Как среднее профобразование меняет рынок труда Москвы: факты и мифы
. Разбираемся, почему выпускники колледжей и техникумов стали востребованы
Площадка практической подготовки колледжей Москвы на базе индустриального парка «Руднево»
В России все больше работодателей берет на работу выпускников колледжей и техникумов. По данным портала Superjob, семь из десяти принимают в штат выпускников колледжей без опыта работы, особенно к таким лоялен крупный бизнес. Рассказываем, почему среднее профессиональное образование становится востребованным у работодателей, как столица помогает подросткам выбрать профессию и с какими мифами еще приходится сталкиваться.
Почему среднее профобразование востребовано в России
Мастерская столярно-плотничных работ в Московском индустриальном колледже
Система среднего профессионального образования (СПО) в России готовит квалифицированные рабочие кадры или специалистов среднего звена по множеству направлений. Образовательные учреждения ориентируются на практическое обучение и меняют программы в зависимости от запросов работодателей и современных реалий, а также технологических изменений. Ежегодно благодаря автоматизации процессов появляются новые профессии, меняются требования к компетенциям в уже существующих специализациях, сокращается период актуальности навыков.
Эксперты Института образования НИУ ВШЭ утверждают, что «синие воротнички» белеют». По их данным, около 80% программ колледжей сформировано для специалистов среднего звена и только 20% — для рабочих. В целом в образовании высок спрос на цифровые профессии, ведущая из которых IT. И тут абитуриент решает, потратить ли ресурсы на высшее или среднее образование, и «выбор не всегда очевиден», говорит старший научный сотрудник Института образования ВШЭ Вера Мальцева. Например, для 75% вакансий банка службы занятости Москвы сегодня необходимо среднее профессиональное образование, следует из данных мэрии. По оценкам работодателей, рынок труда нуждается в быстром выходе на него абитуриентов.
За последний год в колледжах Москвы модернизировали 650 мастерских и лабораторий, а большинство учебного времени студенты проводят не в аудиториях, а в практических залах, на стажировках и в производственных центрах. Работодатели включены в подготовку — от составления программ до создания рабочих мест. По данным Московского центра развития профессионального образования, более 3 тыс. компаний стали сотрудничать со столичными колледжами за последние два года. Так колледж становится частью индустриальной экосистемы.
Как примерить на себя профессию
День открытых дверей в Московском колледже бизнес-технологий
В столице также остро стоит вопрос профориентации подростков. Чтобы помочь им определиться с будущей образовательной и карьерной траекторией, осенью 2024 года была запущена обновленная программа комплексной профориентации для учеников девятых классов. Флагманская площадка проведения — кадровый центр «Профессии будущего». Чтобы определиться с будущей профессией, там можно посмотреть фильмы о мире профессий, попробовать себя в роли машиниста электропоезда или токаря на VR-тренажере, пройти индивидуальную консультацию с карьерным наставником и так далее.
В 2024/25 учебном году профтестирование в центре прошли более 45 тыс. девятиклассников, а всего с начала проекта — более 100 тыс. учеников, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин. Опрос центра показал, что 80% участников программы комплексной профориентации заинтересованы в поступлении в колледж (опрос проводился в январе—феврале 2025 года, в нем приняли участие более 1 тыс. девятиклассников).
Школьники также могут пройти профессиональные пробы в мастерских и лабораториях на базе 48 столичных колледжей. Они работают на профессиональном высокотехнологичном оборудовании, там же можно задать вопросы самим учащимся колледжей.
Например, Московский метрополитен решил вопрос с обеспечением кадрами благодаря совместному проекту с Колледжем московского транспорта. В первый год сотрудничества большинство выпускников были успешно трудоустроены, говорит замначальника Московского метрополитена по управлению персоналом Павел Ковалев. В настоящее время обучение проходят более 1,7 тыс. студентов.
Мифы о среднем профобразовании
Подготовка специалистов по управлению БПЛА в колледже автоматизации и информационных технологий №20
Миф № 1. «Единственный путь к успешной карьере — это высшее образование»
Существующая долгие годы установка «без вуза нет счастья» уже не работает во многих странах мира и постепенно изменится и в России, уверен заслуженный профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, академик Российской академии образования (РАО) Александр Асмолов. По его мнению, существует множество форм интеллекта, в том числе практический. И если ребенок «рукодельный», то есть больше тяготеет к практике, а не изучению теории, родителям важно это отметить и не заставлять его. В конце концов, предупреждает Асмолов, это может привести к инфантилизации подростка.
