинс эксплуатирует нынче модную в хоррорах «сатанинскую панику» (из последних примеров — «Максин XXX» Тая Уэста). Упоминаний «Семьи» Чарльза Мэнсона, Джонстауна и всплеска ритуальных убийств в 1980-х достаточно для понимания контекста. Воплощение чертовщины — за Кейджем, который играет Длинногого в основном голосом и пластикой тела, поскольку мимика скрыта под утяжеленным гримом. Оттого оригинальная версия «Собирателя», а не дублированная, пугает сильнее.

Перкинс вводит в кадр геометрический символизм, как только агент Харкер распутывает послания Длинноногого, идея с шифром которых позаимствована у «Зодиака» Дэвида Финчера. Треугольники начинают тревожно преобладать в кадре и ракурсе съемки, сигнализируя о всепроникающем присутствии зла.

Режиссер максимально насытил изображение зловещей эстетикой, депрессивную цветовую палитру одолжив у триллера «Семь». Прошлое в фильме связано с началом 1970-х (под конец 1973-го как раз вышел «Изгоняющий дьявола»), а настоящее — с 1990-ми, эпохой президентства Билла Клинтона. Перкинс доводит ретро-стилизацию до совершенства, но менее фанатично заботится о сюжете.

Трансформация замкнутой и нелюдимой Ли Харкер, служащей в ФБР, где доминируют мужчины, перекликается с судьбой Клариссы Старлинг. Вместо болезненных разговоров о ягнятах — обеспокоенность незавидной участью телят. Тет-а-тет с маньяком, который дает подсказки к запутанному делу и вскрывает детские травмы, тоже имеется. Как и демонстрация нестандартного, больше интуитивного мышления героини, идущего вразрез с мнением коллег-мужчин. Тем не менее очевидный оммаж на Клариссу не делает героиню Майки Монро менее сложной. Она припасла для зрителя пару диких сюрпризов, а ее параноидальное состояние на крупных планах тревожит и смущает: Харкер лихорадит, от гиперфиксации до панических атак, поэтому ее психологический портрет получается живым и нестабильным. Майка Монро в очередной раз доказывает, что достойна звания современной «королевы крика» наряду с Мией Гот.

Николас Кейдж («Мэнди», «Цвет из иных миров») в чудовищно гротескном амплуа Длинноногого тоже не подводит. На нафталиновый гибрид Буффало Билла и Мэрилина Мэнсона зритель впервые смотрит глазами ребенка (легкий шок гарантирован), а после незримое присутствие сатаниста ощущается в каждой сцене. В жуткий образ Кейдж привнес жесты и интонации, позаимствованные у своей страдавшей шизофренией матери.

Хоррор Перкинса может смутить жанровой вторичностью, но его обреченная интонация, подобно дементору, высасывает всю радость. Мысль о безусловном торжестве зла, которое шлет верующим в лучшее воздушный поцелуй, угнетает и не отпускает после просмотра.

Поделиться