Сигурни Уивер — 75 лет: что сделало ее иконой кинематографа

. Карьерный путь от хиппи-театра до крупнейших франшиз

Сигурни Уивер исполнилось 75 лет: что сделало ее иконой кинематографа

Обновлено 08 октября 2024, 14:31
Сигурни Уивер с «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля за вклад в кинематограф. 28 августа 2024 года.  
Фото: Andreas Rentz/Getty Images

Сигурни Уивер с «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля за вклад в кинематограф. 28 августа 2024 года\

Голливудской актрисе Сигурни Уивер исполнилось 75 лет. Звезда франшиз «Чужой», «Охотники за привидениями» и «Аватар», трижды номинированная на «Оскар», обладательница премии «Гойя» от Испанской киноакадемии и почетного «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, Уивер заслужила звание иконы кинематографа.

Она говорила о положении женщин в киноиндустрии задолго до того, как это стали обсуждать на модных круглых столах с актрисами в эпоху MeToo в 2010-х. «Не знаю, почему не снимают больше фильмов с женщинами в качестве главных героинь. Может быть, попытки случаются… Когда я начинала карьеру, мне присылали до 20 сценариев зараз, и везде в них были ужасные роли подружек в коротких платьицах. Мужчинам в этой отрасли платят гораздо больше. Харрисон Форд получил бы около $4 млн там, где женщине досталась бы, может, одна восьмая от этой суммы. Роберт Редфорд получил около $7 млн или $8 млн за «Из Африки», а Мэрил Стрип — менее $3 млн», — рассказывала она в 1989 году в интервью студенческой газете The Stanford Daily.

И все же она никогда не провозглашала себя феминистской иконой, сторонясь громких заявлений и не светясь как факел в авангарде активизма. Роль Эллен Рипли во франшизе «Чужой», похоже, сделала за нее эту работу гораздо эффектнее. «Отзывы, которые я получаю, как актриса, свидетельствуют о том, что женщины действительно хотят смотреть на других женщин, на сильных героинь, с которыми они могут себя соотнести. Женщины — не украшения, им нравятся фильмы, которые отражают это», — добавляла она в том же интервью.

Сигурни (а на самом деле Сьюзан) Уивер родилась в семье актрисы и телепродюсера на Манхэттене, у нее был шанс на отличное разностороннее образование и возможность выбора в жизни. Например, до поступления в колледж она несколько месяцев провела в Израиле, работая в одном из кибуцев. Потом поступила в колледж Сары Лоуренс, откуда перевелась в Стэнфордский университет, где изучала английский язык и литературу, намереваясь стать журналисткой и писательницей, и закончила его со степенью бакалавра. Именно там она открыла для себя актерство, выступая в студенческом театре The Palo Alto Company, возникшем на базе братства хиппи Beta Chi. У нее были длинные волосы, просторные наряды и протестная натура. Она любит вспоминать, как дружны и беззаботны были годы с товарищами по театру, когда приходилось гримироваться с одним маленьким зеркалом на десять человек, перед тем как играть Шекспира на узкой сцене открытого фургона.

Поступив в Йельскую школу драмы, Уивер познакомилась уже с совсем другим уровнем, более профессиональным, с личными гримерками и строгими профессорами, так и норовившими навесить на студентку ярлык «бездарность». Но дух стэнфордского братства определил, кажется, всю последующую карьеру и образ мышления, прежде всего провозглашавший прелесть игры, а не обязанность играть.

Давний друг Уивер, американский драматург Кристофер Дюранг, с которым она делала первые шаги на Бродвее, вспоминал ее в студенчестве: «Она была похожа на богиню из мифов, Юнону или Диану. Или, если не придерживаться женских сравнений, на Прометея или Атласа. А еще она была беззаботной. Когда я впервые увидел ее, она носила зеленые пижамные штаны с маленькими помпонами по бокам. Позже она объясняла, что это было частью ее «эльфийского костюма». После окончания Йеля ей было нелегко: агенты жаловались на ее высокий рост (180 см) и пытались продать ей роли аристократок, разливающих коктейли и вежливо кивающих, пока главный герой произносит монолог.

