Несовершенная Бриджит Джонс: почему эту героиню не в чем упрекнуть
. Новый фильм «Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки» выходит 14 февраляФильм «Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки» вышел на платформе «Кинопоиск»

Рене Зеллвегер в фильме «Дневник Бриджит Джонс» (2001 год)
14 февраля в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск» можно посмотреть ромком «Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки». Это четвертая часть серии фильмов о заурядной британке, которая пытается наладить отношения с собой и обрести личное счастье посредством советов из глянцевых журналов.
В свое время первый фильм серии, «Дневник Бриджит Джонс», стал настоящий сенсацией, но с годами отношение к нему изменилось из-за обнаружившегося фэтшейминга и раскрывшихся публике физических жертв Рене Зеллвегер ради роли.
Как ромком 2001 года воспринимается сегодня и почему переживания его главной героини по-прежнему актуальны, рассказывает кинокритик и автор телеграм-канала What she said Мария Ракитина.
Героиню Бриджит Джонс придумала британская писательница Хелен Филдинг, которая в конце концов призналась, что неловкая и зацикленная на похудении героиня была утрированной версией своего автора. История непутевой сотрудницы лондонского издательства, которая страдала из-за того, что в «немного за 30» еще не встретила «того самого», едва ли казалась образцом феминистской прозы.
«Дневник Бриджит Джонс», опубликованный в 1996 году и ставший бестселлером, переосмысляет «Гордость и предубеждение» Джейн Остин на современный лад, но портрет молодой женщины, драматично переживающей о том, что она умрет «старой девой, которую после смерти съедят собственные собаки», сегодня вызывает недоумение. Главная героиня романа транслировала мотивации, которые ей навязало общество: считай калории и регулярно взвешивайся, чтобы выглядеть, как топ-модель; избавься от вредных привычек, найди себе пару и разорви порочный круг одиночества.
Сама Хелен Филдинг считает, что Бриджит Джонс — женщина своего времени, которая обладает полезным качеством: умеет смеяться над собой. Поэтому не стоит относиться к ней чересчур серьезно.
Кадр из фильма «Дневник Бриджит Джонс» (2001)
Одноименная киноадаптация, снятая Шэрон Магуайр, сохранила основные идеи литературного первоисточника и перенесла самоиронию Бриджит Джонс на экран, но продвигала мизогинные и сексистские установки под соусом комедии. Главная героиня экранизации выглядела стройной, но зрителю сообщали прямо в лоб, что она — «неприлично толстая» и должна сбросить «лишний» вес. Поэтому сегодня фильм не грех обвинить и в фэтшейминге. Вдобавок, Рене Зеллвегер дважды набирала по 30 фунтов (13,5 кг) специально для съемок фильма и его продолжения («Бриджит Джонс: Грани разумного»), что едва ли пошло на пользу здоровью актрисы.
Линия с домогательствами со стороны издателя Дэниэла Кливера (Хью Грант), который обращает внимание на мини-юбку своей сотрудницы и трогает ее за ягодицы в лифте, в нынешней оптике переходит все границы, даже с учетом скидки на нравы британцев — более вольные, чем в США. Мечтательная Бриджит Джонс романтизирует аморальное поведение босса и воспринимает безнравственность статусного мужчины как проявление любовного интереса. Что ж, нельзя упрекнуть авторов в оторванности от реальности: многие зрительницы и впрямь бывали на ее месте. Не раз.
Бриджит, скупающая псевдофеминистский нон-фикшен и записывающая все свои мысли об отношениях полов в дневник, изо всех сил старается соответствовать ожиданиям патриархального общества от женщины. Неслучайно она наряжается на вечеринку в костюм кролика Playboy, любезно преподнесенный начальником/любовником, попадаясь на удочку мужского одобрения. И опять — многие, к несчастью, тоже попадались.
