«Ячейка общества» о «нормальных людях» вышла в прокат. Стоит ли смотреть
. Рассказываем о нем и еще о шести запомнившихся премьерах «Горький fest»«Ячейка общества» с Красовской и Котрелевым вышла в прокат: стоит ли смотреть
С 8 августа в российских кинотеатрах показывают авторскую мелодраму Алены Званцовой «Ячейка общества» с Кузьмой Котрелевым и Анастасией Красовской о молодой семье в кризисе. Премьера фильма состоялась на фестивале нового российского кино «Горький fest» в июле.
Критик Катя Загвоздкина объясняет, почему этот фильм про разрушительные последствия мелких недопониманий мог бы называться «Нормальные люди», как роман Салли Руни, и отмечает еще шесть запомнившихся премьер фестиваля.
Саша (Анастасия Красовская) и Кирилл (Кузьма Котрелев) — молодая семья, новая ячейка общества. У них нежные отношения и маленькая дочь — пятилетняя Варя (Герда Пугачева), которую они обожают. Но и в этой дружной семье назревает кризис: из-за рождения ребенка Саша бросила карьеру и пять лет провела в декретном отпуске. Теперь, когда Варя пошла в детский сад, у Саши впервые появилось время побыть одной и подумать, чем она хочет заниматься дальше. А пока она соглашается помочь с подготовкой спектакля в детском саду — и на этой почве знакомится с отцом другой девочки, бизнесменом Егором (Семен Шкаликов).
Мелодрамы — не самый популярный жанр в российском кино (с выхода «Аритмии», главного хита про сложности в отношениях, прошло уже семь лет). «Ячейка общества» Алены Званцовой (она и режиссер, и автор сценария) вполне могла бы называться «Нормальные люди»: главные герои — обычные люди, за ними не тянется ужасная наследственность в виде зависимостей и страшных болезней, их скелеты в шкафу не больше обычных. Да и отношения между ними едва ли можно назвать деструктивными — Саша и Кирилл заботятся друг о друге как умеют.
«Ячейка общества» может даже сначала показаться слишком анемичной, лишенной драмы. Саша и Кирилл — повзрослевшие хипстеры, которые не боятся искать себя и, столкнувшись с проблемами, обсуждают, что произошло (такими парами населено европейское кино). И конфликт — то, что Саша, отдав ребенка в сад, не знает, куда себя деть, — кому-то даже может покажется надуманным: мол, с жиру бесится.
Но постепенно маленькие недопонимания и недомолвки между главными героями приводят к большим трудностям, которые все сложнее решить, — поэтому вторая часть фильма намного драматичнее, чем первая. При этом сценаристы (кроме Званцовой, это Мария Константинова) избегают клише: линия про вышедшую из декрета «мамочку», которая встретила интересного одинокого мужчину, развивается не в том направлении, как можно ожидать. Создателей фильма не интересует адюльтер и накал страстей, который он провоцирует. Их главная мысль проста: сохранить брак бывает трудно, даже не из-за того, что влюбленные совершили какие-то фатальные ошибки, а потому что отношения — это в целом непросто. «Ячейка общества» предостерегает: непроговоренная ситуация, разрастаясь, как снежный ком, может привести к разрушительным последствиям.
При этом преимущественно спокойная «Ячейка общества» иногда действует на нервы. Почти весь фильм озвучен лирической фортепианной музыкой — одна и та же тема, напоминающая о последнем звонке в школе, появляется при самых разных обстоятельствах в жизни героев и порядком раздражает. А то, как часто герои говорят про «раф на миндальном», «тикеты», режет слух и напоминает попытки Стива Бушеми подружиться с подростками.
«Ячейка общества» — кино в кои-то веки не деструктивное, а терапевтическое, которое относится к героям с нежностью и чуткостью и аккуратно предостерегает: невнимательность по отношению друг к другу бывает разрушительна. В нем нет надрыва, нет ужасных злодеев с изломанной психикой и их жертв, а есть нормальные люди, с которыми можно отождествить себя. Этот фильм говорит со зрителем на равных, и, вероятно, у него есть шанс однажды спасти не одну ячейку общества.
Еще шесть хороших проектов с фестиваля «Горький»
Онлайн-кинотеатры стали чаще вкладываться не только в сериалы, рассчитанные на широкую аудиторию, но и в дебютное кино, и в сложные арт-проекты — половина фестивальных фаворитов «Горький fest» в этом списке уже вышли или выйдут на стримингах.
«Король Лир»
режиссер Сергей Потапов
релиз: неизвестно
В дом престарелых в Якутии приезжает режиссер, чтобы поставить с его жильцами спектакль «Король Лир». Найти исполнителя главной роли не получается, пока в учреждение не привозят нового постояльца — упрямого старика Алексея (Михаил Семенов). Режиссер предлагает ему сыграть Лира и, получив согласие, начинает готовить постановку.
Идея «Короля Лира» понятна: в трагедии Шекспира про решившего отойти от дел монарха, которого предали родные дочери, играют старики, которых сдали на попечение государства их родные — кто, как не они, лучше всех способны передать, что чувствовал старый Лир. Это самый сильный и тяжелый фильм фестиваля «Горький». Он снят на стыке игрового и документального кино и не описывает, а показывает, как живут люди в подобных учреждениях. Главную роль прекрасно сыграл заслуженный артист Якутии Михаил Семенов — его Лир полон достоинства и праведного гнева. «Король Лир» получил на фестивале главный приз.
