«Разделение»: почему все в восторге от «не зрительского» шоу
. Второй сезон сериала Бена Стиллера оставляет в агонииКритик Оля Смолина объяснила, как сериал «Разделение» оставляет зрителя в агонии

Второй сезон «Разделения», одного из самых популярных научно-фантастических сериалов эры стримингов, перевалил за середину. Продолжения шоу о злых корпорациях и культе продуктивности пришлось ждать почти три года: производство изрядно затянулось из-за постковидных ограничений, забастовки Гильдии сценаристов США и междоусобных конфликтов двух главных сценаристов — Марка Фридмана и Дэна Эриксона. Благодаря титаническим усилиям продюсера Бена Стиллера новый сезон все-таки увидел свет.
Оправдало ли «Разделение» завышенные ожидания зрителей и статус флагманского сериала Apple TV+, оценила кинокритик и автор канала «Колыбельная для кошки» Оля Смолина.
Последние три года тучи над вторым сезоном «Разделения» перманентно сгущались: внезапная задержка выхода сериала обросла невероятным количеством фанатских теорий разной степени сумасшествия. Одна из популярных и надежных версий гласила, что создатели шоу Марк Фридман и Дэн Эриксон закончили совместную работу над первым сезоном на прохладной ноте. Будущее «Разделения» стало туманным: шоураннеры неделями не разговаривали друг с другом, саботируя черновики скриптов и производство новых эпизодов. Творческий конфликт Фридмана и Эриксона будет понятен всем, кто когда-либо сталкивался с цензурой в творческой работе.
Исполнительный продюсер шоу Бен Стиллер нанял Марка Фридмана, коллегу по франшизе «Ночь в музее», в помощь менее опытному сценаристу Дэну Эриксону, который в свое время придумал концепцию «Разделения». Фридман должен был направлять идеи молодого автора в нужное русло, однако идеальной творческой коллаборации у них не сложилось. Дело закончилось тем, что Фридман и вовсе решил покинуть проект, благо Стиллеру удалось уговорить его остаться. В качестве подушки безопасности в новый сезон был нанят создатель «Карточного домика» Бо Уиллимон.
Кроме того, гонорары сценаристов увеличились до $20 млн за эпизод. И все-таки ответа на главный вопрос, отразилась ли вражда сценаристов на качестве «Разделения», никто не давал. К счастью, первая половина второго сезона сериала подтверждает, что талант не пропьешь, даже если у него сложный характер.
Продолжение «Разделения» следует заветам всех голливудских сиквелов, постепенно расширяя масштабы антиутопической вселенной Lumon Industries, все больше углубляясь в религиозную концепцию капитализма с собственным священным писанием, коллективными ритуалами, богами и мини-библией в виде гида по саморазвитию. Мы узнаем чуть больше о прошлом «экстр» или «внешних» версий героев, а также чуть ближе знакомимся с внутренними механизмами компании, погружаясь в корпоративные интриги на уровне высокого начальства.
В прошлых сериях «Разделения» основной конфликт был сосредоточен между «интрами» и тираническим начальством, которое насильно удерживало их в симуляции жизни, подпитывая ложными представлениями о «высшем благе». В новом сезоне напряжение концентрируется уже внутри «разделенной» команды: пять минут во внешнем мире меняют героев навсегда, никто больше не будет прежним. Секреты и взаимное недоверие плодят паранойю, которая находит катарсис в абсолютно разрывном четвертом эпизоде.
Второй сезон становится лебединой песней для одного из самых любимых персонажей. Тем не менее до уровня «Игры престолов» Фридман и Эриксон не доходят, все еще предпочитая эффектные плот-твисты шокирующим человеческим смертям.
Упрекнуть сценаристов в манипуляции зрительскими ожиданиями также не получается: «Разделение» бодро мчится по сюжетным виражам, не сбивая темпа, поэтапно раскрывая зрителям общую картину происходящего. На каждый вопрос находится ответ, который парадоксальным образом провоцирует еще больше вопросов. При этом с каждым новым поворотом градус абсурдности сериала лишь повышается — во втором сезоне судьба заносит героев в компанию людей-коров, на экстремальный тимбилдинг в зимнем лесу.
Создается ощущение, что «Разделение» окончательно избавилось от творческих оков — возможно, длительная пертурбация в рядах сценаристов все-таки была не напрасна. В современную эпоху, когда кинематограф находится в кризисе оригинальных идей, подобная раскованность не может не очаровать.
Создавая сериал горизонтального типа, где каждая серия неизменно следует событиям предыдущей, а первый сезон неразрывно связан со вторым (даже если между ними проходит три года), Фридман и Эриксон идут по пути наибольшего сопротивления целевой аудитории, вынуждая все время держать руку на пульсе, следить за хитросплетениями сюжета.
«Разделение» — в хорошем смысле «не зрительское» шоу, которое осознанно уходит от дешевых драматургических панчлайнов, которые в свое время погубили «Сотню» и «Остаться в живых». Такой подход делает ожидание финала по-настоящему агонистическим: в конце концов, никто до сих пор не знает, кто есть друг, а кто — враг в компании Lumon Industries.