Что такое гимназия. Чем отличается от лицея и школы

. Эксперт рекомендовала, кому в нее поступать
Обновлено 08 июля 2024, 16:22
Михаил Джапаридзе / ТАСС
Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

Если для детей лето — пора каникул и отдыха, то для родителей это самое время задуматься об образовании ребенка. И многие задаются вопросом, что выбрать: государственную или частную школу, лицей или гимназию. История последних в разных странах насчитывает несколько столетий. В России первые гимназии появились еще в эпоху правления императрицы Елизаветы Петровны (1741–1762) [1].

РБК Life разбирался в том, что такое гимназия в современной России, чем она отличается от школы и лицея, а также выяснил, стоит ли отдавать туда ребенка.

Что такое гимназия

Гимназия — это учреждение общего среднего образования с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла.

Само слово «гимназия» восходит к древнегреческому γυμνάζω — «место для гимнастических упражнений». Первоначально так называли места для физических тренировок. Там юноши могли тренироваться и улучшать свою физическую форму, чтобы подготовиться к спортивным соревнованиям или войне [2]. Позднее этим же словом стали называть образовательные учреждения, в которых вели беседы философы, риторы (учителя риторики) и ученые Древней Греции, а также проводились лекции по литературе и музыке.

Римляне развили идею гимназий и, сохранив некоторые из них как центры обучения, продолжили строить огромные сооружения, предназначенные для физических упражнений и учебы. Со временем они стали центрами городской жизни, в гимназиях появились библиотеки, а также собрания искусства.

В формате, более приближенном к современному, гимназии появились в Европе XV–XVI веков в качестве школ, которые готовили будущих студентов университетов [3]. К началу XX столетия они были распространены в Германии, Швейцарии, Голландии, Австро-Венгрии и других государствах, включая Россию. На территории Российской империи гимназии были сначала основными, а затем одними из основных видов учреждений среднего образования наряду с реальными училищами, программа которых была больше насыщена не гуманитарными, а естественно-научными предметами. После Октябрьской революции гимназии упразднили. Однако после распада СССР в России вновь стали появляться гимназии.

В наши дни, согласно закону «Об образовании», лицеи и гимназии лишены особого статуса. Закон отказался от деления средних школ на типы, виды и категории [4].

Анатолий Каспржак
Анатолий Каспржак
профессор Института образования НИУ ВШЭ

«С принятием закона «Об образовании» 2012 года классификация учебных заведений в стране значительно упростилась, и формально все школы, гимназии и лицеи стали именоваться общеобразовательными организациями без разделения на виды. По замыслу законодателей, унификация средних учебных заведений призвана повысить качество обычных школ, подтянуть их до уровня элитных. То есть гимназий как вида с этого времени нет, это стало именем собственным».

Поэтому сегодня гимназии уже не по требованию закона, а по собственной инициативе чтут традиции, а также используют особые образовательные программы. В Москве с 1 сентября 2017 года вообще исчезли понятия «гимназия», «лицей», «школа с углубленным изучением того или иного предмета» и «коррекционная школа». Все образовательные организации этого уровня называются школами [5].

Анна Высоцкая
Анна Высоцкая
нейропсихолог, консультант по выбору школы и образовательной стратегии, ведущая ТГ-канала «ПРО Школы»

«Те школы, которые раньше носили статус гимназий, сегодня я бы разделила на несколько категорий. Это, во-первых, школы с конкурсным поступлением в пятые классы и началом профилизации с восьмого. А во-вторых, так называемые предуниверсарии — школы в структуре вузов, где набор ведется в восьмые классы, а разделение на профили начинается в десятых. Также существуют лицеи технического либо естественно-научного профиля, набирающие сразу на профиль в пятые, шестые, седьмые, восьмые классы».

Программа обучения в гимназии

Учебный план любого образовательного учреждения формируется согласно Федеральной общеобразовательной программе (ФОП). В ней содержатся инструкция обучения и воспитания учеников начальных, средних и старших классов, а для педагогов расписаны учебный план, график, план воспитательной работы.

В России установлены следующие уровни общего образования:

  • начальное общее образование, НОО (1–4-й классы);
  • основное общее образование, ООО (5–9-й классы);
  • среднее общее образование, СОО (10–11-й классы).

Прием в гимназию с углубленным изучением отдельных учебных предметов начинается с пятого класса по результатам конкурсных испытаний по отдельным учебным предметам.