Миф № 2. «Если ребенок не получит высшее образование после школы, то никогда его не получит»
Среднее профессиональное образование не отменяет высшего, а напротив, позволяет сделать выбор более зрелым. «Наши студенты, окончившие колледж, в силу набранной теоретической и практической базы показывают высокие результаты в учебе. Они уверенно чувствуют себя в вузе, имея за плечами реальный опыт», — отмечает доцент кафедры «Космические системы и ракетостроение» Московского авиационного института Александр Гетманов. Поступить в вуз после колледжа можно как по ЕГЭ, так и по внутренним экзаменам. С сентября 2025 года на базе колледжей Москвы будут организованы бесплатные городские курсы подготовки к ЕГЭ, если студент захочет продолжить обучение.
Миф № 3. «Выпускники колледжей не востребованы на рынке труда»
Напомним, что большинство вакансий рынка труда Москвы содержат предложения, не требующие высшего образования. Кроме того, работодатели приходят за студентами не после, а еще до выпуска. По статистике мэрии Москвы, 65% студентов московских колледжей получают предложения о работе во время учебы, а 95% трудоустраиваются в первый год после выпуска.
Помимо практически гарантированного трудоустройства в ближайшем будущем порядок поступления в техникумы и колледжи может стать еще проще. Школьники из Москвы, Санкт-Петербурга и Липецкой области смогут сдавать только экзамены по русскому языку и математике после девятого класса для дальнейшего получения среднего профессионального образования. Такую процедуру поддержала Госдума в рамках пилотного проекта на текущий год. Минимальное количество баллов ОГЭ и перечень вступительных испытаний регионы — участники «пилота» установят самостоятельно.
В Москве эта опция уже пользуется спросом. Как сообщила вице-мэр по вопросам социального развития Анастасия Ракова, на сегодняшний день почти 25 тыс. девятиклассников выбрали два экзамена вместо четырех.
Миф № 4. «Выпускники среднего спецобразования мало зарабатывают»
Успешный выход на рынок труда и порядок заработных плат на рынке СПО позволяют молодым людям стать финансово самостоятельными. Среди востребованных и хорошо оплачиваемых рабочих профессий в Москве, например, операторы станков с числовым программным управлением зарабатывают от 80 тыс. до 250 тыс. руб. в месяц, автомеханики — от 70 тыс. до 400 тыс. руб., а сварщики — от 130 тыс. до 500 тыс. руб. Медицинские сестры — до 150 тыс. руб., а зубные техники могут получать до 200 тыс. руб. в месяц.
Зарубежный опыт
Ярмарка профориентации EINSTIEG в Кельне
В Европе система профессионального образования выстроена по-разному. Например, в Германии оно имеет две формы.
- Дуальная система — основная и наиболее распространенная. В этом случае учащиеся устраиваются на работу в компанию, где проходят практику. Параллельно они посещают профессиональную школу, где изучают теорию. Занятия по теории длятся не менее 12 часов в неделю, объем практического обучения на предприятии составляет в среднем 3,6 тыс. часов в рамках трехлетних программ обучения. Общий учебный период длится от двух до пяти лет в зависимости от специальности.
- Профессиональное образование на базе школы — такой способ подходит для тех подростков, кто планирует реализовать себя в неакадемических медицинских специальностях, например в гериатрическом сестринском деле, физиотерапии, логопедии, а также в ассистентских профессиях по торговле, био- и химтехнологиям. В отличие от программы обучения в дуальной системе, где для доступа нет строгих формальных требований, для обучения на базе школы требуется аттестат об окончании средней школы или промежуточный аттестат. Обучение по медицинским специальностям неоднородно. Так, минимальное количество часов для подготовки акушеров — 1,6 тыс. для теории и 3 тыс. для практических занятий. Общая продолжительность обучения обычно составляет три года.
По данным Федерального института профессионального образования Германии (BIBB), более 70% выпускников дуальной системы остаются работать в компаниях, где проходили стажировку.
Колледж в Германии не воспринимается как «путь для неудачников». После завершения основной части обучения молодой специалист может пройти дополнительное повышение квалификации или доучиться в прикладном вузе.