Досудебная претензия: что это и как составить

. Инструкция, образец и комментарии юриста
Обновлено 26 июля 2024, 08:06
Amnaj Khetsamtip / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Amnaj Khetsamtip / Shutterstock / FOTODOM

Не все дела суды рассматривают автоматически. Иногда стороны конфликта должны попробовать решить спор самостоятельно, договорившись. Это можно сделать через досудебную претензию. Ее оформляют в письменном виде, а затем передают лично или по почте. Сроки подачи и ответа зависят от конкретной ситуации и требований закона. Вместе с экспертами рассказываем, зачем нужна досудебная претензия, что в ней пишут и в каком случае придется идти в суд.

Что такое досудебная претензия

Досудебная претензия — это способ разрешения споров и возмещения разного рода ущерба в денежной и натуральной форме до подачи искового заявления в суд [1]. Процедура одинаково применима для физических и юридических лиц, а также при общении с госструктурами.

Другими словами, досудебная претензия — одна из форм урегулирования конфликта без обращения в суд, наряду с медиацией или переговорами. Главные участники процесса — заявитель, инициатор претензии, и оппонент, к кому она обращена. Например, это может быть человек, одолживший деньги, и пропустивший платеж по договору заемщик или участник долевого строительства и застройщик, сорвавший сроки выдачи ключей.

Когда обязательно составление досудебной претензии

Законом определены виды споров, которые стороны сперва обязаны решить мирно, договорившись между собой. Если этого не получилось, то можно обращаться в суд. В таких случаях без соблюдения этой последовательности иск вернут обратно или оставят без рассмотрения, сославшись на нарушение претензионного порядка [2]. Перечень ситуаций, когда досудебная претензия обязательна, охватывает разные сферы, вот некоторые из них [3]:

  • споры о взыскании долгов, денежных средств и обязательных платежей;
  • дела, связанные с возмещением по ОСАГО;
  • расторжение договора аренды, найма или при выселении;
  • в сфере туризма и оказания услуг связи;
  • споры, связанные с разного вида грузоперевозок: авиа, ж/д, морским и автотранспортом;
  • взыскание налоговых штрафов и пеней с физических лиц.

Срок предъявления досудебной претензии

Сроки подачи досудебной претензии зависят от конкретной ситуации, договора и требований закона. Например, при оказании некачественных туристических услуг — это 20 дней с момента окончания договора с туроператором [4]. Претензии к перевозчикам за утрату багажа или недостачу груза закон разрешает подать в течение шести месяцев [5].

Когда условия претензионного порядка, включая сроки, были прописаны в договоре, то заявитель должен следовать им. Во всех остальных ситуациях это делают как можно быстрее с момента возникновения спора либо руководствуются общим принципом исковой давности в три года [6].

Как составить досудебную претензию

Законодательные требования к содержанию досудебной претензии отсутствуют, но при дальнейшем обращении с иском судья сверит данные, заявленные в претензии и иске, говорит Александр Казусь, партнер ЮК «Соничев, Казусь и партнеры». По этой причине, подсказывает эксперт, самым выигрышным методом будет составление текста претензии в виде сокращенной версии искового заявления.

Четкого набора слов или положений в претензии нет, но и в свободном стиле ее не пишут, подтверждает Олег Дубинин, управляющий партнер консалтинговой компании «Дубинин & партнеры», соучредитель адвокатского бюро города Москвы «Дубинин, Финкель и партнеры», член Ассоциации юристов России. По его словам, претензию можно разделить на основные блоки.

Шапка и данные сторон

В этом блоке указывают основную информацию о том, кто направляет претензию и к кому она адресована. В шапке обязательно прописывают:

  1. Ф. И. О. заявителя, название организации.
  2. Ф. И. О. адресата, полное название компании с указанием организационно-правовой формы.
  3. Адрес отправителя, контактные данные (телефон, почта).

Если в споре несколько сторон, то досудебную претензию направляют каждому ответчику [7].

Описание сделки, договора

Это изложение основных фактов в хронологической последовательности для понимания того, что и как случилось. В данном разделе важно указать полную информацию, включая дату, номера договоров, реквизиты и Ф. И. О. сторон. Например, для претензии по ОСАГО после ДТП потребуется прописать следующие данные:

  1. Дата и место ДТП с указанием адреса происшествия.
  2. Сведения о водителях, участвующих в аварии, и их авто: Ф. И. О., марка, модель, регистрационный номер, данные страховых полисов.
  3. Обстоятельства ДТП: как произошло, часть ПДД, которую нарушил виновник, перечень повреждений и оцененная сумма ущерба.
  4. Обоснование или доказательная часть, в которой заявитель приводит подтверждение своих слов, а также ссылается на нормы права и судебной практики.
  5. Перечень всего того, что подтверждает слова заявителя: справки, протоколы, выписки с указанием реквизитов.

