Контр-адмирал с неба упал: в Театре наций представили спектакль «Сато»

. Как постановка Филиппа Гуревича превращается в сеанс психотерапии

В Театре наций представили спектакль-событие «Сато»

Обновлено 12 февраля 2025, 13:45
пресс-служба Театра Наций
Фото: пресс-служба Театра Наций

В московском Театре наций 11 февраля состоялась премьера нового спектакля режиссера Филиппа Гуревича. «Сато» поставлен по одноименному роману Рагима Джафарова и рассказывает историю мальчика, убежденного, что он инопланетный контр-адмирал в плену.

Гуревич увидел в романе диагноз современному обществу с понятиями о норме. Выводит ли спектакль «Сато» свой диагноз или расставляет вопросы без ответа, рассказывает Милана Стояновска.

В 2020 году на литературной премии «НОС» книга Рагима Джафарова «Сато» получила приз зрительских симпатий, а чуть позже — и Гран-при премии «Новые горизонты». Роман, в котором нашлось место психотерапии, семейной драме и фантастике, вызвал живой интерес аудитории и получил немало положительных откликов. Однако назвать книгу благодатным материалом для постановки на сцене было бы лукавством: нелегко превратить многостраничные диалоги о чувствах и обстоятельствах в зрелищный спектакль. Впрочем, Филипп Гуревич уже не раз доказывал, что не боится многослойных произведений и что облечь в нужную форму можно самые разные сюжеты, если они того стоят.

Хотя Гуревич сохранил оригинальное название, главным героем истории сделал другого персонажа. В центре сюжета оказывается детский психолог Дарья (Ольга Лерман/ Алена Разживина), чью жизнь разделил на «до» и «после» один маленький пациент. Однажды к ней на прием привели пятилетнего Костю (Вера Енгалычева), который, по словам родителей, возомнил себя генералом и стал неуправляемым. Сам Костя представился психологу как Сато, контр-адмирал, командующий карательным корпусом «Ишимура», личный номер СУ 388588. Холодная сосредоточенность, жесткость убеждений и цепкий взгляд говорили, нет, кричали о том, что в кабинете психолога с военной выправкой стоит совсем не пятилетка. Что это — шизофрения, диссоциативное расстройство или и правда инопланетный адмирал? Поиски ответа на эту загадку стали делом жизни главной героини.

Пытаясь разобраться, что происходит с Костей-Сато, психолог погружается в мир маленького ребенка, который совсем не похож на предмет ностальгических мечтаний взрослых.

Жизнь Кости проходит типично для общества, в котором он живет. Дома заставляют есть брокколи и носить колготки, в школе — спрашивать разрешения выйти в туалет. Родители ненавидят друг друга, но остаются вместе ради ребенка.

Родители вообще занимают отдельное место в этой истории, воплощая собой такие знакомые пороки: мама (Надежда Лумпова) тянет на себе все домохозяйство и не испытывает к окружающим ничего, кроме раздражения от навалившейся ответственности; отец (Сергей Беляев/ Игорь Лизенгевич) гуляет на стороне, стыдится «ненормального» ребенка и скрывает неудобные факты из прошлого.

На первый взгляд ситуация неприятная, но вовсе не критическая, даже можно сказать нормальная для многих современных семей. Желание взрослых научить ребенка, как правильно, дать ему самое полезное, насильно и наперед позаботиться о его будущем, из последних сил заставлять его быть нормальным — все это называется воспитанием и даже любовью. Но стоит родителю представить себя на месте того, кого он воспитывает, станет ясно, в какой токсичной и угнетающей обстановке это происходит. Живя обычной жизнью пятилетнего ребенка, Сато чувствует себя пленным, а Костя — ненужным.

«Эта история о том, как сложно бывает принять особенность ребенка и избежать соблазна сделать его другим — типичным, удобоваримым для семьи, школы, общества. Про необходимость каждый день заново делать этот выбор, про родительскую ответственность, про нежелание взрослеть. В центре нашего внимания — факт подавления личности».

Филипп Гуревич, режиссер

«Сато» моментально овладевает вниманием за счет необычной истории, на руку которой играет и созданный сеттинг. Малая сцена Театра наций превращается в огромную коробку, внутри которой все персонажи становятся частью жестокой игры, разыгранной не то обиженным ребенком, не то рефлексирующим взрослым.

Особого внимания заслуживает актерская работа Веры Енгалычевой, исполняющей роль Сато. Утвердить молодую девушку на эту роль было неожиданным, но на сто процентов оправданным решением. Енгалычевой удается найти ключ к изображению каждой ипостаси своего персонажа, и это не только дуализм Кости и Сато, но и все их промежуточные проявления в пятилетнем мальчике, семилетнем школьнике и уже взрослом студенте. Каждая эмоция травмированного ребенка уникальна и отыгрывается безупречно.

Как только история о контр-адмирале в теле ребенка достаточно завлекает публику, начинается самая значимая часть спектакля — коллективная терапия. В разговорах психолога с мальчиком, его родителями и даже самой собой, звучат слова, которые иногда бывают нужны каждому. О принятии, о праве на чувства, об одиночестве, о смысле, о любви. История об особенном ребенке оказывается гораздо большим, чем психологическая драма.

«Почему семья, в которой постоянно творится какой-то ад, — это нормально? А мальчик, считающий себя контр-адмиралом, — нет?» — вопрос, который так и останется без ответа. Если кому-то покажется, что у него все-таки сохранились представления о нормальности и ненормальности всего сущего, фантастический финал спектакля опровергнет и эту уверенность. В мире «Сато» нормальность калечит. А вот что лечит — посмотревшему предстоит определить самостоятельно.

«Сато» в Театре наций — спектакль-событие, который дает каждому свидетелю то, что он захочет от него взять. Концентрированная событийность, впечатляющие режиссерские решения, превосходная игра актеров (особенно Веры Енгалычевой, исполняющей роль Сато), удачный литературный первоисточник и чувствительность затронутых тем становятся слагаемыми успеха спектакля и превращают его просмотр в нечто личное и неповторимое.

Ближайшие спектакли пройдут 2 и 3 марта.

Поделиться
Авторы
Теги