На поводу у харизмы: как ирландец Колин Фаррелл стал частью мирового кино

. Голливуд загонял его в амплуа, но европейцы не позволили

Как ирландец Колин Фаррелл стал частью мирового кино

Обновлено 10 апреля 2024, 14:44
<p>В нулевые эффектный ирландец Колин Фаррелл был настолько модной кинозвездой, что Оливер Стоун вылепил из него императора Александра Великого. Голливудские продюсеры пытались втиснуть актера в плотный костюм героя боевиков, но в какой-то момент воля к свободе возобладала: Фаррелл вырвался из тисков массовых киноаттракционов и нашел себя у европейских авторов. На фото: Колин Фаррелл представляет &laquo;Банши Инишерина&raquo; на красной дорожке 79-го Венецианского кинофестиваля, 5 сентября 2022 года</p>
Фото: Pascal Le Segretain / Getty Images

В нулевые эффектный ирландец Колин Фаррелл был настолько модной кинозвездой, что Оливер Стоун вылепил из него императора Александра Великого. Голливудские продюсеры пытались втиснуть актера в плотный костюм героя боевиков, но в какой-то момент воля к свободе возобладала: Фаррелл вырвался из тисков массовых киноаттракционов и нашел себя у европейских авторов. На фото: Колин Фаррелл представляет «Банши Инишерина» на красной дорожке 79-го Венецианского кинофестиваля, 5 сентября 2022 года

Колин Фаррелл пробовался в ирландский бойз-бэнд Boyzone и восемь лет занимался танцами в студии своего брата. С 12 лет страдал от хронической бессонницы, а в подростковом возрасте был изгнан из школы за драку с преподавателем. А еще имел все шансы стать профессиональным спортсменом, ведь родился он в семье футболиста из ирландского клуба «Шемрок Роверс».

Но вместо всех возможных вариантов в юности уехал с друзьями на год в Австралию, откуда вернулся с твердым намерением стать звездой кино. Сложно не признать, что это получилось: Фаррелл — номинант на «Оскар», обладатель двух «Золотых глобусов» и других почетных призов.

5 апреля на Apple TV+ стартовал ретродетективный сериал «Шугар», а осенью с Фарреллом выйдет сериал «Пингвин», в котором он вновь сыграл противника Бэтмена. Кинокритик и автор телеграм-канала Age of Cinema Елена Зархина прослеживает экранную эволюцию актера.

«Страна тигров»

Режиссер Джоэл Шумахер, 2000 год

Не дебютная, но первая по-настоящему большая роль Фаррелла и начало его сотрудничества с режиссером Джоэлем Шумахером. Более того — первый интернациональный проект актера, который до этого на протяжении нескольких лет снимался только в родной Ирландии.

События фильма разворачиваются в 1971 году, когда война во Вьетнаме идет полным ходом. В штате Луизиана вдали от любопытных глаз располагается специальный подготовительный лагерь для призывников. Его называют адской фабрикой по превращению обычных людей в машины для убийства, и многие оказавшиеся в этом месте выходят из него глубоко травмированными людьми еще до отправки на фронт. Бунтарь и пацифист Роланд Бозз (Фаррелл) вносит смуту в привычную жизнь лагеря, отрицает авторитет руководства и прикладывает максимум усилий, чтобы избежать отправки на войну. За эту роль Фаррелла отметили номинацией Лондонского общества кинокритиков и наградили призом Бостонского общества киноведов.

Впоследствии актер признавался, что характер Бозза был ему близок и понятен: «В перерывах между съемками я старался чаще бывать один, потому что Роланд тоже находился в изоляции от остальных. Мне было легко ассоциировать себя с его нежеланием слепо подчиняться чужим приказам, особенно таким бесчеловечным. Мне его принципиальность тоже свойственна».

«Американские герои»

Режиссер Лес Мэйфилд, 2001 год

Работа в этом криминальном вестерне пополнила банковский счет Фаррелла на $2 млн и запустила в его карьере список ролей, основанных на судьбах реальных людей. Еще до Брэда Питта Фаррелл сыграл Джесси Джеймса — легендарного разбойника времен Дикого Запада.

Тем не менее при всех усилиях звезды картина провалилась в прокате (с бюджетом $30 млн вернула чуть больше $13 млн) и собрала беспощадно низкие оценки зрителей и критиков. Например, известный киновед Роджер Эберт написал следующее: «Мы то и дело слышим о том, что жанр вестерна умер. Но с выходом «Американских героев» очевидно, что умерли даже вестерны категории Б». Огорченный таким результатом Фаррелл проделал работу над ошибками и принял решение сменить прошлое на будущее.

«Особое мнение»

Режиссер Стивен Спилберг, 2002 год

В фантастическом триллере Стивена Спилберга мир будущего изменила одна уникальная технология — теперь полиция может заранее распознать в человеке желание совершить преступление и арестовать его до того, как оно состоится. Работа системы кажется безупречной, а ее главным адептом выступает агент Министерства юстиции и демонстративно законопослушный гражданин Дэнни Уитвер (Фаррелл). Но главный герой Джон Эндертон (Том Круз), который еще вчера отлавливал потенциальных преступников, сам оказывается под подозрением. Он изо всех сил пытается доказать свою невиновность и разобраться: если система допустила ошибку в отношении него, кто еще был ошибочно арестован в прошлом?