Закон не прописывает конкретного перечня документов, которые можно приложить и указать в претензии, но он должен быть максимально полным, советует Олег Дубинин. По его словам, это могут быть:

  • факт заключения и оплаты договора между сторонами;
  • факт, подтверждающий некачественный товар или несоответствие оказанной услуги;
  • обоснование размера ущерба (экспертиза или калькуляция специалиста);
  • фото, видео, аудио.
Александр Казусь
Александр Казусь
Партнер ЮК «Соничев, Казусь и партнеры»

«При взыскании задолженности необходимо подтвердить факт передачи денег, установить срок возврата займа на дату подачи претензии. По делам об оплате подрядных работ требуется доказать факт их выполнения в соответствии со сметой, сдачи, соблюдения сроков, предусмотренных договором. Дополнительного заверения приложенных к претензии документов не требуется».

Главные требования

В этой части заявитель указывает все то, что он хочет получить от оппонента в досудебном порядке. Это может быть возврат долга, включая неустойку и штрафы, или что-либо в натуральной форме, например замена товара.

Олег Дубинин
Олег Дубинин
управляющий партнер консалтинговой компании «Дубинин & партнеры», соучредитель адвокатского бюро города Москвы «Дубинин, Финкель и партнеры», член Ассоциации юристов России

«Требование — главная часть претензии или те вопросы, которые человек ставит перед оппонентом. Здесь всегда нужна сплошная конкретика: если требование перечисления денег — точно рассчитанная и обоснованная сумма, если к совершению действия — четкий перечень необходимых действий. Часто люди пишут все предыдущие части претензии, но забывают про требование, и претензия остается без удовлетворения, поскольку адресат не понимает, что именно от него хотят в рамках данной претензии».

Заключительная часть

В конце заявитель прописывает точные сроки (например, количество дней с момента получения документа), в которые он требует выполнить свои условия. Если речь идет о перечислении денег, нужно предоставить полные банковские реквизиты для перевода.

Отдельно прописывают фразу, что при невыполнении выше описанных требований заявитель будет вынужден обратиться в суд. В конце ставят дату составления претензии и подпись.

Заверять у нотариуса прилагаемые документы (и их копии), как и саму претензию, не надо, говорит Олег Дубинин. Единственное, что можно заверить, по его словам, но уже на этапе суда, и то по требования судьи, — переписку в электронной почте или мессенджерах.

Как направить досудебную претензию

Досудебную претензию можно передать лично или отправить почтой (заказным и ценным отправлением), курьерской службой или по электронной почте, если это предусмотрено договором [1].

Во всех случаях у заявителя на руках должен остаться документ, подтверждающий отправку, — квитанция с почты или сохраненная копия e-mail.

Претензию отправляют по адресу, который указан в договоре. Иногда это специальный «почтовый ящик» для юридической и особой корреспонденции.

Сроки ответа на досудебную претензию

Сроки ответа на досудебную претензию определяет конкретный договор или закон. В среднем это около 30 дней, но в ряде случаев ответчику отводится меньше времени. Например, среагировать на досудебную претензию в течение десяти дней после ее получения обязаны туроператоры [4].

После этого, по словам Олега Дубина, возможно несколько вариантов ответа на претензию:

  • Молчание. Это, по словам юриста, может расцениваться как нежелание решить спор в досудебном порядке, и нужно обращаться в суд.
  • Отказ. Адресат не принимает предъявленные претензии, приводит свои доводы и аргументацию. Если заявитель с ними не согласен, то обращается в суд.
  • Согласие. Оппонент признает свою вину, и стороны самостоятельно решают спор. При этом, по словам эксперта, возможен вариант, когда ответчик может не признать часть требований. Например, в части суммы компенсации. Тогда стороны проводят дополнительные переговоры для поиска решения конфликта. Также возможен вариант, что оппонент пойдет на уступки по части требований для быстрого разрешения конфликта и сохранения репутации.

Олег Дубинин:

«Но существуют ситуации, когда на претензию вместо ответа по существу, поступает встречная претензия. В нашей практике есть такой кейс: ДТП. Есть виновник, есть пострадавший. Пострадавший направляет претензию виновнику, а виновник вместо ответа по существу направляет встречную претензию, считая, что его вина в ДТП не установлена и должен платить именно пострадавший. В данной ситуации нужно идти только в суд и уже достаточно трудоемко, с привлечением сотрудников Госавтоинспекции, экспертов, свидетелей доказывать вину каждой из сторон.

Еще пример: договор подряда строительства. Исполнитель выполнил все работы по объекту, а заказчик отказался их оплачивать. Исполнитель обращается с претензией, а заказчик указывает, что никакие работы вообще не производились, и требует возврата суммы аванса. В данном случае тоже только суд может установить, имели ли место быть работы, в каком объеме они производились и в каком объеме должны быть оплачены».

Поделиться
Авторы
Теги