5 фактов о шедевре Васнецова «Аленушка». Кто изображен, что символизирует

. Картина считается полотном по мотивам народной сказки, но все сложнее
Обновлено 28 апреля 2025, 17:51
Репродукция картины «Аленушка» художника Виктора Михайловича Васнецова. Холст, масло. 1881 год
Фото: Балабанов / РИА Новости

Репродукция картины «Аленушка» художника Виктора Михайловича Васнецова. Холст, масло. 1881 год

Щемящее душу полотно «Аленушка» Виктора Васнецова (1848–1926) соединяет в себе фантазийные и реальные мотивы. Художник признавался, что именно эта картина для него милее прочих. Рассказываем, кто стал прототипом героини картины, как образ крестьянки связан с шедевром Валентина Серова «Девочка с персиками» и какие символы можно рассмотреть в произведении.

Сказочный мотив и модерн

«На рубеже 1870-1880-х годов Васнецов был первым из русских художников, кто обратился к былинным, фольклорным мотивам, к русским сказкам в своем творчестве», — рассказывают в документальном фильме Третьяковской галереи из серии «История одного шедевра». Кроме «Аленушки», из-под его кисти вышли картины «Иван Царевич на Сером Волке», «Богатыри», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства».

В произведениях художника фантазийные мотивы соединяются с реальным образом. «Этот прием станет характерной чертой искусства, которое в последствии будет связано с модерном», — уточняют в документальном фильме Третьяковки.

Стиль модерн (от французского modern — «новый») возник в конце XIX века и был доминантным до начала Первой мировой войны. Он характеризуется плавностью линий и декоративностью. Действие в таких произведениях похоже на декорации для пьес, основанных на мифах, легендах, мистических историях, а также фантазиях, рассказывают в «Артхиве». Даже второстепенные детали могут быть наделены значением. Так, бутоны могут символизировать новую жизнь.

В истории русского искусства картина «Аленушка» осталась как полотно, написанное по мотивам сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», уточняют на сайте «Моя Третьяковка». В русской народной сказке сюжет строился вокруг детей-сирот, младший брат не послушался старшую сестру, выпил воду из копытца и обернулся козленком, говорится в описании сюжета радиоспекталя по этой сказке на платформе «Смотрим».

Несказочная грусть

Картину «Аленушка» Васнецов писал в Ахтырке, близ усадьбы Абрамцево мецената и коллекционера Саввы Мамонтова, с которым художник познакомился в 1878 году. Замысел произведения у мастера возник летом 1880 года.

«…Аленушка — как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее», — вспоминал Васнецов о прототипе главной героини.

Картина была представлена публике в марте 1881 года на выставке Товарищества передвижников в Петербурге, в каталоге ее указали под названием «Аленушка (Дурочка)». «Дурочками в то время называли сирот — ни отца, ни матери нет у девушки», — объясняют в «Артхиве». Как уточняют на сайте «Моя Третьяковка», вероятно, художник представлял «Аленушку» как «деревенскую девочку-сиротку с «чисто русской печалью в глазах», иначе он дал бы ей другое название». На той же выставке показывали еще один шедевр художника — «Три царевны подземного царства», в дополнение к названию полотна указали: «На сюжет русской народной сказки». Если бы и «Аленушка» с самого начала задумывалась как полотно по сказке, то такое же дополнение могли бы прописать и к этой картине, поясняет «Моя Третьяковка».

Только к Всероссийской художественно-промышленной выставке (Москва, 1882 год) Васнецов переработал полотно — добавил ему сказочности.

Простоволосая крестьянка и барышня

На картине изображена крестьянка, и Васнецов не скрывал, что его вдохновила на написание картины встреча с простоволосой девушкой. Тем не менее у героини произведения есть черты девушки из богатой семьи — дочери Саввы Мамонтова, Веры Мамонтовой. Она же изображена на картине Валентина Серова «Девочка с персиками». Когда Серов создавал свой шедевр, ему было 22 года, а его модели — 12 лет.

Веру Мамонтову также рисовали Николай Кузнецов и Михаил Врубель. Последний вдохновлялся ее образом при работе над рисунком «Тамара в гробу».

Девушка скоропостижно скончалась в 32 года — «сгорела за три дня» от пневмонии. Она простыла, когда выбирала подарки на Рождество, и умерла 27 декабря. У Веры Мамонтовой остались трое детей — старшему из них на момент смерти матери было немногим более трех лет.

Внимание к деталям: ступни, осины и ласточки

Несмотря на черты Веры Мамонтовой, очевидно, что героиня картины все же крестьянка. Васнецов даже ступни ее изобразил загрубевшими. Явно, что эта девушка приучена к тяжелому физическому труду, а не прохаживается по мягким коврам, заметили в «Артхиве».

На картине душевное состояние героини совпадает с тем, как представлена природа. Над девушкой сереет небо, и кажется, что оно вскоре заплачет вместе с ней, добавляют в документальном проекте Третьяковки. В «Артхиве» считают, что пейзаж и переживания изображенной девушки составляют единое целое. Цветочный узор на ее юбке сливается с природой, а изображенные на полотне осины служат символом беды. И все же несчастья ждать не стоит: Васнецов изображает на полотне ласточек, добрых вестниц.

Здание Третьяковки

Васнецов родился в семье священника 15 мая 1848 года в Вятской губернии (ныне — Кировская область). Он учился в духовном училище и поступил в семинарию, учебу в которой бросил в 1867 году и уехал в Петербург, рассказывают на портале «Культура.РФ». Сначала Васнецов занимался живописью в школе друга — художника Ивана Крамского, автора знаменитой картины «Неизвестная», которую называют «Джокондой русской живописи», а потом обучался в Петербургской академии художеств.

Васнецов проявил себя не только как одаренный художник, он пробовал свои силы и в архитектуре. Третьяковская галерея приобрела картину «Аленушка» в 1900 году. Художнику предстояло создать графический проект фасада галереи, «что было осуществлено в 1902–1904 годах».

Васнецов выполнил эскиз фасада в виде сказочного терема, вход-портал украсил барельеф, на котором изображен святой Георгий Победоносец, по двум сторонам от него название галереи прописано старинной вязью. Вход декорирован декоративными кокошниками. «Этот фасад стал эмблемой галереи на все времена», — пишет «Моя Третьяковка».

Поделиться
Авторы
Теги