«Выход есть всегда». Истории тех, кто ушел из-за ЕГЭ после 9-го класса
. А также тех, кто не набрал нужное количество балловНе захотевшие сдавать ЕГЭ школьники рассказали, куда пошли после 9-го класса
Выпускники по всей России сдают единый государственный экзамен уже 15 лет. Основной период сдачи ЕГЭ проходит с конца мая по начало июля. Традиционно это время большого волнения. Из аптек сметают успокоительные и глицин. Волнуются все: и сами выпускники, и учителя, и родители. Ведь ЕГЭ служит одновременно и выпускным экзаменом из школы, и билетом в желанный вуз, если школьник наберет нужное количество баллов.
Получается это не у всех, и кто-то решает не сдавать единый экзамен вовсе. РБК Life поговорил с теми, кто решил уйти после 9-го класса. Они рассказали, почему сделали такой выбор, а также есть ли жизнь после несданного ЕГЭ.
Содержание
Истории тех, кто ушел после девятого класса
«Это действительно уходить во взрослую жизнь»
Анжела Шаповалова ушла после 9-го класса. Изначально хотела учиться на врача. Поступила на медсестру, чтобы посмотреть, что такое вообще медицина и нужна ли она ей.
«Когда я в то время смотрела на своих одноклассников, которые остались до 10–11-го класса, это были просто дети. То есть уходить после 9-го класса — это действительно уходить во взрослую жизнь, когда вы уже получаете профессию и понимаете, что вы куда-то растете и развиваетесь. Когда я оканчивала колледж и получила специальность, кто-то из моих одноклассников был на втором курсе, кто-то на первом.
Вообще ни разу не жалею [об уходе после 9-го класса]. Считаю, что это правильное решение, потому что, приходя в свой класс спустя год учебы в колледже, я видела, насколько они [одноклассники] деградируют последних два года. А по поводу ЕГЭ — в университеты можно поступить по внутреннему экзамену, с этим проблем нет».
«Выход есть всегда»
После 9-го класса Дарья Родионова из Москвы ушла в педагогический колледж, поскольку «боялась сдавать ЕГЭ». Там проучилась лишь год: вступила в совет студентов, стала руководителем медианаправления и поняла, что педагогика не ее, после чего приняла решение об отчислении.
Девушка решила окончить 11-й класс и поступить в вуз. За лето 2022 года она получила аттестацию 10-го класса и начала готовиться к ЕГЭ.
«Год подгонки к ЕГЭ — это, конечно, мало, учитывая тот факт, что в школьные годы я училась не так уж и хорошо. Начала я готовиться к экзаменам по обществознанию, биологии, русскому и математике (база). Параллельно я работаю в футбольном клубе. Проходит полгода подготовки, и я понимаю, что «общество» я не сдам. Я решаюсь на отчаянный шаг — оставить «общество» и начать подготовку к профильной математике. Наступает время сдавать ЕГЭ. Русский язык я сдала. Профильную математику не сдала, пошла на пересдачу базы, сдала. По биологии мне немного не хватило до сдачи. После сдачи биологии пришла домой и понимаю, что нужных баллов для поступления у меня не будет…»
Девушка очень расстроилась и не знала, что будет дальше. Она нашла в другой стране университет, куда можно поступить без ЕГЭ, без вступительных экзаменов, и поступила туда по междугородной программе. Там Родионова числилась первый семестр, а в России была слушателем. «После первого семестра меня перевели в филиал в России. Сейчас я окончила уже 1-й курс по специальности «интернет-маркетолог» со средним баллом 4,8. Буквально на днях подала заявление на ускоренное обучение, и меня перевели», — рассказывает Родионова.
«Хочу сказать, что в школе я не была отличницей и средний бал у меня всегда был маленький, но за учебный год в универе я не получила ни одной плохой оценки.
Что касается ЕГЭ, я считаю, что в школах очень сильно запугивают детей. Перед экзаменами дети должны получать поддержку учителей, школы, родителей. Готовиться тоже нужно, однозначно! К сожалению, во многих школах дети не получают перед экзаменами поддержки, а получают насмешки учителей по типу: «Да ты не сможешь сдать экзамены, ты глупый». В общем, даже если ребенок не сдал ЕГЭ — это не конец света, не трагедия. Выход есть всегда, это я говорю по своему опыту!»
«Не получалось найти работу по специальности»
«Почему я не пошел дальше 9-го класса? Потому что я считал себя тупым и в каком-то роде, наверное, мне было лень готовиться к ЕГЭ, это скорее основная причина. Я боялся, что я его не сдам и тогда потеряю несколько, ну или два года, получается. И надо будет ждать. Хотя вроде все из моих [одноклассников] сдали.
