5 фильмов о женщинах, которых не сломила судьба. Их стоит посмотреть

. По случаю релиза «Мадам Клико» в кино вспоминаем другие сильные сюжеты
Обновлено 22 июля 2024, 07:20
Кадр из фильма «Мадам Клико»
Фото: Fourth & Twenty Eight Films

Кадр из фильма «Мадам Клико»

Около 15 лет назад в нашу повседневную речь пробралось выражение «женское кино». Но что именно оно означало — кино, снятое женщинами-режиссерами, или кино про женщин? Может ли кино вообще делиться по гендерному принципу?

Пока киноведы разбираются в тонкостях диалектики, кинокритик и автор телеграм-канала Age of Cinema Елена Зархина вспоминает пять удивительных фильмов — основанных на реальных или полностью вымышленных событиях — про невероятных женщин с несгибаемой волей, храбростью и стойкостью. Тем более что есть повод — в российском прокате идет байопик «Мадам Клико» о создательнице всемирно известного бренда шампанского.

«Мадам Клико»

Режиссер: Томас К. Нэппер

Француженка Барба-Николь Клико (Хейли Беннетт) в 20 лет выходит замуж, а в 27 остается вдовой с ребенком на руках. Если другие ее сверстницы в XVIII веке от такого удара судьбы могли согнуться пополам и сдаться, Клико рассудила иначе. Она не просто подхватила оставшийся бесхозным бизнес мужа по изготовлению игристых вин, но и сделала его успешным. Введенные ею инновационные технологии по изготовлению игристого покорили мир и используются всеми без исключения производителями до сих пор.

Даже несколько веков спустя миру все еще хорошо известен бренд, носящий имя Клико. Интересный факт: после поражения Наполеона французская провинция Шампань была занята русской армией, взимавшей с собственников производимую ими продукцию. Когда же винные погреба Клико опустели, она сказала: «Сегодня они пьют, а завтра начнут платить». И слова эти стали пророческими — следующие 100 лет, вплоть до революции 1917 года, Российская империя была вторым в мире заказчиком французского шампанского.

«Мадам Клико» исследует судьбу героини со всеми ее взлетами и падениями. Фильм едва ли сойдет за бизнес-пособие, да и не ставит перед собой такой цели. Но напомнит, как важно не переставать верить в свои силы и время от времени поднимать бокал в свою честь — всем невзгодам назло.

Купить билеты в кино
Купить билеты в кино
Найти сеансы «Мадам Клико»

«Последняя дуэль»

Режиссер: Ридли Скотт

Историческая драма Ридли Скотта — известного ценителя сильных женских характеров в кино. Так было в его «Чужом» с Сигурни Уивер в главной роли (героиня оставалась единственной выжившей, способной дать отпор инопланетному чудищу), «Тельме и Луизе», «Солдате Джейн» и прочих фильмах. Но «Последняя дуэль» выделяется из их числа тем, что это не вымышленная история. Она разворачивается во Франции за несколько веков до рождения Барбы-Николь Клико.

Рыцарь Жан де Карруж (Мэтт Дэймон) обращается к королю Карлу VI после того, как жена Маргарита (Джоди Комер) заявляет, что в отсутствие мужа была изнасилована его соратником Жаком Ле Гри (Адам Драйвер). В те времена женщины были лишены любых прав и свобод, а судебное слушание по делу проходило под пристальным вниманием окружающих и церкви. Король рассудил, что если прямых доказательств случившегося насилия нет, но есть слово сторон, рассудить должен сам Бог. Он ставит де Карружа и Ле Гри перед необходимостью провести дуэль. Если победит первый, значит, его супруга Маргарет не лгала и насильник будет наказан, если второй — ее обвинят в обмане и казнят.

«Последняя дуэль» и сама строится в формате заседания суда, давая возможность высказаться всем сторонам. Все три участника излагают свое видение трагического события: Маргарет заявляет о пережитом изнасиловании, Ле Гри отрицает его, а де Карруж теряется в сомнениях. Это напряженная история не только подсвечивает многовековую подневольность женщин, но и их несгибаемую волю. Лишенная поддержки Маргарет вынуждена делиться подробностями пережитого во время постыдного судебного процесса, на котором ее судьбу определяли сперва мужчины, а затем — случай. Но в конце героиня, как и ее настоящий прототип, обретает спасение. Ее честное имя остается при ней, а виновник понесет наказание.

«Потерянные цветы Элис Харт»

Режиссер: Глендин Айвин

Один из самых красивых — содержательно и визуально — сериалов прошлого года. Это история девочки Элис (Алисия Дебнем-Кери), которая теряет в страшном пожаре обоих родителей. Ее опекуном становится бабушка Джун (Сигурни Уивер) — флористка и ботаник, умеющая общаться с миром на языке цветов. Этому таинству она обучает и Элис, которая растет на ферме бабушки, так и не разобравшись с тайнами прошлого. Со временем мы узнаем, что брак родителей Элис не был безоблачен — отец регулярно бил девочку и ее маму. А пожар, забравший их жизни, возможно, не возник случайно. Словно рифмуя то, что было, с тем, что может быть, жизнь приводит Элис ровно в ту точку, от которой она всеми силами старалась сбежать, — в отношения с абьюзером.

Сериал исследует, как повторяются неразрешенные травмы. Но при этом эта история не лишает надежды: героине, как Алисе из сказки Льюиса Кэрролла, удается выбраться на свободу и, примирившись с прошлым, шагнуть в будущее с новыми силами.

«Женские тайны»

Режиссер: Родриго Гарсиа

До обидного малоизвестный, но потрясающий фильм, напоминающий раннего Алехандро Иньярриту, в картинах которого витиевато переплетались разные сюжетные линии. А также стиль фильмов HBO, когда он был кабельным телеканалом и задавал высокую планку эталонного полнометражного кино.

«Женские тайны» разделены на пять глав с эпилогом и прологом, но объединены судьбами героинь. Они сталкиваются с разными проблемами: предательство близких, одиночество, незапланированная беременность и сопряженный с ней пугающий выбор — делать аборт или оставить ребенка, но рассчитывать только на собственные силы, а также страх потерять любимого человека.

Героини в исполнении Гленн Клоуз, Камерон Диас, Холли Хантер, Калисты Флокхарт по-разному справляются с выпавшими на их долю трудностями. Хотя настоящую поддержку им удается найти либо внутри себя, либо с помощью неравнодушных к их бедам женщин. Поэтому «Женские тайны» не только талантливое кино, но настоящий гимн идеям сестринства и взаимопомощи.

«Подмена»

Режиссер: Клинт Иствуд

Если «Женские истории» реальной жизнью лишь вдохновлены, триллер «Подмена» Клинта Иствуда с Анджелиной Джоли интерпретирует реальные события. 1920-е. Сына матери-одиночки Кристин Коллинз похищают неизвестные. Устав от бездействия полиции, она придает происшествие огласке, что только злит правоохранителей. И они решаются на подлог: возвращают матери чужого ребенка и упорно убеждают ее, что узнать сына ей мешает стресс. Когда увещевания не срабатывают, ее прячут в психбольницу.

Поверить, что происходящее на экране имело место в реальности, тяжело. Насилие над детьми и их родителями, карательная психиатрия, газлайтинг, циничное бездействие коррумпированной власти и судьба маленького человека, столкнувшегося с необъятным горем — эта история лишена счастливого голливудского финала. Но судьба героини и ее реального прототипа остается настоящим памятником нерушимости человеческого духа.

Поделиться