Почему фильм «Под огнем» Алекса Гарленда получился беспощадным

. Режиссер «Падения империи» проиллюстрировал воспоминания морпеха
Обновлено 15 апреля 2025, 10:58
Кадр из фильма «Под огнем»
Фото: A24

Кадр из фильма «Под огнем»

В российском прокате идет «Под огнем» — ультрареалистичная драма о военной операции «морских котиков» США в иракской провинции Рамади в 2006 году. Сняли ее автор «Падения империи» Алекс Гарленд, а также бывший военнослужащий Рэй Мендоса, для которого эта работа стала дебютом в кино. Сюжет основан на воспоминаниях Мендосы и его сослуживцев Эллиота Миллера и Джо Хильдебранда. Фильм предельно откровенен в фактах и беспощаден в интерпретации ужасов войны.

Кинокритик Оля Смолина рассказывает, почему «Под огнем» — сложная, но обязательная к просмотру драма, которую многие ошибочно принимают за пропаганду милитаризма и американских военно-морских сил.

События разворачиваются вокруг команды спецназа «Альфа»: переговорщика Рэя Мендосы (Д'Фарао Ун-А-Тай), снайпера Эллиота Миллера (Космо Джарвис), стрелка Томми (Кит Коннор), старшего офицера Сэма (Джозеф Куинн), офицера службы безопасности Макдональда (Майкл Гандольфини), наводчика Брайана (Ной Сентинео), а также их главного офицера Эрика (Уилл Поултер) и его помощника Джейка (Чарльз Мелтон). На заключительном этапе боев в иракской провинции Рамади военным удается захватить многоэтажный жилой дом и установить наблюдение за передвижением противника. Довольно быстро все понимают, что оказались в осаде «Аль-Каиды» (запрещенная в России террористическая организация. — РБК Life). Поддержки с воздуха не будет, остается лишь надеяться на собственные силы.

За удивительно короткий, но страшный день в Ираке команда «морских котиков» попадает под массированный обстрел, который оставляет на них множество видимых и скрытых шрамов, напоминающих о себе по сей день.

Ровно год назад автор «Пляжа» Алекс Гарленд «кошмарил» зрителей антиутопическим блокбастером «Падение империи» о гражданской войне между правительственными войсками и народным ополчением в США. Новый проект проистекает из предыдущего — идея зародилась прямо на съемочной площадке «Падения империи», где бывший офицер ВМС США Рэй Мендоса выступал в качестве консультанта, координируя передвижение войск для оглушительного рейда на Белый дом. В один из дней Гарленд спросил у Мендосы, есть ли у него история, которую он бы хотел рассказать миру, — как оказалось, такая была.

В многочисленных промоинтервью «Под огнем» Гарленд подчеркивал, что его целью было снять «военное кино, в котором боевые действия показаны настолько точно, насколько это вообще возможно».

Автобиографичность «Под огнем» — своего рода «вызов» режиссера самому себе. Жанр гиперреализма не самый привычный и стандартный для фильмографии Гарленда, который большую часть карьеры работал в «условной» реальности постапока («28 дней спустя», «Аннигиляция») и научной фантастики («Разрабы», «Из машины», «Не отпускай меня»). При написании сценария, в основу которого вошли мемуары Мендосы, кинематографист поставил перед собой цель четко реконструировать изложенные события — без художественной отсебятины ради эффекта драмы. Именно по этой причине «Под огнем» будет объективнее воспринимать как проект дебютировавшего в режиссуре Мендосы, нежели самого Гарленда, взявшего на себя роль регистра.

Все персонажи и события реальны (пусть и ряд военных прячутся под маской псевдонимов), а совпадения не случайны. «Под огнем» педантичен не только в изложении истории, но и в последовательности. Знаковая сцена с просмотром музыкального клипа Call On Me не столько раскрывает в закаленных солдатах спецназа обычных мальчишек, сколько знакомит зрителей с их бытом. Как оказалось, у прототипа отряда «Альфа» и правда была традиция крутить одно и то же видео на жестком диске перед началом непосредственной операции. Как пояснил Мендоса: «Это просто позволяло нам чувствовать себя детьми».

Одно из самых значимых достижений «Под огнем» — его звуковой ландшафт. На первый взгляд фильм не отличается затейливым сюжетом или виртуальной техникой съемки, нет в нем и активной актерской игры — лица ребят скрывают камуфляжные маски. Отсутствие оригинального музыкального саундтрека — смелое решение Гарленда, который хотел сделать акцент на живой акустике.

Сильнейшая сцена фильма — взрыв заложенного под танком СВУ, после которого в кадре тлеет ощущение глубокого звукового вакуума: зритель не только видит, но и чувствует себя на поле боя вместе с героями.

Ошеломляющая иммерсивность «Под огнем» действует как паническая атака. Разлетевшиеся по дороге конечности и истошные крики раненых солдат становятся основным звуковым сопровождением фильма вплоть до самого финала. Именно по этой причине любые упреки Гарленда в продвижении идей милитаризма и сверхсилы американской армии выглядят абсолютно необоснованными и надуманными.

Режиссер «Падения империи» вновь снимает свою версию «Иди и смотри», однако в этот раз действует в практически документальном стиле, используя в качестве основы рассказы реальных участников боевых действий, лица и имена которых по понятным причинам были замазаны в титрах.

«Под огнем» — абсолютно непритязательное в своей художественной форме кино, цель которого заключается не в обогащении национальной гордости США, а в предупреждении военных конфликтов в будущем.

Поделиться
Авторы
Теги