Пошел учиться сразу по профильному. То есть я год сэкономил и учился по профильному сразу.
Куда пошел дальше? Да, по-моему, никуда. Я долго пытался найти работу по специальности, и у меня не получалось. Меня никуда не брали, потому что у меня не было опыта. И скитался по разным работам. Там Zara, ЦУМ. Ну, в общем, ничего по специальности.
И вот год назад нашел работу по специальности. Работаю замдизайнера дизайн-студии», — рассказал читатель РБК Олег.
«Сейчас бы выбрал пойти в 10-й»
«Если бы у меня сейчас честно спросили, пойти в колледж после 9-го класса или сдавать ЕГЭ, я бы выбрал пойти в 10-й класс, потому что я очень хотел сдать ЕГЭ, но в моей жизни так сложилось, что я сначала пошел получать среднее специальное образование и отучился на медбрата, а потом уже высшее.
Высшее образование у меня по специальности «государственное и муниципальное управление». Но сейчас я работаю в клинике экстракорпоральной терапии. Лечим людей с хронической и острой почечной недостаточностью, провожу процедуру гемодиализа», — рассказал РБК Андрей Николаев.
«Ты не сдашь»
«Мой уход из девятого класса был вызван общественным давлением, наверное, по поводу ЕГЭ. Это было еще классе в восьмом, когда учителя начали запугивать ЕГЭ — что мы не сдадим и так далее, старшее поколение именно: преподаватели, родители. Не было какой-то осознанной поддержки у людей. Все говорили «а-а, ты не сдашь, ты этот, ты тот...»
На фоне этого стресса вообще никак не хотелось подготавливаться к каким-либо экзаменам. Ну и всегда казалось как-то, что после девятого, когда ты уходишь, у тебя жизнь посвободнее становится и не надо еще эти два года мучиться. Соответственно, после девятого класса родители не дали мне продыху. Я пошел работать, мне хотелось очень. Родители сказали: иди учись куда-нибудь. Соответственно, я хоть куда-нибудь подал заявление, подал документы и пошел учиться на электрика», — рассказал РБК Ренат Захурдаев.
Истории тех, кто не набрал нужного количества баллов на ЕГЭ
«Было вложено столько ресурсов»
«По русскому языку я набрала 54 балла, по математике 46, а по информатике 43. До минимального проходного мне не хватило буквально одного балла», — рассказывает РБК Life одна из учениц предуниверсария Московского городского педагогического университета. В планах у нее вновь сдать ЕГЭ в следующем году, а «чтобы не просиживать зря год» — поступить в колледж. «Если ничего с ЕГЭ не выйдет, то хотя бы останусь в колледже, без потери времени», — пояснила девушка.
По словам выпускницы, она нехорошо себя чувствовала на экзаменах. «Из-за погоды и ужасных условий в аудиториях было невозможно дышать. А на профильной математике мне вызвали скорую и пришлось досрочно завершить экзамен, что очень обидно, так как вариант мне попался наилегчайший, но из-за головокружения решить его не получилось», — рассказала она.
Дело в том, что во время экзамена стояла «жара свыше 30 градусов, а окна в аудиториях не открывались». Ученики просили открыть их, но «окна были без каких-либо ручек и мест для них». «Они не подразумевали возможность открытия, поэтому никто окна открыть не мог. В коридорах окна открывались, но это почти не помогало», — говорит девушка.
«После получения результатов чувствовала себя немного опустошено. Столько ресурсов было вложено, а все равно вышло не пойми что. Но я не отчаиваюсь, еще не потеряла надежду. Все-таки никто мне не запретит сдать еще раз в следующем году», — заключает она.
«Меня зовут Слава, и я почти провалил ЕГЭ...
...но умудрился поступить в вуз и стать лучшим старостой».
«Итак, с чего все началось... Началось все в далеком 10-м классе, когда только формировали профильные классы. Я попал в физмат 34-го лицея [в подмосковных Мытищах] и был безумно рад. Думал, что раз попал в физмат, то проблем с математикой, физикой и информатикой у меня быть не должно. И знаете, это так. Скорее у них были проблемы со мной: в школе было слишком мало учителей, желающих подготовить к ЕГЭ / рассказать о своем предмете, и [хватало] учеников, что просто текли по течению. То есть во время диалогов о переводе из школы в вуз неоднократно пролетали фразы по типу «Поступлю куда баллов хватит» / «Родители оплатят» / «У меня бабушка там ректор, пристроит как-нибудь», что довольно сильно мешало сосредоточиться на цели, ведь спустя время я тоже расслабился, думая, что ЕГЭ — сущий пустяк.
