«Всех объединяют еда и травмы»: Елена Ландэ — о блогерстве и любви

. РБК Life обсудил с бренд-шефом космическое питание и кулинарные традиции

Елена Ландэ — о блогерстве и любви: «Всех объединяют еда и травмы»

Обновлено 04 марта 2025, 07:05
Елена Ландэ
Фото: Личный архив

Елена Ландэ

Елена Ландэ — бренд-шеф, кулинарный эксперт и блогер с серебряной кнопкой YouTube. В совокупности ее блог с кулинарными рецептами смотрят более миллиона человек.

Ландэ стала одним из первых российских блогеров, снимающих видео в жанре проверки рецептов. Но главная цель — не рассказать о новых трендах в кулинарии, а научить готовить вкусные блюда из самых простых ингредиентов.

Кулинарному мастерству она училась во Франции, жила в Мексике и много путешествовала по миру. Но сейчас живет в Москве с мужем и сыном.

О том, почему Елена Ландэ не сотрудничает с другими шеф-поварами, почему все любят блины и как не нажить ни одного хейтера — читайте в интервью РБК Life.

— Ваш последний крупный проект был посвящен космическому питанию. Как вы к этому пришли?

— Самое сложное было убедить меня, что это действительно интересно. Не могу сказать, что меня когда-то увлекала тема космоса. Но благодаря проекту я поняла, насколько это интересно.

К сожалению, в новостях космос часто освещается только с негативной стороны. А ведь космическая отрасль развивается, и мне как шефу было особенно интересно изучить тему питания. Как отправиться в космос с ограниченным набором продуктов и при этом не заскучать — непростая задача!

Я коренная москвичка, но в павильоне «Космос» на ВДНХ оказалась впервые — и была в шоке от его красоты. Всем теперь рекомендую туда сходить — для перезагрузки и, как я говорю, для восстановления нейронных связей. Все новое — это развитие мозга. Это касается и кулинарии, и вкусов, и работы, и смены сферы деятельности. Если этого не делать, в итоге столкнешься с деменцией или Альцгеймером.

— Это очень масштабный проект. Как вы над ним работали?

— Сначала пишется сценарий — туда мы собираем интересные факты, обязательно подтвержденные документально и очевидцами. Обычно сценарий получается в пять раз больше, чем финальный результат. Если бы мы снимали все, что хотелось, получился бы сериал на полгода — «Друзья» отдыхают.

Потом начинают нанизываться новые факты. Мы провели большое интервью с космонавтом Сергеем Волковым. Также приходилось много читать, смотреть, изучать. В итоге мы теперь знаем намного больше, чем узнали зрители из выпуска. Это ведь огромная работа — художественная, публицистическая, режиссерская.

Актерами в выпуске стали наши подписчики, и они были счастливы. И мы были счастливы! У меня совершенно нет звездной болезни — видимо, потому что я взрослый человек и успешной была всегда. Для меня все люди равны, и я не понимаю исключительного восторга по поводу себя.

Было весело, хотя мы, конечно, устали. Ну и поели, куда без этого!

— Какая космическая еда вам запомнилась больше всего?

— Мне больше всего понравился компот из сухофруктов. А еще мне дали попробовать торт «Москва» в тюбике — это было что-то невероятное. Я вообще не любитель сладкого, но, наверное, когда тебя оставляют в космосе на полтора года, тюбик с тортом станет настоящей радостью.

Сразу скажу: тюбики, которые продаются как «космическая еда», — это скорее маркетинговый ход. В тюбиках они больше ничего с собой не возят, теперь еда хранится в заморозке или сублимации.

Космонавт Сергей Волков рассказывал нам, как они сами адаптируют еду под себя. Например, заваривают кофе в пакетиках: сначала наливают сгущенку, потом кипяток, потом трясут. Итальянцы даже поставили на МКС две кофемашины, хотя сами космонавты ими особо не пользуются.

Лично я без кофемашины в космос точно не полетела бы. Только чтобы молоко было обычное, не альтернативное.

— Космическая еда в будущем — это что-то технологичное и сложное? Или, наоборот, возвращение к простым продуктам?

— Я думаю, это будет возвращение к самому простому — к тому, что хоть немного связывает нас с Землей. Ведь пребывание в космосе — это всегда стресс. Хочется максимального напоминания о доме. Конечно, все будет технологичным, но сами блюда должны оставаться привычными.

Ведь почему нам всем нравятся блины? Потому что это еда, которая успокаивает, которую мы любим с детства. А такие вещи важны для нормального психологического здоровья.

— Вы не раз говорили, что не любите готовить. Почему же тогда посвятили блог именно кулинарии?

