Кукольные «Бедные люди» в театре Образцова: каким получился спектакль
. Александр Адабашьян преобразил роман ДостоевскогоКаким получился спектакль Адабашьяна «Бедные люди» в театре Образцова
На сцене московского Театра кукол им. Образцова идет новый спектакль по дебютному роману Федора Достоевского «Бедные люди». «Мелодраму в куклах» поставил заслуженный деятель искусств Александр Адабашьян, который выступил сразу в трех ролях — режиссера, драматурга и художника-постановщика.
Классический эпистолярный роман претерпел трансформацию в кукольном театре. Какую именно, рассказывает Милана Стояновска.
Роман «Бедные люди» Достоевского состоит из 55 писем: это переписка 47-летнего титулярного советника Макара Девушкина и сироты Вареньки Добросёловой. Она его дальняя родственница, которую добросердечный чиновник взял на попечение. Девушкин искренне любит Вареньку и, несмотря на кромешную бедность, отдает ей все, что у него есть, в надежде сделать жизнь своего «ангельчика» лучше. Варенька отвечает на его заботу с теплом, пока однажды жизнь не преподносит ей шанс вырваться из бедности.
Облечь переписку двух «маленьких людей» в форму, подходящую для кукольного театра, — задача не из легких, но создатели нового спектакля подобрали ключ к ее решению. Режиссер постановки Александр Адабашьян написал пьесу, основанную на ранних работах Федора Достоевского, вместе с драматургом Анной Чернаковой. Вместе они уже не раз работали над историями для детей и подростков в основанной ими студии детских и юношеских фильмов «Студия Первый А». Новая пьеса заимствует у классического романа главных героев и сюжетную канву, но наполняет ее новыми образами и деталями.
Часть персонажей играют настоящие актеры, а часть — изобретательные планшетные куклы. У любой куклы нет одного кукловода, который дарил бы ей и движение, и мимику, и голос. Вместо этого кукольные артисты перемещаются по сцене, попадая то к одному, то к другому герою, активно взаимодействуют с обстановкой вокруг и говорят собственными голосами. Создается полное впечатление, что куклы оживают и существуют сами по себе. Отдельного внимания заслуживают плоские куклы, с помощью которых демонстрируется весь мир за пределами основного места действия. Они появляются в «окне» подвала Девушкина, которое становится своего рода порталом в другие миры: на улицу, в богатый дом, в прошлое.
Девушкин на сцене предстает маленьким человеком в буквальном смысле: он бегает по рабочему столу между печатью и пресс-папье размером с него самого. Титулярный советник не более чем канцелярская принадлежность, которая десятки лет выполняет одну и ту же работу — ставит печати на письма и в нужный момент с поклоном подставляет чернильницу под перо важного начальника. О большем Девушкин не мечтает, ведь «всякое состояние определено всевышним на долю человеческую. Тому определено быть в генеральских эполетах, этому служить титулярным советником; такому-то повелевать, а такому-то безропотно и в страхе повиноваться».
Дни Макара Девушкина проходят без изменений, пока однажды в его подвал не залетает шарф одной жизнерадостной дамы. На память о себе и в благодарность за возвращенную вещицу та оставляет чиновнику волшебное перо. Сперва оно оживляет бронзовую статуэтку богини света Гемеры, а потом из подручных материалов Девушкин создает живую куклу и нарекает ее Варей. Творение, не видевшее ничего за пределами письменного стола, искренне любит своего создателя и его скромное жилье, но со временем Варю все больше начинает интересовать, как живется «наверху», в большом мире.
Адабашьян не так жесток к своему Макару Девушкину, как Достоевский. Во-первых, Варенька здесь — творение самого героя, и история о маленьком человеке обретает черты мифа о Пигмалионе и Галатее и становится более сказочной. Во-вторых, в мире спектакля, в отличие от гнетущей петербургской нищеты, оригинального романа есть место волшебству. В-третьих, авторы пьесы изменили финал истории, оставив надежду на то, что герой еще может вернуть свое счастье или по крайней мере не раствориться в несчастье.
«Представьте, он мелкий чиновник, его и не замечает никто. Его жизнь — промокать бумаги в департаменте и смотреть на Петербург через полуподвальное окошко. И вот появляется Она, появляется смысл жизни. А потом она слышит, что наверху есть какая-то другая жизнь, красивая. Потом появляется Геранька, которая какое-то время пожила «наверху», и рассказывает, как там было прекрасно и замечательно, сколь чуден этот мир верхний... В конце концов, Варенька бросает несчастного так же, как и в романе у Федора Михайловича. Причем у Федора Михайловича она довольно цинично его бросает, в спектакле мы делаем историю мягче».
Александр Адабашьян
«Бедные люди» в кукольном театре становятся поучительной историей для всей семьи и уже не претендуют на освещение проблем социального неравенства и несчастье угнетенных людей. Это отдаляет их от литературного первоисточника, но делает самостоятельным произведением, более светлым и обнадеживающим. Именно этого и ждешь от спектакля с красочными декорациями, говорящими фактурными куклами и занятной сценографией. Даже зная о грустном финале, в момент, когда на обычных карандашах распускаются роскошные цветы, хочется верить, что счастье двух потерянных героев все-таки возможно.
В спектакле заняты заслуженные артисты России Андрей Нечаев, Дмитрий Чернов и Владимир Беркун, а также Александр Захарьев, Алия Гаттарова, Анна Суворова, Вячеслав Глушков, Екатерина Малетина, Елена Ковальчук и Ирина Осинцова.
Ближайшие спектакли пройдут 20 февраля, 12 и 25 марта.