«Сделать»: как пишется и как запомнить
. Очень простое правило — объясняют учителя
Глагол «сделать» часто употребляют в письменной и разговорной речи, он встречается в заданиях ОГЭ и ЕГЭ. Редакция РБК Life вместе с экспертами объясняет, как запомнить правописание слова «сделать».
Содержание
Как пишется «сделать»: правило
«Сделать» всегда пишут слитно с приставкой «с-». Это глагол совершенного вида, образованный от инфинитива «делать».
«Чтобы понять, как пишется любое слово, необходимо выяснить, в какой морфеме возникает вопрос: приставке, корне, суффиксе или окончании. В случае со словом «сделать» спорная буква находится в приставке. На этом моменте все становится понятно, потому что приставки «з-» в русском языке просто не существует».

«Несмотря на то, что мы пишем в начале слова «с-», произносим мы там звук [з]. Связано это с тем, что следом за ним идет звонкий [д], который «передает» звонкость предыдущему [звуку]. Но приставки «з-» не существует! Поэтому [в слове «сделать»] и пишется «с-».

Примеры
- Ксюша сделала проект заранее и теперь может поехать на шашлык.
- Оля сделала новый маникюр, но Дима этого не заметил.
- Кирилл сделал хорошую карьеру в этой компании, ему нет смысла уходить.
- Артем сделал макет по-своему, и клиент это не оценил.
- Владимир Иванович сделал Лилю заместителем, потому что они друзья детства.
- Алла сделала вид, что все хорошо, но замечание коллеги ее задело.
- Новая должность сделала Пашу заносчивым.
- Игорь сделал Лене предложение в Париже, как она и мечтала.
Комментарии экспертов
«В других приставках на «з/с» ученики делают минимум ошибок, эта часть орфограммы запоминается легко: «разбрасывать», «использовать», «беззаботный». Но сложности начинаются именно с приставкой «с-». Очень хочется по аналогии «подключить» ее к орфограмме и писать «с» перед глухими или «з» перед звонкими.
Чтобы правильно применить [правило], достаточно разобрать слово по составу. Подумать, присоединяем ли мы «с-» к существующему слову («бить» + «с-» = «сбить»; «прыгнуть» + «с-» = «спрыгнуть»). И еще раз вспомнить, что приставки «з-» не существует».

«Я вижу две причины ошибок в написании слова. Первая — очевидно, из-за произношения. Вторая, которая гораздо чаще встречалась в моей практике, — когда ученик знает правила написания приставок, оканчивающихся на «з» и «с». Оно гласит: если после приставки первый согласный в корне звонкий, мы пишем «з», а если глухой — «с». Ученик руководствуется этим правилом, видит звонкий согласный [д] и пишет перед ним «з». Поэтому необходимо помнить, что приставки «з-» не существует».