Сейчас ее видят и говорят: «Икона!» А она отнекивается: «Я не понимаю, о чем вы», — и воспринимает мифологию вокруг себя трезво и с достоинством, сохраняя честные отношения с собой и не пытаясь выглядеть в глазах общества преувеличенно хорошо.

Аналогично поступает ее соратница и однокурсница по Йельской школе драмы Мэрил Стрип (22 июня она тоже отпраздновала 75-летие), карьера которой с первых проб складывалась гораздо успешнее. «Мэрил получала все главные роли, — вспоминала Уивер. — Думаю, тот факт, что я была очень высокой, и тот факт, что в мире уже был такой величины талант, как Мэрил Стрип, во многом отбили у меня желание пробовать себя в актерстве активнее. Конечно, я все равно это сделала, но Мэрил с самого начала воспринимали как звезду». И вот прошли годы — обе иконы. Просто у каждой свой путь.

К слову, Стрип чуть не стала Рипли — кастинг-директор видел в этой роли только ее. По одной версии, Ридли Скотт предпочел более андрогинную Уивер, по другой, Стрип оплакивала возлюбленного, Джона Казале, который умер от рака, и отказалась от участия. Сложились ли тут звезды? Скорее да, чем нет. Деятельность Мэрил Стрип в актерской карьере гораздо активнее той, какую проявляет Сигурни Уивер, и все же в воображаемом зале славы актрис XX века у них места за одним столом.

Когда в 1979-м вышел «Чужой», критики и зрители оценили его неоднозначно, но годы сделали фильм одним из образчиков научно-фантастического хоррора, перешагнуть который в визуальной изобретательности, зрелищности и влиянии так никто и не смог (именно поэтому франшиза живет до сих пор, именно поэтому к ней подступались и подступаются разные режиссеры со своим видением). Рипли превратила Уивер в мировую звезду и символ эмансипации. «Она спасла кота, а не Чужого», — до сих пор шутят в соцсетях.

Но не только космохоррор сформировал ее карьеру, хотя и продержался с ней до 1997 года. Восьмидесятые были богаты на отличные фильмы и роли: она снялась вместе с Мэлом Гибсоном в романтической драме Питера Уира «Год, опасный для жизни», получившей благоприятную критику; вернулась на Бродвей в пьесу «Переполох» Дэвида Рэйба, работая в компании с Уильямом Хёртом, Синтией Никсон и Харви Кейтелем. Получила премию «Тони» за лучшую женскую роль. Потом снялась в двух «Охотниках за привидениями» с Биллом Мюрреем. Последовавшие в 1986 году «Чужие», сиквел фильма Ридли Скотта, принесли Уивер премию «Сатурн» и номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». Через два года она сыграла приматолога Дайан Фосси в байопике «Гориллы в тумане» и антагонистку в «Деловой девушке» с Харрисоном Фордом, что принесло ей два «Золотых глобуса». И снова номинации на «Оскар».

В 1990-х она продолжила поставку сильных женских героинь массовой культуре: снова работала с Ридли Скоттом в эпике «1492: Завоевание рая», снялась у Романа Полански в триллере «Смерть и девушка», у Джона Эмиэла в «Имитаторе». Драматические роли второй половины десятилетия («Ледяной ветер», «Карта мира») приносили ей новые номинации.

В 2000-е, когда уже сияла звезда на голливудской «Аллее славы», когда Уивер включили в список «100 величайших кинозвезд» Channel 4 и пригласили озвучивать американскую версию документалки «Планета Земля» (железно подтвердив тем самым ее законный статус признанной актрисы), после того как она подарила голос бортовому компьютеру в «ВАЛЛ*И», выступила в ООН в защиту океанов и снялась в первом в карьере телесериале — «Молитвы за Бобби», к ней, как к своей музе, вернулся Джеймс Кэмерон, чтобы предложить «Аватар».

