А разговоров-то было: почему второй сезон «Дома Дракона» не зажигает
. Авторы плетут интриги и обещают войну, но драконов держат на цепиВышел обзор на второй сезон сериала «Дом Дракона»: почему он кажется вялым
Второй сезон «Дом Дракона» — приквела «Игры престолов», снятого по мотивам романа «Пламя и кровь» Джорджа Мартина, — перевалил за середину. Зритель наконец-то дождался битвы драконов и эскалации вялотекущего конфликта, развивающегося за 200 лет до событий, показанных в «Игре престолов». Кровопролитная междоусобица Таргариенов за право обладания Железным троном, ставшая основой приквела, происходит в основном в беседах над картами Вестероса.
Два года назад пилотный эпизод «Дома Дракона», несмотря на широкое общественное осуждение неоднозначного финала «Игры престолов», привлек 10 млн зрителей, что стало историческим рекордом для канала HBO. Неудивительно, что выхода второго сезона ждали с особым ажиотажем, который скорее не оправдался.
Кинокритик и автор канала «колыбельная для кошки» Оля Смолина считает, что продолжение этой трагедии делает все возможное, чтобы избежать схватки не только за трон, но и за внимание зрителя.
Сюжет второго сезона плавно следует за событиями первого. После гибели младшего сына Люцериса (Эллиот Грихо) истинная наследница Железного трона Рейнира (Эмма Д'Арси) погружается в затяжной траур. Тем временем ее супруг Дэймон (Мэтт Смит) рвется наказать врагов. Противостояние «зеленых» (Хайтауэров в Красном замке) и «черных» (Таргариенов на Драконьем камне) вот-вот войдет в активную стадию. Тайный план мести Дэймона, реализованный заговорщиками крайне неудачно и излишне зверски, приводит к репрессиям в Королевской гавани и первой крупной битве с участием драконов.
Однако шокирующие сцены встречаются в океане дворцовых интриг словно редкие острова. В основном зрители наблюдают, как королева Алисента (Оливия Кук) запирается по ночам в покоях с главой охраны сиром Кристоном Колем (Фабьен Франкель), как ее сын Эймонд (Юэн Митчелл) пытается усмирить своего внутреннего дракона, пока коронованный брат Эйгон (Том-Глинн Карни) изображает монарха и пьянствует, а также за заседаниями королевских советов с разными взаимными унижениями. Распри внутри клана Таргариенов влияют на настроение вестеросцев: вчерашние друзья становятся врагами, а братья обнажают мечи друг против друга.
Производство второго сезона «Дома Дракона», затянувшееся на целых два года из-за забастовки Гильдии сценаристов США, успело подбросить дров в костер ожидания фанатов. Особенно волновал тот факт, что один из шоураннеров первого сезона — режиссер самых эпатажных эпизодов «Игры престолов» «Битва бастардов» и «Ветра зимы» Мигель Сапочник — решил покинуть проект по неизвестным причинам. Оставшийся шоураннер «Дома Дракона» Райан Кондал, наиболее известный по фантастике «Колония» и блокбастеру «Рэмпейдж», пообещал, что в будущем сериал уйдет от камерности и будет гораздо больше похож на «Игру престолов»: экспозиции и диалогов станет ощутимо меньше, а батальных сцен с участием драконов — больше. Да и самих драконов должно прибавиться: в одном из интервью Кондал вскользь упомянул цифру 17.
Самыми яростными сценами второго сезон должны были стать Битва над Божьим Оком (Дэймон против Эймонда) и Битва при Глотке (Эйгон и Эймонд против Рейниры и Джехейриса), по крайней мере, если следовать книжной хронологии. Однако незадолго до релиза новых серий среди фанатов поползли слухи, что создатели «Дома Дракона» сделают все возможное, чтобы отложить лучшие моменты «Танца дракона» до будущих сезонов. Второй же с большей вероятностью закончат восхождением Рейниры на Железный трон и недолгим триумфом «черных».
Пока все говорит о том, что интуиция фанатов не подвела. Кондал открыл счет «Танца драконов» с тихой, но удивительно зверской сцены детоубийства, которая нарастила уровень напряжения между фракциями «черных» и «зеленых», но так и не подвела их к фактической войне. Большую часть времени «Дом Дракона» продолжает примерять образ фэнтезийной версии «Наследников»: разобщенные Таргариены отчаянно метят территорию, наращивая военные силы и авторитетных союзников. Но фактические лидеры противостояния — Эйгон Второй и Рейнира — все чаще уходят в тень, оставляя хронометраж за менее важными, но более пронырливыми персонажами, такими как Корлис Веларион (Стив Туссэн), Рейнис Таргариен (Ив Бест) и Кристон Коль.
Последний угрожает сместить Дэймона Таргариена с поста самого манкого антагониста «Дома Дракона». Тем более что Дэймона, как и Рейниру, сослали в затяжной сюжетный анабиоз, возвращения из которого, видимо, не стоит ждать раньше конца второго сезона.
Чего сериалу на этот раз явно не занимать, так это кровожадности: уровень графического насилия медленно, но верно приближается к сцене кастрации Теона Грейджоя в «Игре престолов». К слову, мужские достоинства в «Доме Дракона» тоже мелькают — и это пока главное откровение второго сезона.
Таргариены упорно не хотят показывать когти. Первая батальная сцена происходит лишь в конце четвертого эпизода как официальный старт эпичного «Танца драконов», то есть войны.
Но уже в следующей серии Кондал вновь возвращается к каменным стенам замка и монотонным диалогам, предлагая зрителям довольствоваться подготовкой к битве, которая неизвестно когда произойдет. И все бы ничего, но «Дом Дракона» снят на слишком серьезной ноте, сериал остро страдает от отсутствия сволочных героев в духе Мизинца или трикстеров вроде Тириона Ланнистера, которые могли бы оживить скудное повествование. Персонажи вроде Лариса Стронга (Мэттью Нидэм) и Мисарии (Соноя Мидзуно) только набирают обороты в качестве обаятельных «шестерок».
Тема семьи — благополучной и дисфункциональной, принимающей и отвергающей — по-прежнему основная в «Доме Дракона». В первом сезоне создатели делали ставку на отцовство, противопоставляя чуткого и отзывчивого короля Визериса (Пэдди Консидайн) черствому и манипулятивному деснице Отто (Рис Иванс).
Во втором сезоне главные эмоциональные крючки у материнства: тактильные сцены с участием Рейниры и Джехейриса (Гарри Коллетт) идут в параллель с холодной отстраненностью Алисенты по отношению к сыновьям и дочери. Потери близких «черные» и «зеленые» тоже переживают по-разному: первые разрешают себе плакать и горевать, вторые — закапываются в чувстве вины.
Но незримая связь матерей с сыновьями, несмотря на показное расстояние, всегда ощущается в кадре. Обтекаемость ключевых персонажей окончательно исчезла, образы обострились, и все же Кондал осознанно избегает разделения на хороших и плохих, предпочитая строить контрасты между разными видами родительства, формирующими личности низкого и высокого полета. Впрочем, именно последние по традициям трагедии страдают во вселенной «Игры престолов» больше других.