Кто придумал школу и домашние задания: от древности до современной России
. Как в разные времена менялся подход к обучению детей
Ученики 2-го класса московской средней школы № 110 на уроке мира в День знаний. 1 сентября 1983 года
Взгляд и подход к обучению детей менялся на протяжении тысячелетий. В древности образование было доступно лишь представителям высших слоев общества, тогда как в современности оно стало обязательным практически для всех, вне зависимости от происхождения.
В преддверии 1 сентября РБК Life рассказывает, кто придумал школу, когда это случилось, как создавалась ее современная модель и как появилась практика домашних заданий.
Содержание
Кто придумал школу: история создания первых школ в мире
Школы появились еще в глубокой древности. Их можно назвать одним из условий возникновения ранних цивилизаций, так как для эффективной работы государственного аппарата требовалось все больше и больше образованных людей. Согласно одной из версий, первые учебные заведения возникли в связи с необходимостью чем-то занять стариков и детей, чтобы ни те, ни другие не были обузой для взрослого трудоспособного населения.
Подтверждением данной теории может служить тот факт, что само слово «школа» восходит к древнегреческой основе shole, которая в свою очередь означала «отдых от работы» или «праздное времяпровождение». У пожилых ораторов и философов, желавших поделиться мыслями и знаниями с молодежью, постепенно появлялась собственная аудитория, а со временем такие встречи переросли уже в организованные обучающие занятия.
Рафаэль, «Афинская школа» (1511 год)
Так или иначе, первые школы появились еще за несколько тысячелетий до нашей эры — в Древней Греции, Древнем Египте и Древнем Китае. Так, в Греции мальчиков обучали чтению, письму, математике, ораторскому искусству, а также уделяли большое внимание занятиям спортом, тогда как девочки познавали азы ведения домашнего хозяйства. В Египте образование тоже было в большом почете, однако получить его могли далеко не все, поэтому дети из низших сословий, как правило, наследовали ремесло своих отцов. При этом наиболее одаренных представителей знати отправляли в специальные школы при храмах под названием «дома жизни», где они посвящали себя наукам и изучению религиозных текстов. В Древнем Китае образование тоже было доступно лишь детям очень обеспеченных родителей.
В Средневековой Европе обучение почти полностью контролировалось духовенством. Монахи в школах при монастырях строили образовательную модель вокруг религии, однако также преподавали мальчикам благородного происхождения латынь, письмо, пение и арифметику. Девочек практически не обучали, хотя в отдельных случаях они могли получить блестящее образование благодаря частным репетиторам.
Кто придумал современную модель школы
Ян Амос Коменский. Портрет Jurgen Ovens (1650–1670)
Современная модель школьного обучения принадлежит чешскому гуманисту, просветителю, философу и писателю Яну Амосу Коменскому, который считается основоположником педагогики как самостоятельной дисциплины. В своем труде под названием «Великая дидактика», написанном между 1627 и 1638 годами, он сформулировал свои основные взгляды на подход к образовательному процессу. Именно он экспериментальным путем пришел к выводу, что урок должен длиться не более 45 минут, так как после у учеников наступает период утомления и им требуется отдых. Некоторые основные принципы, изложенные Яном Коменским, выглядят следующим образом:
- Установка точных временных рамок и последовательности преподаваемого материала.
- Разбивка учебного материала по классам, в которых должны обучаться дети примерно одного возраста.
- Ученикам необходимо прививать мотивацию, интерес и стремление к новым знаниям.
- Содержание обучения должно быть понятно не только учителю, но и ученикам.
- Наглядность — золотое правило обучения. Ученики сами должны видеть, слышать и чувствовать то, что они познают.
- Обучение должно начинаться с легкого материала с плавным переходом к более сложному.
- Новый материал должен быть основан на предыдущем и закрепляться последующим.
- Занятия должны быть распределены на весь учебный год, а ход каждого урока должен быть продуман самим учителем.
- Знания и навыки учащихся нужно проверять при помощи повторения, упражнений и контрольных работ.
- Ученики должны отвечать на каждом уроке, а учитель должен им помогать, если этого требует ситуация.
Как создавались школы в России
Николай Петрович Богданов-Бельский. «Воскресное чтение в сельской школе». 1895 год. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
О первых подобиях школ в нашей стране известно еще с конца X века, когда после крещения Руси для распространения новой религии у государства возникла необходимость обучения населения грамоте. С появлением славянской азбуки первые школы открылись в Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске.
Школы в допетровскую эпоху
В русских школах XI–XV веков преподавали так называемые семь свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Сами школы выполняли не только функции учебных заведений, но и служили своеобразными центрами культуры, где переводили произведения иностранных авторов и переписывали рукописи.
Во времена татаро-монгольского нашествия образование на Руси пришло в упадок, однако с дальнейшим развитием Московского государства стал наблюдаться постепенный подъем его уровня. После окончания Смутного времени, к середине XVII века, в Москве открывалось все больше школ, созданных по европейскому образцу, где дети могли получить не только религиозное, но и светское образование.
Образование при Петре I
Юрий Кушевский. «Петр I лично принимает экзамен у вернувшихся с заграничного обучения молодых дворян-«пенсионеров». 2018 год
Новый виток развития образования случился при Петре I, по чьему указу в 1701 году в Москве открыли Школу математических и навигационных наук. В ней обучались молодые люди из разных сословий в возрасте от 12 до 20 лет, которым преподавали грамоту, арифметику и геометрию. После окончания обучения представители низших слоев зачастую поступали на службу, тогда как юноши знатного происхождения продолжали образование в «верхней школе», где осваивали иностранные языки, астрономию, географию и навигацию.