Алевтина Юрчик
Алевтина Юрчик
заместитель директора ГБОУ Гимназия №61 Выборгского района Санкт-Петербурга, председатель Совета молодых педагогов Выборгского района Санкт-Петербурга

«Таким образом, формируется три учебных плана — НОО, ООО и СОО. Следование ФОПам подразумевает ограниченное количество вариантов учебного плана, которые формируются в конструкторе учебных планов.

В случае гимназии № 61 мы выбираем учебный план, ориентированный на углубленное изучение предметов гуманитарного цикла. У обучающихся в гимназии до шести часов английского языка в неделю и по два часа другого иностранного — немецкого или французского. СОО реализует гуманитарный профиль, изучая историю (4 часов в неделю), литературу (5 часов в неделю) и английский (6 часов в неделю) на углубленном уровне».

Чем гимназия отличается от лицея

Лицей — это учебное заведение, школа с углубленным изучением предметов технического либо естественно-научного направления. Существуют также гуманитарные лицеи, но они менее распространены.

Слово «лицей» восходит к древнегреческому Λύϰειον. Так называлась философская школа, созданная в IV веке до н.э. Аристотелем близ Афин, она просуществовала порядка 800 лет. В эпоху Возрождения лицеями стали именовать школы, занимавшиеся подготовкой будущих студентов университетов. В Российской империи существовало шесть подобных учебных заведений, и все они имели статус элитных.

Самым значительным являлся Императорский лицей в Царском Селе. Обучение было рассчитано на шесть лет и состояло из двух курсов, по три года каждый: первый курс (начальный), второй — окончательный. Обучали воспитанников:

  • языкам (русский, латинский, французский и немецкий);
  • наукам нравственным (закон Божий, философия и основы логики);
  • математическим и физическим (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика);
  • историческим (история российская, история иностранная, география и хронология);
  • изящным искусствам и гимнастическим упражнениям (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Лицеисты, которые готовились к военной карьере, дополнительно изучали оружие, тактику, стратегию и историю войн, военную топографию и черчение планов. Выпускники этого заведения получали исключительное право наравне с выпускниками университетов поступать на службу в государственные учреждения без дополнительных экзаменов. [6], [7], [8].

Анна Высоцкая
Анна Высоцкая
нейропсихолог, консультант по выбору школы и образовательной стратегии, ведущая ТГ-канала «ПРО Школы»

«Традиционно, но необязательно, гимназиями называли себя школы с рядом гуманитарных профилей, в то время как лицеями считались школы, реализующие физико-математическое и естественно-научное направления».

Так как законодательных ограничений теперь нет, некоторые учебные заведения стали многопрофильными, а классы набирают различной специализации.

Чем гимназия отличается от школы

До 2012 года организационно-правовая форма учебного заведения накладывала на него ограничения [9]. Для средней школы каждого типа четко прописывались возможные профили:

  • гимназия — гуманитарный;
  • лицей — технический или естественно-научный, реже — гуманитарный;
  • школа с углубленным изучением отдельных предметов — в зависимости от выбранных приоритетных дисциплин;
  • «простая» средняя школа — без конкретной специализации.

По задумке авторов закона, все школы уйдут от единой усредненной программы, чтобы каждый ученик смог самостоятельно выбирать образовательную траекторию согласно собственным интересам и способностям [10]. Однако и сейчас гимназии и лицеи, которые придерживаются особого учебного плана, отличает от средней школы направленность углубленного изучения предметов.

Что дает статус гимназии: плюсы обучения

Среди положительных сторон обучения в гимназии можно назвать более насыщенную программу, чем в общеобразовательной школе, а также интересные внеурочные занятия.

Алевтина Юрчик
Алевтина Юрчик
заместитель директора ГБОУ Гимназия №61 Выборгского района Санкт-Петербурга, председатель Совета молодых педагогов Выборгского района Санкт-Петербурга

«Поскольку поступление в гимназию определяется результатом вступительных испытаний, гимназистами становятся те, кто знает, зачем они выбирают данное учреждение, — и дети, и родители, что тоже важно. Таким образом, вопрос о мотивации к обучению не стоит так остро, как в общеобразовательной школе. Из этого следует, что контингент подбирается амбициозный, образованный, настроенный на работу. Это также неоспоримый плюс и для учителей, и для детей, так как нельзя забывать, что личность формирует общество».

Минусы гимназии

Согласно закону «Об образовании» (2012) [4], учебные заведения уравняли в статусе, однако те гимназии, которые используют особые образовательные программы, имеют, помимо очевидных положительных сторон, минусы:

  • сложное поступление;
  • большая нагрузка;
  • если ученик не сдает экзамен по итогам года, его могут исключить.
Алевтина Юрчик
Алевтина Юрчик
заместитель директора ГБОУ Гимназия №61 Выборгского района Санкт-Петербурга, председатель Совета молодых педагогов Выборгского района Санкт-Петербурга

«Не все дети могут выдержать повышенный темп работы. Стоит отметить, что гимназическое образование не для всех, и в этом нет ничего зазорного. Нужно трезво оценивать способность ребенка и изначально избежать ощущения неуспешности, так как это негативно влияет на психику ребенка».