«Тайны Карениной»
режиссер: Иван Юдин
релиз: онлайн-кинотеатры Wink и Kion
Как определяют создатели, это сериал-исследование. Он основан на книге «Подлинная история Анны Карениной» писателя и литературоведа Павла Басинского. Эксперты, в числе которых и сам Басинский, разбираются, кто послужил прототипами героев Толстого, как к ним относился автор и был ли возможен другой финал для Анны, кроме как броситься под поезд. Но это не обычный док с говорящими головами — пока специалисты по творчеству Толстого рассказывают про роман, режиссер Евгений Сангаджиев проводит кастинг к экранизации «Анны Карениной» в поисках идеальных исполнителей. На каждую роль претендует сразу несколько кандидатов (Анну, например, играют пять актрис — по числу прототипов). Они не только разыгрывают сцены из романа, но и обсуждают между собой мотивацию персонажей, рассуждают, как они сами поступили бы, оказавшись на их месте.
В трейлере «Тайн Карениной» портрет Анны собирают из фрагментов разных лиц — ее исторических прототипов и актрис, которые ее сыграли. По сути тем же занимается и Сангаджиев: ищет героиню среди множества вариантов, в том числе и известных экранизаций — в сериале можно увидеть, как одну и ту же сцену играли Татьяна Самойлова, Елизавета Боярская и Вивьен Ли. Но его цель — не отыскать единственный образ, а раскрыть сложность персонажа. Кажется, что такой проект — настоящий литературный детектив — предназначен прежде всего для тех, кто уже хорошо знает роман. Но искренний интерес и воодушевление экспертов и актеров к роману заразителен и без сомнения откроет зрителю и «Анну Каренину», и все творчество Льва Толстого.
«Торбаса, или как мы рубили мясо»
режиссер Никита Давыдов
релиз: неизвестно
Снежной зимой две жительницы якутского села идут возвращать купленные у соседей меховые сапоги — торбаса: их только день носили, а мех уже выпадает. В тот же день у одного из жителей села пропадает жена.
«Торбаса» — короткометражный фильм Никиты Давыдова, брата одного из главных якутских режиссеров Дмитрия Давыдова. Но в отличие от последнего фильма Дмитрия Давыдова, черно-белой «Чумы», в «Торбасах» не стоит искать глубокой морали — это смешной и одновременно шокирующий анекдот про то, к чему могут привести поспешные выводы. Фильм получил на фестивале награду за лучшую драматургию, а также спецприз международного общества «Рыбаки & Охотники».
«Разъезд»
режиссер Мария Меленевская
релиз: онлайн-кинотеатр Start
Интеллигентная сотрудница букинистического магазина (Мария Смольникова) привыкла все терпеть: муж не ночует дома, соседка хамит, коллеги просят выйти на работу в выходной. Но однажды узкий выезд из двора ей преграждает альфа-самец (Максим Стоянов). По правилам, он должен уступить ей дорогу, но нагло требует, чтобы «дамочка» сдала назад. И героиня, вспомнив, что она человек (а значит, Бог создал ее совершенной), решает постоять за себя.
Короткометражный «Разъезд» получил в Нижнем Новгороде приз зрительских симпатий. Это один из самых обаятельных фильмов фестиваля. Дело не только в звездном актерском составе (кроме Смольниковой и Стоянова, в нем снялась Татьяна Догилева, сыгравшая темпераментную соседку в шелковом халате), но и в остроумном сценарии. С главной героиней легко себя отождествить: она дает сдачи обидчикам — а кто не хотел бы поступить также?
«Поле»
режиссер: Серафим Чихладзе
релиз: онлайн-кинотеатр Start
Провинциальный участковый Федя (Данил Стеклов) приезжает на вызов в садовое товарищество «Контакт», где произошло странное происшествие: собаку одного из дачников убило упавшим с неба предметом, походим на шар для боулинга. Расследовать это дело поручают Феде, у которого и без того полно неприятностей: работы много, зарплата низкая, и ту задерживают по три месяца, девушка собирается уйти. Но неожиданно у него появляется надежда на решение всех проблем, связанная с загадочным объектом, упавшим с неба.
«Поле» (то ли раздольное русское, то ли силовое) — еще один зрительский хит среди коротких метров фестиваля «Горький». Режиссер Серафим Чихладзе написал оригинальный сценарий, в которым провинциальное мешается с инопланетным (как, например, и в прошлогоднем сериале «Райцентр»). Правда, Чихладзе, кажется, сам не придумал, куда заведут его героя эти приключения, — у фильма смазанная концовка.
«Ангелы не жужжат»
режиссер: Александр Селиверстов
релиз: неизвестно
Бухгалтер считает на деревянных счетах, сколько куда нужно отправить рыб. Чиновница выдумывает жителей домов для списков переписи населения. Играющему на аккордеоне уличному музыканту приходит письмо. Отец с маленьким сыном куда-то едут по осеннему лесу. Рассказать, о чем фильм «Ангелы не жужжат», — не самая простая задача: он состоит из нескольких абсурдистских анекдотов в духе шведского классика Роя Андерссона, герои которых никак не связаны друг с другом. По крайней мере, до финала, в котором их сведет вместе судьба в виде мастер-класса по приготовлению манной каши. Однако многозначительная, заправленная жирными библейскими отсылками концовка не дает ответов, а провоцирует новые вопросы. Критики обвиняли создателей фильма в претенциозности, но некоторые зрители не разделили скепсиса: одна из них на обсуждении после сеанса горячо поблагодарила режиссера и сказала, что увиденное изменило ее жизнь.
Главная причина интереса к «Ангелам» — участие в нем кинокритика Зинаиды Пронченко. Ей досталось небольшое камео — чиновницы, которая объясняет молодой сотруднице суть хаоса и порядка. Правда, услышать ее монолог сложно — у картины проблемы со звуком.