Как прошел «Оскар-2025»: галопом по американским горкам

. «Анора» победила «Бруталиста», Тимоти Шаламе и Юре Борисову не повезло

«Анора» стала лучшим фильмом по итогам церемонии «Оскар-2025»

Обновлено 03 марта 2025, 09:49
Каст фильма «Анора» на сцене театра Dolby получает премию «Оскар» за лучший фильм
Фото: Kevin Winter/Getty Images

Каст фильма «Анора» на сцене театра Dolby получает премию «Оскар» за лучший фильм

В Лос-Анджелесе прошла 97-я церемония вручения «Оскара», окончательно утвердив превосходство «Аноры» над другими картинами 2024 года, включая, казалось бы, трудно обходимого и тяжело отодвигаемого «Бруталиста». Для российской аудитории наконец-то разрешилась главная интрига: возьмет Юра Борисов «Оскар» или не возьмет. Он был бы рад, но выдали Кирану Калкину за пронзительную роль в «Настоящей боли».

О прошедшей церемонии рассказываем подробнее.

Утренние новости пестрят заголовками и постами в соцсетях, что Юра Борисов так и не получил «Оскар», хотя болели за него всей большой страной. Зато фильм, в котором ему посчастливилось сыграть эту практически безмолвную роль лысого решалы Игоря, оказался абсолютным триумфатором церемонии.

«Анора» Шона Бэйкера — история о недостатке любви и переизбытке нелепого инфантилизма в большом городе — заполучила пять статуэток. Больше не досталось никакой другой ленте-номинанту. К тому же Бэйкеру вручили четыре «Оскара» лично: он сам писал сценарий «Аноры», сам монтировал, сам был режиссером и сам продюсировал свой фильм. И был вознагражден — стал первым кинематографистом, который получил за один год сразу четыре премии за один фильм.

Противостоять ему в серьезном подходе к делу мог разве что «Бруталист» — фильм длительностью 3,5 часа, несущий на своих плечах сразу несколько неподъемных тем. Его автор, Брэйди Корбе, также сам писал сценарий, сам продюсировал и сам режиссировал, но награды завоевал не он, а актер (Эдриан Броуди), композитор (Дэниел Блумберг) и оператор (Лу Кроули).

Боль всех праведно возмущенных беспардонным поведением актрисы из «Эмилии Перес» Карлы Софии Гаскон унялась, но не совсем: из многообещающих 13 номинаций мюзикл Жака Одиара удостоился только двух побед. Единственную награду взял бразильский драматический хит «Я все еще здесь», перекликающийся с «Эмилией Перес» темой похищения людей. Костюмированный байопик «Боб Дилан: Никому неизвестный» и пародийный «Ученик: Восхождение Трампа» остались ни с чем: истории о музыкальном (и литературном) гении и об амбициозном политическом животном оказались за бортом ковчега с другими, более актуальными, судя по всему, высказываниями.

Церемония, которую вел новый хост Конан О'Брайен, была поразительно близка шумному духу «Аноры», который уносит зрителя на американских горках от эйфории до испанского стыда. Величественное и пронзительное начало с дуэтом Синтии Эриво и Арианы Гранде, в вокальных способностях которых не найдется ни единого изъяна, сменилось безобразным продолжением в виде музыкально-танцевального пляса с участием самого О'Брайена, и дальше по части комедийных перерывов во вручении премий светлее не становилось.

Разве что, ко всеобщему облегчению, латвийскому анимационному фильму «Поток» выдали «Оскар» — история про кота, который находит друзей посреди бескрайнего потопа, завершилась более чем оптимистично. Победе «Потока», снятого на очень скромный бюджет, не помешали такие гиганты, как «Головоломка 2» и «Уоллес и Громит: Самая дикая месть». Еще один будоражащий момент: вручант Роберт Дауни-младший, выйдя на сцену, первым делом обратился к Юре Борисову: «У тебя большое будущее, и ты на своем месте». Хочется, чтобы в этом будущем было меньше мундиров и больше многогранных образов.