Ладно, наступил 11-й класс, и вроде как все должно было стать чуть сложнее: пробники, разборы заданий и вариантов ЕГЭ, поиск лайфхаков для решения задач и так далее, но увы. Не задалось все с самого начала: сначала нам отменяли уроки, потому что либо учителей не хватает (школа переполнена) и надо срочно контролировать младшие/средние классы, либо кто-то заболел. Для меня это была отличная возможность подготовиться к сочинению по русскому, прочитав несколько произведений классической литературы. Но дальше было веселее: перенос пробных экзаменов на каникулы, потому что у младших классов в будние дни были контрольные и утренники либо же просто потому, что не было свободных кабинетов. Немного подумав, я согласился с родителями, что мне нужны дополнительные курсы по подготовке к ЕГЭ. Итого: шесть из семи дней в неделю я посвятил учебе и один день — организации игр для детей. Позже началась дикая усталость, из-за которой я начал плохо спать ночами либо же засыпать с открытыми глазами на пробниках. Недолго думая, я решил закрыть глаза на учебу и начать пытаться расслабиться, а до экзаменов оставалось меньше месяца...
И вот первый экзамен (русский язык). Я иду в приподнятом настроении, ведь все пробники по этому предмету я писал на 75+ баллов. Ну, по нему я и получил порядка 70, ничего удивительного. Ладно, математика. Сидя на экзамене, я думал, что наберу средний балл, но надеялся больше чем на 60 (получил 35). А после экзамена я понял, что не умею читать задания и почти во всех я пытался найти не то, что требовалось. С информатикой такая же ситуация (на пробниках под сотню набирал, на ЕГЭ — ближе к 60).
Немного погоревав, что не смогу поступить в Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники (МИРЭА), я решил поступать в Московский финансово-юридический университет (МФЮА). Поступая туда, я и не думал, что смогу вырваться не то что в отличники группы, а в лучшие старосты вуза. В первую сессию я все сдал на высший балл, кроме одного предмета, по нему «4». А во вторую я смог везде получить либо «5», либо «зачтено». Теперь я хочу со своими ученическими успехами попробовать перевестись на бюджет в другой, более хороший технический вуз».
Что делать, если ребенок не сдал ЕГЭ
Как поддержать ребенка: советы психологов
И ОГЭ, и ЕГЭ — это один из первых судьбоносных экзаменов маленького человека, говорит психолог Ирина Смоларчук. «Это такой тест на пригодность вообще, приобщенность к человеческому миру. Если ребенок проваливает экзамен, то родители испытывают колоссальный стресс. Ребенку в этой ситуации за себя стыдно и перед родителями, и перед учителями, и перед сверстниками, перед самим собой. Это вот четыре формы базового стыда. Ощущение себя неполноценного», — говорит она.
Психолог разграничивает два психотипа — слабых и сильных детей. Первых ощущение чувства неполноценности добивает, а сильным дает стимул доказать обратное, «что я как все, я могу». «Эти экзамены — это главный такой принцип адаптации всего живого: я могу быть как вы. Это такая форма присоединения, это очень важный аспект вообще в жизни человека».
Поэтому если родители точно не знают, какой психотип у ребенка, спешить с упреками не стоит, предупреждает психолог. «Вот в это время, когда проходят государственные экзамены, риск суицидов и акты выполненных суицидов возрастают на 40%. Это известная статистика», — говорит она.
В связи с этим родителям и педагогам не стоит говорить расхожую фразу «ну с кем не бывает, прорвемся, от этого еще никто не умер». «Потому что в моей практике как раз для детей слабых, которые с трудом справляются с жизненными нагрузками, это как раз заход в тупик. Принято же приписывать суицидальные намерения в подростковом возрасте, например, неразделенной любви, каким-то неполученным подаркам. А на самом деле вот эти суицидальные попытки бывают после экзаменов, причем это не в дни экзаменов происходит, а спустя некоторое время. Вот это самый опасный период, когда родители буквально своих слабых детей загоняют в этот тупик», — предупреждает Смоларчук.
