У нас есть прошлое: каким получился спектакль «Верь своей собаке»

. Истории предков, рассказанные в темном бункере памяти

Вышла рецензия на спектакль «Верь своей собаке» в театре «Пространство «Внутри»

Обновлено 13 июня 2024, 06:58
Пресс-служба
Фото: Пресс-служба

В московском театре «Пространство «Внутри» новая постановка — «Верь своей собаке», режиссерский дебют Марии Карлсон. В основе — реальные истории людей о семье, исторической памяти и «генетическом наследстве». Это мультижанровое высказывание о том, что каждый из нас несет в будущее — с собой и в себе.

Журналистка Милана Стояновска рассказывает, почему на эту постановку стоит обратить внимание.

Шестеро незнакомцев оказываются в одном закрытом убежище, прячась от некой катастрофы. Что случилось и сколько им теперь придется сидеть в укрытии, никто толком не понимает. Ясно лишь одно — они здесь надолго и, возможно, это тот самый миг, когда пора осмыслить всю свою жизнь и быть готовым к разному раскладу событий.

Напуганные и растерянные мужчины и женщины начинают постепенно сближаться друг с другом и размышлять о том, на что в повседневности обычно не хватает времени. «Адаптивность проявляет креативность», — говорит один из героев, который шел с тортом поздравлять бабушку с днем рождения, а попал в бункер. Решая быть откровенными друг с другом в минуты опасности, герои один за другим начинают делиться рассказами о своих семьях и том, что принято называть генетическим наследием.

«За спиной каждого из нас стоит огромное количество людей, наших предков, чей выбор привел к тому, что появились мы. Для человека это важный жизнеобразующий момент, — рассказывает режиссер спектакля Мария Карлсон. — Мы все являемся частью рода, независимо от того, знаем ли историю своих предков. Генетическая память передается из поколения в поколение и сильно влияет на нашу жизнь. Но что определяет судьбу человека больше — его ДНК или жизненный опыт, среда, в которой он живет?»

Чтобы понять, способен ли человек переделать себя или обречен действовать, исходя из усвоенного генетического и исторического опыта, Мария Карлсон выносит на сцену палитру человеческих судеб. Все персонажи поочередно появляются перед зрителем, чтобы поведать о своих предках.

Девушка, чей прадед, по семейной легенде, был двойником самого Николая II, еще в детстве узнала, что ее род монархам «не чужой», и всю жизнь фанатично изучает историю Романовых. И всегда носит с собой большую сумку со всем необходимым, как учила бабушка-блокадница.

Самый неспокойный «пленник» бункера рассказывает о своем выпивающем отце, который знал с детства правду о своем биологическом отце (им был сосед, а не мамин муж), от которого он и унаследовал навык постоять за себя — даже тогда, когда никто не собирается нападать. В палитре генетического опыта оказались девушка с наследственной «женской витальностью» и женщина, винившая себя и маму в том, что отец ушел из семьи. На фоне житейских историй о родителях, их браках и особенностях воспитания встречаются и по-настоящему страшные страницы семейных биографий — воспоминания о репрессиях, войне, блокаде, голоде и депортации.

Персонажи смотрят на это с расстояния более полувека и двух-трех поколений, задаваясь одними и теми же вопросами: как их бабушки и дедушки выстояли, дали новую жизнь и что оставили после себя в генетическом коде, который теперь активируется в каждом следующем поколении.

Все приведенные истории не выдуманные. Спектакль «Верь своей собаке» поставлен по пьесе Нонны Гудиевой, в которой собраны рассказы реальных людей о родственниках.

«Спектакль состоит из документальных интервью. Но мы с актерами не пытались повторять за ними, а стремились создать образы, свести всех этих людей в одном месте и посмотреть, как они будут себя вести в предложенных обстоятельствах. У меня было ощущение, что герои живут своей жизнью и я их не могу контролировать, от этого было еще интереснее», — говорит Мария Карлсон.

Для Карлсон это первый режиссерский опыт и сразу очень личный. Так получилось, что в спектакле о семейной истории и родовом опыте задействована почти вся семья режиссера: «Выбор драматургического материала не случаен еще и потому, что пьесу написала моя мама, в спектакле я рассказываю про семью отца, а в конце на сцену выходит моя собака. Так что в каком-то смысле у нас получился семейный проект».

Появление Олега Карлсона (основатель и идейный вдохновитель «Пространства «Внутри») на сцене вместе с дочерью — наверное, самый эмоциональный момент спектакля. В диалоге отца и дочери под взглядами сотни зрителей артикулируется мысль, которая занимает многих: можно ли, как когда-то призывала революция наших предков, поднять страну из пепла или генетически передающийся страх окажется сильнее. Ведь, как известно, «сажают не только картошку».

Исследование чужих (и в то же время таких узнаваемых) родословных Карлсон проводит, используя широкий набор инструментов. В спектакле театр кукол дополняет историю о материнской привязанности, а индийский танец прерывается на экскурс в личный мир очередного персонажа. Здесь есть место дракам и песням, рестлингу и отсылкам к «Назад в будущее». «Из-за того что все рождалось на глазах, я не определяла жанр и рамки, поэтому нужно было найти грань между реальностью и абсурдом, нащупать момент, где они соприкасаются», — говорит режиссер.

Заключительным аккордом ностальгической прогулки по волнам памяти становится монолог персонажа, который не может понять весь спектр испытанных от этого чувств, но точно может солидаризироваться, — собаки. Корги Оффенбах напоминает людям, погрязшим в своих раздумьях, о предначертанности судьбы и впитанном страхе, что жизнь есть, добро есть, а будущее создается сейчас.

Ближайший спектакль «Верь своей собаке» пройдет 23 июня.

Поделиться
Авторы
Теги