Даже Хопкинс не спас сериал «Обреченные на славу». Харизму убил дисбаланс
. Авторы лучших блокбастеров пришли на телевидение — и что из этого вышлоПочему сериал с Энтони Хопкинсом «Обреченные на славу» не выдерживает критики
Кони, люди, сандалии и плащи, деньги и политика смешались в пеплуме с Энтони Хопкинсом от режиссера «Дня независимости» Роланда Эммериха, который показывают на «Амедиатеке» и «Кинопоиске». Вторая легальная премьера лета среди сериалов после «Дома Дракона» вместо фэнтези-приемов широко использует вымысел и отсебятину в конкретном историческом периоде — первом веке нашей эры и месте — Риме.
РБК Life нашел десятичасовой сериал «Обреченные на славу» развлечением, не способным вывезти на себе груз ответственности за Римскую империю. Однако он вполне может найти свою аудиторию.
Римская империя эпохи стареющего императора Веспасиана (Энтони Хопкинс) озабочена конфликтами внешними и внутренними. Первые только разрастаются, вторые не думают затихать после 18-месячной гражданской войны. Плебеи голодают, чем пользуются придворные интриганы, трон разыгран между двумя наследниками — Домицианом и Титом (Джоджо Макари и Том Хьюз). Кто его займет, не секрет и не спойлер, а исторический факт. На улицах заправляет местный «волк с Уолл-стрит» Тенакс (Иван Реон), в планах у него большая игра — обрести влиятельного союзника и вылезти наконец из грязи в князи. К нему судьба подводит трех испанцев с кровными жеребцами и трех нумидийских женщин, пригнанных в Рим в рабство. Тем временем согнанные в город иудеи строят амфитеатр Флавиев, известный нам как Колизей.
Бюджет в $140 млн + коммерчески успешные имена в числе создателей — не всегда рецепт успеха. Снятый по книге Дэниела П. Мэнникса теледебют Роланда Эммериха, режиссера блокбастеров «Падение луны» и «Послезавтра», и Роберта Родарта, номинанта на премию «Оскар» за сценарий «Спасти рядового Райана», сопровождают парадоксально посредственный сценарий, неудачный монтаж и деревянная актерская игра. Все, кто соблазнились постерами с Хопкинсом, будут разочарованы: его наверняка хорошо оплаченное присутствие минимально. А все, кого привлекли обещания гладиаторских сражений, будут ждать их до середины сезона.
Почти 20 лет назад о Римской империи думали телеканалы HBO и BBC One, выпускавшие масштабный сериал «Рим» про эпоху Юлия Цезаря. Он также отличался большим количеством персонажей и разветвленным сюжетом, домыслами и искажениями истории в пользу художественности. В центре сюжета стояли безродные Луций Ворен и Тит Пуллон, вокруг которых менялась власть и вершились судьбы. Бюджет 22 серий «Рима» достиг $110 млн, что сделало его одним из самых дорогих проектов в истории телевидения, но затем и похоронило. Имея недостатки (затянутое начало, например) сериал стал зрительским фаворитом и остается одним из самых амбициозных высказываний о ненасытности империй. Как «Гладиатор» Ридли Скотта, также вдохновленный книгой Мэнникса и завоеваший пять «Оскаров», — бессмертным наследием в культурном пространстве.
«Обреченные на славу» позаимствовал у «Рима» узкие подворотни, социальную несправедливость и обшарпанные стены, у «Гладиатора» — персонажей и мыльную оперу. Однако уровня драматизма своих предшественников достичь не смог.
Каждый кадр «Обреченных на славу» обильно полит компьютерной графикой, которая превращает работу художественного цеха над костюмами и декорациями в пародию нейросети на реалити-шоу. Кажется, добавь авторы короткие вставки-интервью с ключевыми героями, сериал даже сошел бы за постиронию.
Мачистский сценарий, упивающийся насилием и изображением скотского отношения к женщинам, не вытянул ни интриг, ни саспенса. Из-за перегрузки персонажами он повторяет ошибку «Дома Дракона» и «Колец власти» — громких телепроектов последних лет, заряженных на монументальность, но не справляющихся с амбициями. Сцены жестокости, разыгрывания дворцовых интриг и личных трагедий пусты и не вызывают эмоций.
Обширная география с подписанными локациями создает карту разнообразных мотивов и драм, которые не крепятся к ключевой концепции, запрятанной под бездарно написанными разговорами о купле-продаже лошадей. А именно — истории об авантюристах. Герои «Обреченных на славу» — не император и не гладиатор, а в сущности игроки, которые ставят на кон последнее добро в надежде на благосклонность Фортуны. Тенакс ищет высокого положения; гладиаторы — свободы; иудейская царица Берениче — контроля над Титом и так далее. Всем им пошло бы на пользу размеренное введение в сюжет, а не зашкаливающая плотность на квадратный пиксель. Это причина, по которой сериал, имевший шансы стать древнеримской версией «Друзей Оушена» или «Безумцев», превращается в аналог печально известной «Лиги справедливости».
Нет баланса в настроении: сериал то упивается своим глянцевым величием, то пытается иронизировать, произнося банальности, которые миксует с проявлениями садизма и прочей содомией. От последней российского зрителя избавили цензурными ножницами.
Печально блекнет харизма неплохих артистов: играющий Скорпуса актер Димитрий Леонидас смог оживить пафосный сай-фай «Основание», а Римскую империю Роданта даже не возбудил. Зато Иван Реон, талантливый валлийский актер из «Игры престолов», наконец заполучил сложный и объемный образ Тенакса, с которым отлично справляется. Впрочем, как и Энтони Хопкинс, монументальный даже в произнесении афоризмов, из которых состоит весь его Веспасиан. Это едва ли не единственные причины, почему стоит продолжать смотреть «Обреченных», пока (или если) не найдутся другие. В ожидании сиквела «Гладиатора» такое зрелище вполне сгодится.
Российская версия названия отошла от латинских корней: «Those about to die» — часть приветствия императору на гладиаторских играх «Ave Imperator, morituri te salutant», или «Да здравствует император, те, кто идет на смерть, приветствуют тебя». Если пробраться через первые эпизоды с громоздким актерским составом, не отвлекаясь на скроллинг соцсетей, то удастся узнать, на что обречен сериал. Но проникнуться и по-настоящему сопереживать героям — сомнительно.