Номинации за лучшие костюмы и операторскую работу озвучивали в групповом формате — по пять вручантов по числу номинантов. Каждый посвятил мини-речь своим «кандидатам», что растянуло церемонию. Некоторые селебрити не удержались от политических лозунгов и жестов. Блок In Memoriam, где вспоминают умерших кинодеятелей, получился спешным и неполным, а трибьют Куин Латифы композитору Куинси Джонсу словно бы проскочил незамеченным, поскольку от затянутой пышности уже все устали.

К концу третьего часа О'Брайен уже шутил про стокгольмский синдром у тех, кто все еще смотрит церемонию. А награжденного за «Бруталиста» и искренне растроганного Броуди дважды прерывали музыкой, подталкивая закончить свои слезливые морализаторские благодарности и спуститься со сцены. «Оскар» уже не первый раз медленно разгоняется, чтобы подбежать к четырем ключевым номинациям второпях, и все никак организаторы не могут одержать победу в схватке с этим непокорным таймингом.

Победители, как обычно, говорили каждый о своем: Броуди — о мировой боли; Майки Мэдисон — о секс-работницах, которых необходимо ценить, защищать и уважать; Зои Салдана — о трудностях, которые преодолевают эмигранты, пытаясь устроиться в чужой стране; Киран Калкин — о гениальности режиссера «Настоящей боли» Джесси Айзенберга. В этой какофонии прочитанных с бумажек речей звучали призывы положить конец несправедливостям, перебиваемые на рекламу и музыкальные номера. От одной крайности в другую и без единого всплеска.

Победу «Аноры» в категории «Лучший фильм» предсказывали почти все зарубежные издания, иногда сбиваясь на «Бруталиста», а Деми Мур прочили «Оскар» — первый за 45-летнюю карьеру, увенчавший бы ее не менее грандиозный прорыв, то есть номинацию на эту премию. Некоторые предсказания неожиданно сбылись. Например, проигрыш Мур начинающей актрисе Майки Мэдисон приводит к навязчивым мыслям о пророческом ядре хоррора «Субстанция».

Список лауреатов 97-й церемонии «Оскар»

Лучший фильм:

  • «Анора», реж. Шон Бейкер

Лучшая режиссура:

  • Шон Бейкер — «Анора».

Лучшая мужская роль:

  • Эдриан Броуди — «Бруталист»

Лучший оригинальный сценарий:

  • Шон Бейкер — «Анора»

Лучшая женская роль:

  • Майки Мэдисон — «Анора»

Лучший адаптированный сценарий:

  • «Конклав»

Лучшая мужская роль второго плана:

  • Киран Калкин — «Настоящая боль»

Лучшая женская роль второго плана:

  • Зои Салдана — «Эмилия Перес»

Лучший анимационный полнометражный фильм:

  • «Поток» / Straume (Гинтс Зильбалодис, Матисс Кажа)

Лучший международный фильм:

  • «Я все еще здесь» / Ainda Estou Aqui (Бразилия), реж. Вальтер Саллес

Лучшая музыка к фильму:

  • Дэниэл Блумберг — «Бруталист»

Лучшая песня к фильму:

  • El Mal — «Эмилия Перес» (Клеман Дюколь и Камий)

Лучший звук:

  • «Дюна: Часть вторая»

Лучшая операторская работа:

  • «Бруталист» Лу Кроули

Лучшая работа художника-постановщика:

  • «Злая: Сказка о ведьме Запада» Нэйтан Краули, Ли Сандалес

Лучший грим и прически:

  • «Субстанция»

Лучший дизайн костюмов:

  • «Злая: Сказка о ведьме Запада» — Пол Тэйзуэлл

Лучший монтаж:

  • «Анора» — Шон Бейкер

Лучшие визуальные эффекты:

  • «Дюна: Часть вторая»

Лучший документальный полнометражный фильм:

  • «Нет другой земли» (No Other Land)

Лучший документальный короткометражный фильм:

  • «Единственная девушка в оркестре» (The Only Girl in the Orchestra)

Лучший игровой короткометражный фильм:

  • «Я не робот» (I'm Not a Robot)

Лучший анимационный короткометражный фильм:

  • «В тени кипариса» (In the Shadow of the Cypress)
Поделиться