По ее словам, потерпев фиаско, дети чаще всего не выдерживают общественного давления. Если сравнивать с несчастной любовью, которая для подростка такая же трагедия, то про нее знают только двое — ты и человек, который с тобой, например, эту любовь не разделяет. «А про твой позор [с ЕГЭ] знает весь мир, который для тебя важен. Учителя, которые на тебя надеялись, ровесники, все вокруг. А мир подростков — он достаточно жесток и бесчеловечен. Поэтому каждый подросток, который оказался в этой ситуации, знает, что это еще не конец трагедии. За этой трагедией <…> последует еще и травля, издевательства со стороны сверстников. Сверстников успешных, например».
Что же делать в этой ситуации родителям? Они должны поддержать ребенка — и важно послать не просто «дежурное СМС», а именно физическое присутствие близких людей. В этой ситуации они должны отпроситься с работы, взять отпуск.
«Еще раз говорю, что основная эмоциональная нагрузка возлагается на разделение вот этого горя, а это, с точки зрения психоанализа, настоящее горе с четырьмя этапами. Первый этап — это шок, второй этап — отрицание, третий этап — это когда ребенок начинает осознавать, что в целом жив, никакой катастрофы, и четвертый — ребенок начинает думать, как из этой ситуации можно выбраться. Вот во всех этих историях должно быть физическое присутствие, телесное присутствие родни», — отмечает психолог.
В основном это должна быть поддержка мамы и папы, поскольку бабушка с дедушкой, как правило, здесь не все решают. Причем даже если отец не участвует в жизни ребенка или живет с другой семьей, нужно все равно привлечь его к поддержке. «В такой ситуации нужно звонить во все колокола и вызывать всех родственников. Очень часто как раз таки отцы, которые живут отдельно после развода, очень здорово вразумляют и оказывают ребенку важную поддержку».
Если семья поддержит школьника, тогда ему не будут страшны ни травля подростков, ни негодование учителей, которые его упрекают в том, что напрасно на него рассчитывали». «Если у ребенка есть такая поддержка в этом ужасном вселенском горе — я говорю это не пафосно, это настоящее вселенское горе, это первая оценка в жизни маленького человека, — в этом месте ребенок абсолютно выживает», — сказала Смоларчук.
То, что родители в момент неудачи ребенка — столь необходимая поддержка, отмечает и практикующий психолог, семейный терапевт Лена Фейгин. Реакция родителей в этот период может повлиять на дальнейшие отношения в семье. «Экзамены пройдут, а ваши отношения с ребенком, ваша поддержка в столь важный момент останется. И потенциально станет залогом дальнейших взаимоотношений», — говорит она.
В то же время слишком заботливым родителям не стоит отвлекать ребенка, балуя его после неудачи поездкой на море: там разрушительное чувство вины лишь добавится. «Я же этого не заслужил. Меня опять авансируют. Я такой негодяй, мерзавец. Парень-пятерочник, который хорошо сдал экзамены, сидит на даче, помогает дедушке с бабушкой собирать свеклу. А вот я все провалил и с позором еду на море», — будет думать подросток.
По словам эксперта, нужно дать потерпевшему неудачу возможность на время «закрыться в своем домике». В комнате с любимым котом, креслом, в котором он готовился, столом, любимой чашкой с героем фильма — всем, что связано с телесным прикосновением. Там ребенок сможет восстанавливать свою жизнеспособность, когда он чувствует, что он живой, говорит Смоларчук.
Родители должны остаться и прожить эту ситуацию с ребенком. «Не надо говорить: «Забудь, ничего страшного, завтра купим тебе репетиторов». Нет, с ним надо это проплакать. Проплакать, чтобы ребенок осознал, где он какое-то время прошляпил, где он проигнорировал повторение материала. Он в этот момент становится взрослым. Да, это горький опыт, но другого не дано». Если отвлечь взрослеющего человека на море, он поймет, что все вопросы покупаемы и что это не конец света, что можно оставаться ребенком.
И еще один важный момент: стоит обсуждать именно дела ребенка, а не осуждать «несправедливую училку, которая поставила двойку, а могла бы натянуть троечку» или «пронырливых одноклассников», которые «незаслуженно получали оценки».
«С ребенком надо прожить, прореветь его неудачу. Но обязательно кормить его будущим успехом, будущей победой. Это вот как в горе, вот этот третий пункт, он так и называется — планирование. Мы это проживем, мы сделаем из этого выводы, а дальше давай решим, что у нас сейчас по плану. Мы с тобой нанимаем репетитора вот по этой теме, а здесь я тебе могу помочь, а здесь тебе поможет старший брат. А здесь ты можешь сам вспомнить материал, ты просто от страха на экзаменах впал в ступор, забыл», — рекомендует психолог.
