Сколько и на что студенты тратят каждый месяц. Исследование

. Средние ежемесячные траты составили ₽33 000

Т-Data: установлено, сколько и на что студенты тратят каждый месяц

Обновлено 09 апреля 2025, 11:39
Сколько и на что студенты тратят каждый месяц. Исследование
Фото: YuryKara / Shuttersock / FOTODOM

Каждый месяц студенты тратят в среднем 33 тыс. руб., следует из результатов исследования Центрального университета и Т-Data, есть в распоряжении РБК.

Самые большие расходы выявили у обучающихся в МГИМО (в среднем 49 900 руб. в 2023/24 учебном году), МФЮА (43 100 руб.) и ВШЭ (42 700 руб.). Самые скромные расходы у студентов МИФИ (26 600 руб.), МИЭТ (26 500 руб.) и РНИМУ (25 700 руб.).

Исследование основывается на анализе обезличенных транзакций студентов (50 тыс.) — клиентов Т-банка 17–23 лет, регулярно осуществлявших в течение учебного года платежи на территории более 20 вузов Москвы и Санкт-Петербурга (к примеру, в столовой или магазине канцелярских товаров). В учет принимались покупки в офлайне и онлайне в 2019–2024 годах, благодаря чему аналитики сравнили траты и потребительские привычки в разрезе вузов и возраста.

За все годы учебы в бакалавриате студенты тратят приблизительно 1,6 млн руб., а в магистратуре — 1,1 млн руб. Траты первокурсников — 25–30 тыс. руб. в месяц, к четвертому курсу или в магистратуре расходы составляют около 50 тыс. руб. Вероятно, это связано с тем, что на младших курсах студенты зависят от помощи родителей, а на старших уже подрабатывают или постоянно работают.

Пиковые расходы выпадали на лето, в 2023/24 учебном году траты за три летних месяца были около 107 тыс. руб. Наименьшие траты выявили в начале учебного года (сентябрь—ноябрь) — 91 500 руб.

При этом более трети студенческого бюджета идет на питание.

«В осенние и весенние месяцы студенты чаще выбирают общепит, а не продукты в магазинах: доля общепита по количеству покупок на 3 п.п. превышает долю супермаркетов (30 против 27%). Это подтверждает гипотезу о том, что студенты чаще питаются вне дома, «на бегу», — говорится в исследовании.

На онлайн-шопинг студенты тратят до 10% бюджета. Больше всего такие покупки совершают студенты МПГУ: их доля за онлайн-покупки в 2023/24 учебном году — 11%. На такси чаще ездят в МГИМО — 7% от расходов за учебный год. «Наибольшая доля трат на общественный транспорт — у студентов СПбГУ (5%)», — добавили в публикации.

Ранее сообщалось о том, что в НИУ ВШЭ на основе опросов сформировали четыре потребительских стандарта россиян. Стандарт «Комфорт» предполагает «большие возможности во всех сферах потребления и некую элитарность». При стандарте «Норма» говорят о широких возможностях и достаточном разнообразии, но речь не идет об излишествах. При стандарте «Жить можно» уже есть ограничения, граждане отказываются от некоторых товаров и услуг, которые доступны многим. Они покупают продукты впрок и по акциям. Стандарт «Очень тяжело» соответствует положению на грани выживания». Люди покупают дешевые продукты с высокой калорийностью (макароны, картофель, хлеб, яйца, крупы) и не могут приобрести рыбу, овощи, фрукты, шоколад.

Поделиться
Авторы
Теги