Поступление в гимназию

Порядок поступления в гимназию определен положением о приеме в пятый класс [11]. Список предоставляемых документов также ничем не отличается от списка приема в любое другое общеобразовательное учреждение.

Документы для поступления в гимназию

  • Свидетельство о рождении или паспорт.
  • СНИЛС одного из родителей и ребенка.
  • Медицинская карта.
  • Заявление от родителей или других законных представителей.
  • Копия паспорта, если ребенку уже есть 14 лет.
  • Две фотографии 3×4.
  • Письменное согласие на обработку персональных данных от родителей и учащегося.

Вступительные экзамены в гимназию

Для поступления в гимназию необходимо успешно сдать вступительные экзамены. Это тестирование проверяет знания и умения, полученные в начальной школе. Вступительные испытания проходят в мае. С перечнем обязательных экзаменов и их расписанием следует ознакомиться на сайте учебного заведения.

Алевтина Юрчик
Алевтина Юрчик
заместитель директора ГБОУ Гимназия №61 Выборгского района Санкт-Петербурга, председатель Совета молодых педагогов Выборгского района Санкт-Петербурга

«В нашей гимназии вступительные испытания состоят из двух частей — русский язык (диктант и грамматическое задание) и английский язык (тест). С демонстрационными вариантами можно ознакомиться на сайте гимназии и подготовиться.

Если обучающийся не набирает проходное количество баллов, то администрация имеет право отказать в зачислении. Для детей, которые подали документы во вовремя вступительных экзаменов или позже, есть возможность пройти испытания и быть зачисленными, но только при наличии вакантных мест».

Анна Высоцкая
Анна Высоцкая
нейропсихолог, консультант по выбору школы и образовательной стратегии, ведущая ТГ-канала «ПРО Школы»

«Процедура поступления в подобные заведения предполагает уровень подготовки, намного превышающий базовый. Ребенок, способный выдержать дополнительные занятия по подготовке и достойно показавший себя в конкурсных испытаниях, скорее всего, учиться в гимназии сможет. Однако я с осторожностью рекомендую поступление в селективные школы детям с высоким уровнем тревожности, эмоционально лабильным, астеничным. Здесь наряду с хорошими интеллектуальными возможностями высок риск нервно-психического истощения, невротических расстройств ввиду повышенной внутренней ответственности».

В гимназию зачисляются абитуриенты, успешно сдавшие вступительные экзамены и окончившие начальную школу. Более детальные условия поступления и проходной балл определяет само учебное заведение.

Комментарий эксперта

Алевтина Юрчик
Алевтина Юрчик
заместитель директора ГБОУ Гимназия №61 Выборгского района Санкт-Петербурга, председатель Совета молодых педагогов Выборгского района Санкт-Петербурга

«Гимназическое образование не для всех. Стоит учесть большую нагрузку и строгий режим работы. Например, в гимназии № 61 это с 8:30 шесть дней в неделю. Но, с другой стороны, родителям не стоит занижать планку своему ребенку. Если ребенок трудолюбив, усидчив и обладает тягой к знаниям, а также более расположен к гуманитарным наукам, то гимназию определенно стоит выбрать в качестве образовательного учреждения».

Анна Высоцкая
Анна Высоцкая
нейропсихолог, консультант по выбору школы и образовательной стратегии, ведущая ТГ-канала «ПРО Школы»

«Обучение в селективной школе — это обучение в конкурентной среде, что зачастую становится мощным внешним мотиватором — особенно для мальчиков. Также не секрет, что творческие яркие учителя хотят работать с мотивированными ребятами. Хорошая селективная школа умеет консолидировать подобный кадровый резерв, что также сказывается на атмосфере в школе. Из минусов можно отметить то, что, как и в спорте, селективная школа не направлена на раскрытие личностного потенциала ребенка либо повышение учебной мотивации. Это всегда выход из зоны комфорта и работа на результат. Такой школе нужны дети с данными, могущие показывать хорошие академические результаты. Для многих семей подобная парадигма спорта не соотносится с понимаем образовательного процесса, противоречит их ценностям. Подобно тому, что не всем детям нужно заниматься в спортшколах, не каждый будет счастлив учиться в селективной образовательной среде».

Поделиться
Авторы
Теги