«Думаю, у многих ошибочное впечатление о Джиме, что он весь на взводе и вечно серьезный. Конечно, это так, но когда мы с ним гонялись за «чужими», я думала лишь, насколько веселый этот парень, — рассказывала Уивер, вспоминая съемки в 1980-х. — Думала, как же так вышло, что мы месяцами бегаем туда-сюда с бутафорскими автоматами, которые ты спроектировал. Я знала, что он даст мне возможность испытать себя в неожиданных ситуациях и что стесняться он не будет. На многие его предложения моя первоначальная реакция была: «Не, я не буду это делать». Вслух это говорить я все же боялась, потому что он начал бы беспощадно дразнить меня. Но я думаю, многим нравится работать с Джимом, потому что он действительно многого требует».

Например, на съемках уже второго «Аватара», где сюжет был сосредоточен в основном в водной стихии, актеры серьезно упражнялись задерживать дыхание под водой. На восьмом десятке Сигурни Уивер способна на протяжении шести с половиной минут не сделать ни одного вдоха.

На пресс-конференции в рамках Венецианского кинофестиваля — 2024, где актрисе вручали «Золотого льва» за вклад в кинематограф, она рассуждала: «Меня всегда спрашивают, почему я играю сильных женщин. И я всегда думаю: «Что за странный вопрос?» Я просто играю женщин, а женщины сильные и никогда не сдаются. Знаете почему? Да мы просто не можем. Мы должны быть сильными».

В начале карьеры Уивер скромно отрицала возможность влияния кинематографа на общество: «Не думаю, что фильмы настолько важны, чтобы действительно на что-то повлиять. Они могут вдохновить, растрогать, заставить вас рассмеяться или перенести куда-то, где вы раньше не были... Я была бы в ужасе, узнай я, что кто-то считает меня образцом для подражания». Но с годами эта точка зрения трансформировалась кардинально, хотя Уивер не придает ей мессианского значения. Больше ценит семью (дочь Шарлотту и мужа Джима Симпсона) и разграничивает личную жизнь с публичной, поскольку мифология массовой культуры с химерами для поклонений никак не должна влиять на реальность. «Спустя годы после успеха «Чужого», помню, как моя подруга сказала моей дочери: «Разве ты не знаешь, что твоя мама — феминистская икона?» А она ответила: «Это я положу в маленькую коробочку, где храню вещи, которые мне не нужно знать». В нашей семье все так. Актерство — это то, чем я занимаюсь «по совместительству».

Обложка видео

Сущность, которую она вкладывает в своих героинь, органична, тут Уивер не кривит душой. Ее мать всегда придерживалась принципа «Не жаловаться», даже когда боролась с немощью собственной старости, и жила так, чтобы использовать все, что жизнь преподносила. «Мне вдалбливали: «Наслаждайся жизнью, которая у тебя есть». Когда Уивер выбирает сценарии, она оценивает будущую героиню с точки зрения значимости персонажа за пределами сюжета. Вероятно, в этом весь секрет ее собственного художественного высказывания — о присутствии женщины в современном мире.

Рассуждая на тему исторической драмы «Звоните Джейн» 2021 года о подпольной сети активистов в Чикаго 1960-х, помогавших женщинам, которые вынуждены были решаться на аборты, Уивер заявила, что фильм демонстрирует, как женщины «занимаются делом и заботятся друг о друге». «Это очень воодушевляющее послание для нас всех, поскольку мы теперь хорошо знаем, как устроена эта игра на самом деле, что религиозно настроенные правые не остановятся на этом, готовые принять совершенно аморального президента, чтобы достичь своих целей. «Звоните Джейн» идеально подходит к той обстановке, в которой мы очутились, то есть в окопах. Многие женщины, чьи политические взгляды умеренные, осознают сложившуюся ситуацию, которая отняла у нас основные права. Мы должны бороться, и мы победим».

Разумеется, это не острое выступление на Генассамблее ООН, под тысячей камер, которые разнесут сюжет по всем соцсетям и эфирам, но не менее осмысленное и артикулированное выражение гражданской позиции посредством искусства.

Поделиться