Кадр из фильма «Дневник Бриджит Джонс» (2001)
Полностью укомплектованная этим инфошумом, Джонс не в состоянии расставить приоритеты и находится в иллюзии контроля собственной жизни. Поэтому она не сразу замечает, что высокомерный адвокат в дурацком свитере с оленем Марк Дарси (Колин Фёрт) — идеальная партия. Впрочем, он также относится к Бриджит поверхностно и сначала характеризует ее как «старую деву, которая не может связать двух слов, курит, как сапожник, пьет, как лошадь, и одевается, как ее мамаша». А по итогу, отринув стереотипы, влюбляется именно в такую Джонс, настоящую и несовершенную. Признаем, что такой сценарий сбывался не у всех зрительниц, но мечтался — каждой.
Так что выбор Бриджит между начальником-ловеласом, который не пропускает ни одной юбки, и эмоционально сдержанным, но заботливым юристом проходит проверку временем. А ведь она могла бы вообще отказаться от отношений и наслаждаться жизнью в статусе single (сцена, где она выкидывает в мусорку книги «Чего хотят мужчины» и «О чем думают мужчины» очень символична). Но не будем забывать, что «Дневник Бриджит Джонс» — это романтическая комедия.
Актуальные дискуссии о том, что героиня Рене Зеллвегер демонстрирует ненависть к собственному телу и навязывает ее женской аудитории имеют смысл, но стоит учитывать контекст. «Мудрые люди скажут, что я должна нравиться Дэниелу такой, какая я есть, но я дитя культуры Cosmopolitan, меня травмировали супермодели и слишком много викторин, и я знаю, что ни моя личность, ни мое тело не справятся с этим, если предоставить их самим себе. Я не могу выдержать давления. Я собираюсь отменить встречу и провести вечер, поедая пончики», — откровенничала Джонс в романе. Ровно тем же героиня занимается на экране.
Она прекрасно понимает, что винить себя за каждый на набранный килограмм и с горя напиваться от одиночества (обязательно под балладу Селин Дион All By Myself) ее научили модные журналы и нетолерантный к самодостаточным женщинам социум. Тем не менее пытается соответствовать глянцевым стандартам: завязывает с выпивкой и фастфудом (совет «замените еду сексом» вполне в духе новой морали), изнуряет себя на велотренажере, носит утягивающее белье и увлекается самоедством.
Кадр из фильма «Дневник Бриджит Джонс» (2001)
Даже сейчас этот лайфстайл нельзя назвать устаревшим, хотя героиня, безусловно, разделяет психологические и физические терзания женщин в нулевые, провозгласивших Cosmopolitan/Vogue своей Библией. Бриджит Джонс, как самодостаточное архитектурное произведение, чей облик никогда не устареет, воплощает собой комплексы, привитые женщинам гламурными медиа. В то же время она является примером несовершенной героини, которая не должна переживать внешнюю или внутреннюю трансформацию, чтобы мы начали ее уважать.
В отличие от других фильмов конца 1990-х и начала 2000-х, где героини преображались на экране до неузнаваемости, чтобы заслужить любовь и всеобщее признание («Это все она», «Моя большая греческая свадьба», «Дневники принцессы»), «Дневник Бриджит Джонс» не требовал манипуляций с внешностью или личностной трансформации. Джонс оставалась неряшлива и вульгарна, плохо справлялась со своей работой, хотя и добивалась определенных успехов, не умела готовить и держаться на публике, принимала решения на эмоциях, ошибалась и наступала на одни и те же грабли, неделями изводя себя рефлексией за просмотром «Рокового влечения», повторяя за Алекс Форрест с экрана: «Мне 36 лет. Возможно, это мой последний шанс».
Но героиню принимали друзья и «мужчина мечты», которые готовы были съесть приготовленный ею синий суп, лишь бы Бриджит была счастлива. Джонс была верна себе и подталкивала зрителя к тому, что залог здоровых отношений — это всегда движение навстречу друг другу.
Кадр из фильма «Дневник Бриджит Джонс» (2001)
Сиквелы фильма несколько искажают мессседж оригинального ромкома, который все еще смотрится ценным продуктом своего времени и занимает важное место в эволюции женских персонажей на экране. Сегодня зрительницы узнают себя в героинях «Дряни», «Меломанки», «Миссис Флэтчер» и даже «Мэйр из Исттауна», а в нулевых образцом обаятельного несовершенства была Бриджит Джонс. И для многих остается по сей день.