Кино на выходные: грустные «Мемуары Улитки» и бурный «Поток»
. Оба анимационных фильма номинированы на «Оскар»Анимационный фильм «Мемуары Улитки» вышел в прокат в России

Кадр из анимационного фильма «Мемуары Улитки»
Перед трансляцией 97-й церемонии «Оскар» рекомендуем обратить внимание на два примечательных анимационных фильма-номинанта: один можно посмотреть онлайн, а второй идет в отечественном прокате.
«Мемуары Улитки»
Пластилиновый пазл
Австралийский анимационный фильм «Мемуары Улитки» — новая работа Адама Эллиота, лауреата «Оскара» за короткометражку 2004 года «Харви Крампет». На этот раз режиссер рассказал с помощью пластилина, целлофана и технологии стоп-моушен трогательную историю Грейс Пудл, одинокой женщины, которая обожает коллекционировать улиток и живет с морскими свинками.
Грейс осталась сиротой в детстве: после смерти отца органы опеки разлучили ее с братом-близнецом Гилбертом. Он отправился жить на другой конец страны, и с сестрой его разделила целая пустыня. И если Грейс относительно повезло с новой семьей, Гилберт оказался в настоящем аду среди помешанных на яблоках религиозных фанатиков. Разлука с братом после гибели отца и матери становится для Грейс травмирующим событием, которое проводит с ней рядом годы. Она окружает себя декоративными улитками, постепенно сама превращаясь в подобие этих существ со спиралевидными раковинами. К тому же практически не снимает вязаную шляпку с глазами на проволочках, которую смастерил ей ее отец. Единственным ее другом становится Мизинчик (Пинки) — пожилая эксцентричная женщина, которая не удержалась ни в одном из четырех браков, зато играла в пинг-понг с Фиделем Кастро и однажды потеряла мизинец, отплясывая на барной стойке под потолочным вентилятором.

«Мемуары Улитки» сплошь состоят из странностей, непохожестей, несоразмерностей и всего, что не вписывается в общепринятую норму. Адам Эллиот воспевает это невероятное разнообразие выборов, поступков, характеров, радостей и случайностей. Даже таких, что несут горе и испытания на долю его хрупких героев, которых режиссер создавал, опираясь на реальные прототипы, встреченные им в разные периоды жизни.
Персонажей, к слову, озвучивают австралийские актеры Сара Снук из «Наследников», Коди Смит-Макфи из «Власти пса», Джеки Уивер из «Царства животных». Даже музыкант Ник Кейв отхватил небольшую роль. Голос Снук звучит практически постоянно — ее героиня ведет свой долгий монолог, проникновенно расставляя акценты, заставляющие кожей чувствовать все, что могла бы чувствовать ее Грейс. А вот диалогов в фильме — пересчитать по пальцам. И без них команда изготовила вручную 7 тыс. объектов и 200 декораций, шаг за шагом перемещая их в кадре. «Мемуары Улитки» — это 135 тыс. фотографий, отснятых в течение 33 недель оператором Джералдом Томпсоном.
Прокат фильма в России состоялся усилиями дистрибьютора Must see magic film, причем Минкульт тревожно задержал прокатное удостоверение до самой даты релиза в кинотеатрах. Смотря «Мемуары Улитки», сложно удержаться от ассоциаций с анимацией Тима Бёртона («Труп невесты») — присутствуют вкрапления его мрачной эстетики — и с советскими пластилиновыми мультфильмами, работами Гарри Бардина и Александра Татарского. С той лишь разницей, что Эллиот создал довольно болезненную, но все-таки несущую облегчение трагикомедию для взрослых, и темы в ней совсем не подходят для просмотра с маленькими детьми. Вырастут — поймут.
«Поток»
Над пучиной тревог
Если животное в беде, трудно противиться желанию помочь ему, чего бы это ни стоило. 29-летний латвийский режиссер Гинтс Зильбалодис очень хорошо это понимает и использует в «Потоке». Этот анимационный фильм-приключение считается одним из лучших мультфильмов 2024 года (да еще и со скромным бюджетом €3,5 млн), а на родине режиссера он и вовсе превратился в объект культа — ему ставят памятники и посвящают муралы в Риге.
Сюжет незамысловатый: группа животных спасается в лодке от практически библейского потопа, неожиданно настигшего их маленький безлюдный рай. Куда исчезли люди — так и останется загадкой. Ясно одно: хозяин черного кота, главного героя этой истории, очень любил своего питомца. Так, что создавал его скульптуры повсюду во дворе у дома, а одну сделал просто гигантской. Именно на этом огромном выражении любви кот сможет дождаться свой последний шанс на спасение — лодку-фелуку с дружелюбной капибарой на борту. Вода вокруг кота — это символ его недоверия к миру, страх одиночества и покинутости. И по мере продвижения его плавания с «незнакомцами» — лемуром, лабрадором-ретривером, птицей-секретарем и, собственно, капибарой — кот будет преодолевать этот страх.
Что касается зрителя, ему придется несладко. Хоть Зильбалодис и отвлекает время от времени величественными пейзажами заброшенных городов от злоключений кота и его команды, остросюжетность «Потока» держит нервы натянутыми до самого финала.
Фильм разрабатывали пять лет, рисовали около года при поддержке Национального центра кино Латвии с участием Бельгии и Франции. Создавалась анимация в 3D-программе с открытым исходным кодом Blender. Больше внимания уделили фону, тщательно проработав все детали, особенно все, что касались движения воды. Персонажи остались будто бы недорисованными, что может смущать зрителя и визуально напоминать видеоигру. Зильбалодис в своих соцсетях объясняет это тем, что ссылался на винтажные комиксы, в которых проработка фона была важнее для глубины восприятия истории, тогда как рисовка персонажей стояла на втором плане по важности.
Так или иначе, «Поток» настолько захватывает, что стал сенсацией и завоевал множество наград, включая приз Международного фестиваля анимационных фильмов в Анси, стал первым латвийским фильмом с «Золотым глобусом» (его выставили в Латвийском национальном художественном музее) и претендует на «Оскар» в двух категориях.