— Я не могу сказать, что не люблю готовить. Я готовлю с удовольствием, но только когда сама этого хочу. Просто такое случается нечасто.

Мне бывает интересно покопаться в новом рецепте, особенно если меня берут на слабо. Или когда нужно приготовить что-то сложное. Я хочу доказать, что готовить вовсе не сложно и каждый может справиться даже с самым необычным рецептом. Наверное, этим и отличается мой блог от других: я считаю, что простая еда может удивлять.

В какой момент мы забыли, что хлеб может быть самостоятельным блюдом? Ценность — в простоте, в самом продукте. Зачем портить морковь? Можно сделать такое блюдо, чтобы морковь была основным ингредиентом. У многих людей другое мышление: «Давайте сверху еще вишенку и соус юдзу замутим». Я всего этого не люблю.

— У вас образование маркетолога, вы были директором протокола мобильных телесистем в МТС, у вас диплом по клинической психологии. Как все это помогает вам в карьере фуд-блогера?

— Я могла бы заниматься только психологией или только корпоративной работой. Но еда — это то, что нас объединяет. Всех людей на Земле объединяют еда и травмы. Причем одно часто вытекает из другого.

Я никогда не сидела и не размышляла, чем бы мне заняться. Все сложилось само. У меня есть талант учить и рассказывать.

Я ценю людей. У меня есть особенность, которая отличает меня от других блогеров: я отвечаю всем, кто мне написал в личку.

Например, человек спрашивает: «Елена, у меня остался килограмм пшена, что можно приготовить?» Я не просто ставлю сердечко — я отвечаю. Возможно, поэтому в моем блоге вообще нет хейта. И именно поэтому я останусь в этой теме независимо от того, чем еще захочу заниматься. Людям это нужно, и я не планирую это бросать.

Съемки у меня проходят быстро, потому что я не хочу готовить сложные блюда и не хочу грузить людей. Ну, правда, как можно проводить на кухне полдня? Это же твоя жизнь! Все должно быть просто, быстро и вкусно. Если блюдо сложное, я его готовить не буду и никому не рекомендую.

Я сама прописываю рецепты и описания блюд. Конечно, я слушаю рекомендации команды, но у меня есть внутреннее чутье, что пойдет, а что нет. Все посты тоже пишу сама, никому другому не могу это доверить. Описания рецептов у меня занимают минимум времени, потому что я хорошо пишу. Мне это просто. Это мой стиль.

— Есть ли у вас семейные кулинарные традиции?

— В моей семье хорошо готовили, так что у меня хорошая генетика с точки зрения кулинарии. У меня многонациональная семья, поэтому у нас богатые кулинарные традиции. Отец – еврей, поэтому мы готовим фаршированную рыбу. Причем не могу сказать, что кто-то от нее в восторге, но мы все равно ее делаем, потому что так принято. Также у нас в семье готовят татарские блюда — мама татарка, и мы знаем эту кухню.

— Есть ли у вас вкус, который переносит вас в детство?

— Я люблю приезжать к маме, хотя она редко готовит то, что делала в моем детстве. Но такой вкус у меня есть — это казы, конская колбаса. И еще запах болгарских голубцов из банки — этот аромат сразу возвращает меня в прошлое.

— У вас в семье был культ еды в хорошем смысле. Но для многих культ еды становится проблемой. Как выстроить здоровые отношения с едой?

— Еда стала одним из немногих способов выражения любви. Когда человек не умеет выражать любовь иначе, он дарит сладости, заваливает подарками. Если дофамин мы получаем только через еду, начинается зависимость.

Посмотрите на детей в средиземноморских странах. Почему они такие полные? Потому что у них любовь выражается через еду: «Смотри, как я тебя люблю, я куплю тебе все шоколадки мира». Ребенку столько не нужно, просто родители по-другому не умеют. В итоге человек привыкает получать любовь только через еду, особенно сладкое и углеводы — это тот самый дешевый дофамин.

Из этого можно выйти только через терапию — нужен профессионал, который со стороны покажет другие способы получать дофамин и выражать любовь. Только тогда появится шанс на полноценную жизнь. Многие считают, что культ еды — это черта характера. А на самом деле это просто болезнь.

— Из-за соцсетей у нас появляется много разных трендов в еде. Как в этом потоке контента вам удается найти что-то полезное и интересное?

— У меня есть конъюнктурный вкус, чутье. Я знаю, что стоит вводить в ресторанное меню, а что нет — в этом и заключается работа бренд-шефа.

