Быть услышанным под бит или рифму: зачем смотреть драму «Чистый лист»
. Социальная инклюзия занимает уверенное место в российское киноКинокритик Тимур Алиев рекомендовал драму «Чистый лист» в прокате

До российского проката добрался фильм «Чистый лист» — полнометражный игровой дебют выпускницы ВГИКа Полины Кондратьевой. Главные роли в картине о дружбе между юной поэтессой и девушкой с ДЦП исполнили Полина Цыганова и Зинаида Ястржембская.
Получилось новое инклюзивное кино, в котором кипит жизнь и светится надежда. Подробнее о сюжете и контексте рассказывает кинокритик и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев.
«В туалете «Вечно молодого»
Ты стоишь и тупо смотришь в стенку.
Саша, что же выпить нам такого,
Чтобы и накрыло, и не в стельку?»
Кино начинается с поэтических заметок Риты (Полина Цыганова), она пишет их в туалете клуба «Вечно молодой». На двери кабинки — портрет Александра Сергеевича Пушкина (без сходства с Юрой Борисовым). В клубе ждет подруга и ухажер (Влад Коноплев из сериала «Король и Шут»): он живет с бабушкой, поэтому предлагает Рите после пары коктейлей заняться сексом на диване в «нормальном» гараже.
В душе Риты, как у любого добропорядочного поэта, хаос и вечный конфликт: ее настоящее — трагедия, будущее — пелена неизвестности. С одной стороны, тяга к поэзии побуждает желание зарабатывать на творчестве («Поеду в Москву, разошлю записи стихов по студиям»). С другой — отец (Дмитрий Куличков) уже пробивает дочери место в медицинском вузе, куда Рита не хочет. «Тебе не надо ничего искать, я все нашел», — выдает отец во время очередной ссоры, и Рита готова опустить руки.
К внешнему хаосу добавляется и внутренний: несколько лет назад Рита потеряла мать, с этого момента и началось ее моральное падение (клубы, пьянки, запрещенные вещества). В поиске условной замены материнской фигуры она сближается с преподавательницей колледжа Татьяной Николаевной, которую студенты зовут Танк (Елена Лядова). Из учебного заведения Риту отчисляют, но отец не должен об этом узнать — на мечте свалить в Москву тогда можно ставить крест. Рита заключает с Танком соглашение: будет приглядывать за дочерью учительницы Сашей (Зинаида Ястржембская) с диагнозом ДЦП, а Танк — скрывать от отца Риты новость о ее отчислении.

Фильм Полины Кондратьевой получил премьеру на фестивале короткометражного и дебютного кино «Короче» в Калининграде, где удостоился главного приза, оказавшись на голову выше других конкурсантов. Интересно, что в 2024 году вышло сразу два российских фильма, в сюжете которых нашлось место людям с ДЦП — «Чистый лист» и драма «Филателия» Натальи Назаровой.
Кажется, инклюзивное кино неспешно, но уверенно занимает свою нишу в сегменте отечественного авторского кино.
Вопреки расхожему мнению, что инклюзия всегда сопряжена с выкручиванием драматизма на 146%, «Чистый лист» ничем подобным не занимается. В первую очередь это история об обретении новой семьи, причем необычного формата «мать, дочь родная и дочь названая». Большая часть повествования посвящена установлению доверительных и трогательных взаимоотношений между тремя женщинами — Ритой, Сашей и Татьяной Николаевной. В диалогах молодых девушек есть место и юмору, и нежности, и вкраплениям поп-культуры («Все впереди, мы еще всего «Наруто» с тобой посмотрим»).
Полина Цыганова в фильме «Чистый лист»
Исполнительнице главной роли Полине Цыгановой удается вызвать целый букет эмоций: и эмпатию, и гнев, и страх, и смех. Их дуэт с Зинаидой Ястржембской (актриса не произносит ни слова и не встает с инвалидной коляски весь фильм) — большая удача фильма, симбиоз чистоты и непосредственности.
Готовясь к роли Саши, Ястржембская уделила много внимания физике своего персонажа, для чего общалась с неврологами и вертебрологами, посещала Свято-Софийский дом, где живут особенные дети. Такие же методы применил и Лев Зулькарнаев для роли парня с РАС в сериале «Она такая классная» — еще одном заметном примере присутствия инклюзии в российском кино.
Зинаида Ястржембская в фильме «Чистый лист»
Дебют Полины Кондратьевой старательно ищет золотую середину в вопросе репрезентации людей с инвалидностью. Нетрудно скатиться во мрак и осуждение, демонстрируя, например, лестницу в подъезде, не оборудованную пандусом. «Я три года куда только не обращалась — и ничего», — пожалуется Татьяна Николаевна Рите. С другой стороны, выпускница ВГИКа не пытается создать исключительно радужную картину мира, в которой человек с ДЦП может все — нужно только хотеть и стараться. К такому образу мышления в отношении инвалидов призывал, например, персонаж Ивана Охлобыстина в драме «Временные трудности».
Кондратьева не жонглирует эмоциональными колебаниями героев, что могло бы спровоцировать безосновательное давление на слезные железы зрителя — такими манипулятивными встрясками занимался Александр Андреев в фильме «Точка опоры», который тоже показывали на «Короче».
Елена Лядова в фильме «Чистый лист»
Назвать «Чистый лист» дебютом даже трудно — настолько цельным и выразительным кажется авторский голос. Однако это первый полный метр, причем не только для Полины Кондратьевой, за спиной которой и рекламные ролики, и документальные короткометражки, но и для актрисы Зинаиды Ястржембской, и для автора сценария Марии Гончаровой. Еще одно трио женщин, сформированное идеей создать кино.
Рита, Саша и Татьяна Николаевна органично раскрывают неоднозначные образы, в которых есть место предательству и заботе, горю и ощущению потери. При этом «Чистый лист» не идеален: персонажи второго плана прописаны слабо, не хватает флешбэков с участием матери Риты (непросто поверить, что именно смерть родителя сломала послушную девочку-подростка).
Но в балансе серьезности и легкости — притягательность картины. Создатели не делают излишних акцентов на диагнозе Саши: каждый, кто находится рядом с девушкой, относится к ней как к нормальному живому человеку. «Чистый лист» избегает и стигматизации, и морализаторства. Это не фильм об «особенных людях», а кино о человеческих отношениях и поиске языка, благодаря которому ты будешь услышан — в прозе, в рифму или под бит.