Где и как получить справку о составе семьи

. Как оформить через «Госуслуги» или МФЦ. Образец

В МВД напомнили о нелигитимности требования ведомствами справки о составе семьи

Обновлено 27 мая 2024, 10:15
<p>Работа МФЦ&nbsp;&laquo;Мои Документы&raquo;</p>
Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Работа МФЦ «Мои Документы»

С 2018 года справки о составе семьи стали необязательными — организации должны запрашивать сведения о регистрации самостоятельно. Справка о составе семьи — документ несуществующий, она «утратила свою силу» и «получить ее невозможно», пояснили в МВД. В ведомстве отметили, что если организация требует справку, то способ оформления и нужный образец следует уточнить в этой организации.

В последние годы россияне привыкли многие услуги и справки оформлять через «Госуслуги», но сейчас на портале государственных услуг получить такой документ невозможно.

РБК Life выяснил, что же это за справка и как все-таки ее можно оформить.

Что такое справка о составе семьи

Справка о составе — это сейчас, по сути, несуществующий документ, который могут продолжать требовать некоторые ведомства. Как говорят в МВД, если справку требует муниципальный или государственный орган, ресурсоснабжающая или иная организация, то сотрудники этого органа или этой организации сами обязаны сделать запрос в подразделение по вопросам миграции или ЗАГС (смотря что им надо). Таким образом, соцзащита, нотариусы, банки должны самостоятельно запрашивать эту информацию, а не отправлять жителей в неизвестность за уже несуществующими справками.

С 2018 года упразднены:

  • справка о составе семьи;
  • выписка из домовой книги (форма № 11);
  • копия поквартирной карточки (форма № 10);
  • карточка регистрации (форма № 9).

О чем написано в справке о составе семьи

Обычно это бланк с нужной информацией, заверенный печатью и подписью лица, ее выдавшего. Документ содержит сведения о тех, кто проживает в конкретном жилом помещении, а именно:

  • фамилию, имя и отчество;
  • год рождения;
  • длительность проживания в квартире.

Справка о составе семьи может включать наименование государственного органа, который ее выдал, и информацию о том, для чего предназначен данный документ. Определенного регламента по форме, сроку действия и месту выдачи справки нет. Однако есть документы, которые могут заменить ее:

  • адресно-справочная информация о гражданине — содержит сведения, по какому адресу зарегистрирован человек;
  • справка с места жительства — также содержит информацию о месте проживания и регистрации человека;
  • единый жилищный документ — предоставляет данные обо всех зарегистрированных на жилплощади, а также информацию о самой жилплощади;
  • выписка из архива — может предоставить данные о жильцах и их родстве до 2018 года.

Где могут выдать справку о составе семьи

На сайте государственных услуг говорится, что хоть справки и отменены, но их могут выдать в некоторых органах:

В МФЦ. Справки выдают не во всех отделениях — лучше уточнить по телефону, можно ли получить нужный документ.

В управляющей компании. Если такая возможность доступна для конкретного дома.

В муниципальных администрациях и других уполномоченных ведомствах.

На региональных порталах госуслуг. Например, жители Москвы могут заказать справку на mos.ru, она называется документ жилищного учета и варьируется по содержанию:

  • единый жилищный документ;
  • выписка из домовой книги;
  • справка о регистрации по адресу / об отсутствии зарегистрированных граждан;
  • справка о регистрации с умершим на дату смерти по адресу / об одиноком умершем;
  • справка о замене паспорта;
  • копия финансового лицевого счета;
  • справка о наличии/отсутствии задолженности/переплаты;
  • справка о совместной регистрации по адресу;
  • оборотная ведомость по финансовому лицевому счету о начислениях и оплатах за жилищно-коммунальные и иные услуги.

Справка о составе семьи или некий ее аналог выдается бесплатно на основании заявления. В некоторых МФЦ (например, в Крыму) предупреждают, что данная услуга предоставляется только гражданам, проживающим в частном секторе, а жителям многоквартирных домов рекомендуют за этим документом идти в управляющую компанию.

Как пояснила глава экспертного совета Ассоциации «Р1» (всероссийское объединение профессиональных управляющих недвижимостью и экспертов в сфере жилищно-коммунального хозяйства) Елена Шерешовец, по действующему законодательству управляющие компании не обязаны выдавать подобные справки и вполне могут отказать. Обращаться лучше в органы, предоставляющие государственные и региональные слуги, например МФЦ.

Примечательно: в Республике Дагестан государственным ведомствам законодательно запрещено требовать такую справку. Вместо этого была принята и утверждена форма декларации для самостоятельного заполнения. Человек сам указывает количество людей, проживающих в семье, и сам несет ответственность за достоверность данных в такой декларации.

Какие документы нужны для получения справки о составе семьи

На сайте mos.ru говорится, что жителям столицы потребуются для получения подобной справки:

  • документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя, — при обращении в центр госуслуг «Мои документы» представителя заявителя;
  • запрос (заявление) на предоставление государственной услуги.

Все остальные документы необязательны, их государственные органы должны при необходимости получать самостоятельно с использованием системы межведомственного взаимодействия. Но для надежности и собственного спокойствия гражданин может предоставить их по собственной инициативе.

В регионах список нужных для получения такой справки документов может отличаться. Жителей частных домов могут попросить предоставить (помимо оригинала паспорта) еще и домовую книгу с данными о регистрации граждан (в оригинале) или договор социального найма, найма, поднайма жилого помещения (в оригинале).

Если справку получает доверенное лицо, то потребуется соответствующая доверенность.

Для чего может потребоваться справка о составе семьи

Перечень ситуаций, в которых у гражданина могут запросить такую справку, достаточно обширен:

  • получение компенсации на оплату детского садика;
  • оформление договора залога жилого помещения с целью получения кредита;
  • запись в очередь на получение социального жилья;
  • заключение договора купли-продажи недвижимого имущества;
  • получение налогового вычета;
  • получение социальной помощи для оплаты жилищно-коммунальных услуг; оформление субсидий для малоимущих и многодетных семей.

С учетом того, что говорится в начале нашего материала (с 2018 года справки о составе семьи упразднены), гражданину стоит самостоятельно определить:, настаивать ли на соблюдении закона и не заниматься поиском несуществующего документа или все же попробовать получить некий его действующий аналог.

Поделиться