Например, жареная свинина с малиновым вареньем — это зайдет людям, а баранина с малиновым вареньем — нет. Я могу «сварить» любое блюдо во рту, потому что много путешествовала, многое пробовала. Дайте мне любой продукт — я сразу скажу, как его готовить. Это уже профессиональная деформация.

— Вы много путешествовали, учились во Франции, у вас ресторан в Мексике. Расскажите про свой международный опыт.

— Я поступила в кулинарную академию Le Cordon Bleu в Париже и получила Grand Diplome. У нас была стажировка в ресторане «Амбассадор» в Hotel de Crillon — это очень серьезный уровень. Чтобы остаться в Париже, нужно было работать в ресторане, но я поняла, что не хочу этого. Не могу готовить салат «Цезарь» по бумажке. В итоге я уехала в Мексику — так сложились семейные обстоятельства.

— Вы прожили в Мексике пять лет. Что вам запомнилось?

— Темп жизни. Если в российской глубинке кажется, что все идет медленно, то в Мексике жизнь вообще без движения. Там люди просто живут в свое удовольствие.

В Мексике был большой грант на открытие ресторана испанской кухни, и я его выиграла. Мы с друзьями предложили свое меню, и нам выделили деньги. Нами был создан ресторан Laurelis в городе Керетаро. Это был прекрасный, успешный проект, и он до сих пор существует, но теперь — с новыми владельцами и, возможно, под другим названием. Однако меню почти не изменилось, потому что оно всегда пользовалось успехом.

Параллельно у меня был кейтеринг. У меня была идея научить мексиканцев есть европейскую кухню, разнообразить их гастрономические привычки. Хотя мексиканская кухня входит в список нематериального наследия ЮНЕСКО, из нее можно сделать нечто большее — адаптировать, раскрыть ее по-новому. Я разнообразила мексиканскую кухню европейскими элементами. Проект был успешным, но спустя почти пять лет я вернулась в Россию — люблю свой дом и своих людей.

У меня также есть опыт разработки меню для палеоресторана. Я придумала концепцию палеоменю в рамках конкурса, который проходил в Майями.

Палеодиета — это рацион, в который входят только те продукты, которые можно достать с помощью охоты и собирательства, например, фрукты, овощи, мясо и рыба. Одним словом, рацион дальних предков человека.

Я хорошо разбираюсь в веганской и вегетарианской кухне, хотя сама ее не разделяю. Я стараюсь работать в рамках того, что мне близко.

Я очень уважаю традиционные кухни. Например, недавно мы были в ресторане сибирской кухни. Было бы здорово, если бы там подавали только сибирские блюда. Просто отрежьте мне кусок оленя — для меня это лучшее блюдо.

— Какие у вас есть принципы, как у блогера?

— Я не зову к себе других поваров. Пусть это звучит не очень, но мне это просто неинтересно. Мне интересны люди, особенно те, кто пришел из другой сферы. Поэтому я приглашаю гостей из самых разных областей. У меня в гостях были певица Тося Чайкина, актриса Мария Лебедева, Алиса Боха (основательница бренда Monochrome), блогер Никита (тот самый, что рекламировал батареи), блогер Стас Круглицкий, тревел-блогер Андрей Понкратов, Гоша Карцев, олимпийская чемпионка Мария Комиссарова.

Вы не поверите, но мне иногда снится сон, что я готовлю с Валентиной Матвиенко. У меня к ней особенное чувство, я обожаю ее масштаб.

Я считаю себя блогером, но в первую очередь человеком. Блогером меня делает моя команда. Мы получили серебряную кнопку YouTube, и я думаю, что это часть трансерфинга: ты получаешь что-то, когда не делаешь это самоцелью. У нас все растет естественным путем. Сейчас мы, конечно, стремимся к золотой кнопке YouTube.

Главное в блогерстве — ставить себя на второе место, а на первое — людей, для которых ты это делаешь. Если блог ведется из любви к себе, это так себе идея. Нет людей — нет блогера.

Я не лайфстайл-блогер. Моя аудитория — это люди, которым важно чувствовать себя любимыми. И честно, я ко всем хорошо отношусь. Мне не нужно доказывать, что я все умею. Лучше я покажу, как они все умеют.

— Кем вы сейчас ощущаете себя больше — бренд-шефом или блогером?

— Конечно, блогером. Бренд-шеф — это человек, который разрабатывает меню. Я бренд-шеф людей. Я рассказываю о том, как с минимальным набором продуктов создать шедевр и не тратить на это деньги. Я вообще не понимаю, как можно проедать столько денег. Все дорого. Создавайте из простых продуктов вкусные вещи. И хватит ходить по ресторанам.

Поделиться