Тогда же стали появляться профессиональные учебные заведения, готовившие металлургов, врачей, канцелярских служащих, химиков, артиллеристов и переводчиков. В 1714 году учредили первые цифирные школы, где упор делался на арифметику и геометрию.
Реформа образования Екатерины II
Стандартизация образовательного процесса и внедрение классно-урочной системы началось при Екатерине II. Кроме того, отдельное внимание уделялось беспризорным детям и сиротам, для которых в 1764 году построили специальный «Воспитательный дом», где воспитанников учили различным ремеслам и готовили к трудовой деятельности.
Наконец, в том же 1764 году императрица учредила в Петербурге Воспитательное общество благородных девиц, которое позже стало известно как Смольный институт. В нем обучались девочки и девушки от 6 до 18 лет, которым в зависимости от возраста преподавали широкий спектр дисциплин — от танцев и хороших манер до архитектуры и опытной физики.
Школы в России XIX века
Екатерина Николаевна Хилкова. «Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих». 1855 год. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В 1802 году Александр I учредил Министерство народного просвещения, главными принципами которого стали бесплатная основа начального образования, а также бессословность. Впрочем, она не распространялась на крепостных. При этом в первой половине XIX века количество начальных школ росло крайне медленно — в среднем в год их открывалось не более четырех.
Однако во второй половине столетия вместе с отменой крепостного права произошла целая серия реформ, охватившая все стороны общественной жизни, в том числе и образование. Именно тогда появилась стройная структура обучения, вводящая начальные, средние и высшие учебные заведения. «Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 года положило конец государственно-церковной монополии на просвещение. С тех пор открывать начальные школы разрешалось как общественным организациям, так и частным лицам под контролем местных властей. Что касается среднего образования, то наряду с мужскими гимназиями стали появляться и женские.
Школы в СССР
Средняя школа № 65 поселка городского типа Красная Поляна Краснодарского Края. Занятия в историко-этнографическом кабинете. 1 сентября 1981 года
После Октябрьской революции 1917 года в стране началась национализация всех типов учебных заведений, в том числе и школ. Обучение в них стало бесплатным на всех этапах и общедоступным, а после реформы 1930-х — еще и обязательным. Тогда же были сформированы и унифицированы образовательные программы, под которые создали учебники.
В 1958 году обучение в средней школе сделали десятилетним. В середине 1980-х была введена привычная ныне одиннадцатилетняя школа.
Школы в современной России
Школьники на уроке информатики в образовательном центре «Сириус». 14 июня 2017 года
Модель с 11 классами продолжают использовать и в современных российских средних школах, однако за последние годы в их системе произошел ряд серьезных изменений. Скажем, в 1990-х годах случился отказ от стандартной школьной формы советского образца, однако теперь в средних образовательных учреждениях ввели образец опрятного внешнего вида с белым верхом и темным низом.
Кроме того, для многих предметов стали доступны специальные тематические тетради с различной полезной информацией, помогающей в учебе. Появились новые методики, а иностранные языки стали преподавать начиная со второго класса. Родители стали более активно участвовать в образовательном процессе, а также получили возможность следить за успеваемостью ребенка благодаря электронным дневникам.
Кто и зачем придумал домашние задания
Идея домашнего задания в своей самой элементарной форме восходит к самым ранним цивилизациям. Например, в Древнем Египте и Греции ученикам предлагалось упражняться в письме и самостоятельно размышлять о пройденном предмете, чтобы закреплять знания, полученные от преподавателя.
Согласно одной из версий, «домашка» в современном виде появилась в начале XX века благодаря итальянскому педагогу Роберто Невелису. Учитель в качестве наказания начал нагружать дополнительными задачами учеников с низкой успеваемостью, а когда эта практика показала свою эффективность, то она стала обязательной для всех.
Среди главных преимуществ домашних заданий называют:
- Развитие навыков тайм-менеджмента у ребенка. Для выполнения домашних заданий учителя ставят определенные сроки, благодаря чему дети учатся самостоятельно рассчитывать свое время и составлять расписание, что положительно влияет на самодисциплину и внутреннюю организацию. В дальнейшем эти навыки помогут в работе и других аспектах взрослой жизни.
- Более глубокое изучение и закрепление пройденного материала. В школе ребенок, постоянно окруженный сверстниками, сталкивается с множеством отвлекающих факторов. Кроме того, ученикам порой бывает сложно усвоить материал за отведенные на урок 45 минут, поэтому домашние задания помогают им лучше понять тему и закрепить в голове сказанное учителем.
- Развитие исследовательских навыков и умения искать информацию. Некоторые виды домашних заданий подразумевают, что ученик самостоятельно должен найти дополнительные сведения для их выполнения.
Впрочем, о целесообразности домашних заданий спорят на протяжении десятилетий. Противники этой практики среди главных минусов выделяют:
- Снижение физической активности. Выполнение домашних заданий требует от школьника долгого просиживания за столом, что негативно сказывается на осанке и физической форме ребенка. Внеклассные занятия отнимают очень много времени, которое ребенок мог бы посвятить другим развивающим практикам, а также общению с близкими и друзьями.
- Домашние задания могут быть очень сложными. В связи с этим дети «застревают» на том или ином упражнении, зачастую не получая должной помощи от родителей. Исправить ситуацию может только учитель.
- Увеличение стрессовой нагрузки. Слишком большой объем домашних заданий может негативно сказаться на психическом здоровье ребенка, что в свою очередь может привести к падению общей успеваемости.