Еще очень помогает, когда родитель вдохновляет ребенка своими историями, рассказами про свои неудачи из детского прошлого: «Например, я был неидеальным тоже, но мне помогло усердие, вера родных в меня. Я геометрию сдал с пятого раза. А сегодня я возглавляю конструкторское бюро. Видишь, как это работает? И вообще, помню, что очень много успешных троечников сделали карьеры, много пятерочников, которые сегодня живут на пенсию, да?» Вот все время такие приводить примеры успеха, примеры преодоления, где смог не благодаря, а вопреки победить ситуацию, советует Смоларчук.
Важно говорить ребенку, что повторение — мать учения. «Рассказывать про себя, что, несмотря на то что мне 40 лет, чтобы мне выступить, например, на каком-то совещании, ты же видишь, что я не просто иду с корабля на бал. Я тоже сижу весь вечер, трясусь, пью валокордин. И готовлюсь, и повторяю перед нашим котом это выступление. Я его пишу на бумаге и коту рассказываю. Вот. Ты видишь, как кот оценивает мою подготовку. Ты видишь, как я психую и нервничаю. Как я надеваю костюм, а он у меня весь мокрый. Это нормальная история про конкурентность, про борьбу. Что великие тоже были разгильдяями. Что каждые полгода человек в твоем возрасте взрослеет. Что Пушкин тоже учился «чему-нибудь и как-нибудь». Без конца приводить примеры человеческих неудач, которые человека привели к знанию материала. Да, когда мы повторяем материал, мы становимся экспертами».
Как же обезопасить себя на случай, если нужный результат не достигнут? Для этого при выборе вуза важно определять запасные варианты, отмечает Фейгин: «Всегда можно начать обучение по желаемой специальности, а уже через год перевестись в вуз вашей мечты».
Как вариант можно взять год для практики и первой работы, это может быть полезно, чтобы понять, правильно ли выбрано направления движения. А параллельно подготовиться к пересдаче и поступлению на следующий год. «В любом случае ни один экзамен не является катастрофой. Не стоит придавать экзаменам большей значимости, чем они являются на самом деле. Всегда есть варианты решения любой жизненной задачи, которые, несомненно, приведут вас к желаемому результату», — отметила эксперт.
Фейгин говорит, что главное для ребенка — сохранять психику в балансе и вместе с родителями рассматривать разные варианты дальнейших шагов. «Экосистема поддержки семьи особенна важна в сложные моменты, — повторяет она. — Так мы смотрим в будущее и способны выстраивать варианты развития событий».
Ребенку необязательно пропускать год, поскольку существует много коротких программ, которые тоже могут стать вариантом до поступления в будущем году.
Мнение учителя
Родителям важно найти золотую середину: да, нужно говорить, что ребенок должен сдать экзамен, но самим не перегнуть палку, советует Ирина Рытик, преподаватель физики в лицее № 36 Калуги, выпустившая в этом году 15 золотых медалистов из 30 учеников в классе. Как рассказывает учитель, когда ее старший сын-олимпиадник сдал на 70 баллов математику, для нее это был шок. «Я начала на него ругаться, кричать. Он вышел и спросил: мол, мне что, просто покончить с собой? И дороже жизни ничего нет на свете. Я это говорила и родителям, и всем остальным. Примите, что бы ни получилось, примите тот результат, какой есть», — советует Рытик.
Своим ученикам она приводила примеры выпускников, которые хоть и не поступили в вуз, но стали «абсолютно замечательными людьми». «Есть девочка, которая сначала пошла просто кондитером, а потом получила определенный навык. Она сейчас имеет одну из самых, наверное, востребованных кондитерских мастерских. То есть найти себя можно где угодно <…>. И приводила примеры выпускников, которые, когда проходили год-два-три, меняли вуз или вообще поступали в другой, то есть отказывались, уходили».
Рытик отмечает, что если человек не сдал ЕГЭ, то «это просто не его предмет, не его уровень»: «Значит, тебе это просто не надо. Значит, ты где-то силен в другом, но нет неталантливых людей — 100%. Один человек умеет хорошо решать задачи по физике, по математике, а другой замечательно поет. Ему абсолютно необязательно знать формулы какие-то. А кто-то очень хороший спортсмен или шахматист», — отметила она.
«Самое значимое в жизни, что здоров ты, здоровы твои родители. <…> Если в этом году не повезет, значит, обязательно повезет в следующем. Значит, наверное, как-то судьбе удобно, чтобы ты этот год как-то по-другому пересмотрел, может быть, решил другие вопросы», — заключила учитель.