«Особое мнение» основано на одноименном рассказе американского фантаста Филипа К. Дика, написанном в 1956 году. Считается, что произведение писателя и снятый по нему фильм сумели точно предсказать ставшую явью систему распознавания лиц и те опасности для свободы человека, которые ей сопутствуют.

«Телефонная будка»

Режиссер Джоэл Шумахер, 2002 год

Вторая совместная работа Фаррелла и Джоэла Шумахера, герой которой вновь изолирован, но не от однополчан, а от всего мира. Циничный и честолюбивый рекламщик Стю оказывается заложником телефонной будки, расположенной в самом сердце Нью-Йорка. Прохожие не сразу понимают, что мужчина не может покинуть будку из-за угроз неизвестного снайпера, держащего Стю на мушке. Чтобы спастись, мужчина должен выполнить ряд заданий своего таинственного мучителя. По замыслу снайпера, Стю спасет только его честность: если герой осмелится позвонить и признаться во всех своих плохих поступках тем, кого он обидел, он останется в живых.

«Телефонная будка» — удачный пример крепкого и напряженного герметичного триллера про человека, которому не просто некуда сбежать, а который наконец-то должен перестать бежать от себя. К слову, релиз фильма был перенесен на полгода из-за того, что сюжет странным образом пересекся с трагической действительностью — историей вашингтонского снайпера, который в 2002 году вместе с подельником убил из винтовки десять человек и еще троих ранил.

«Сорвиголова»

Режиссер Марк Стивен Джонсон, 2003 год

В 2003 году карьера Фаррелла набрала такие обороты, что подряд вышли сразу шесть фильмов с его участием. Самыми знаменательными из них кроме «Телефонной будки» были кинокомикс «Сорвиголова» и шпионский триллер «Рекрут». Первый — хороший пример откровенно провального кино, сделанного без души, с холодным расчетом. Второй — не эталонная, но неплохая жанровая история, в которой Фаррелл сыграл вместе с ветераном экрана Аль Пачино.

«Сорвиголова» стал важным для карьеры актера: супергеройская роль антагониста Меченого была для Фаррелла первой во вселенной Marvel. Его персонаж противостоит главному герою Сорвиголове в исполнении Бена Аффлека (ему за этот проект тоже пришлось долго оправдываться). Создатели картины позволили Фарреллу оставить ирландский акцент и отказались от идеи переодеть героя в его фирменный костюм из оригинальных комиксов. В кадре этот персонаж изображен как байкер и металлист: он носит много кожаных вещей, а его тело украшено татуировками и пирсингом.

«Александр»

Режиссер Оливер Стоун, 2004 год

При всем историческом размахе «Александр» Оливера Стоуна пополнил список неудачных проектов Фаррелла. Он сыграл Александра Македонского, чью трагическую судьбу исследует картина. Несмотря на участие звезд первой величины — от Энтони Хопкинса до Анджелины Джоли, — лента провалилась с финансовой и зрительской точек зрения. При бюджете $155 млн в мировом прокате она собрала чуть больше $167 млн, а критики разнесли ее за неуклюжие исторические искажения.

Главным достижением «Александра» стали его шесть номинаций на антипремию «Золотая малина». Досталось и Фарреллу, номинированному в категории «Худший актер». «Отношение к фильму было таким негативным, что после него я реально задумался, хочу ли продолжить актерскую карьеру. Да, многое не получилось, но все, кто работал над лентой, выложились на 110%. Я слышал, что есть режиссерская, пятая по счету, версия фильма, которой Оливер Стоун доволен. Увы, кроме него, ее никто не увидел», — рассказывал позже Фаррелл.

«Новый свет»

Режиссер Терренс Малик, 2005 год

Искупил свою вину перед историческими сюжетами Фаррелл в вольной адаптации легенды о Покахонтас «Новый свет» Терренса Малика. Актер сыграл английского колониста, мореплавателя и писателя Джона Смита, известного, например, тем, что был одним из основателей первого британского поселения на территории Северной Америки. «Новый свет» рассказывает о романтических отношениях Смита с местной жительницей — индейской принцессой Покахонтас (К'Орианка Килчер).

Над созданием фильма Малик задумался еще в конце 1970-х. После своей антивоенной драмы «Тонкая красная линия» режиссер приступил к работе над байопиком о Че Геваре и его неудавшейся революции в Боливии. Но из-за проблем с финансированием постановщик взялся за «Новый свет». Оператором фильма стал трехкратный лауреат «Оскара» Эммануэль Любецки. После хаотичного и перенасыщенного «Александра» неспешность и вдумчивость «Нового света» представили совершенно иной взгляд на привычные исторические сюжеты, вычленяя из них не конкретные события, а судьбы героев — живых и убедительных.

«Залечь на дно в Брюгге»

Режиссер Мартин Макдона, 2007 год

Работа с ирландским драматургом и режиссером Мартином Макдоной изменила карьеру Фаррелла. Трагикомическая история о двух депрессивных киллерах, после проваленной операции отсиживающихся в европейской глуши, оказалась большим хитом. Макдона в своем стиле наделил героев неуклюжестью, ранимостью и человеческой глубиной. При всей абсурдности сложившейся ситуации им хочется сопереживать.

Удивительно, что после знакомства со сценарием Фаррелл сперва отказался от роли. «Я сказал Мартину, что за мной тянется такой большой шлейф самых разных проектов, что это может навредить истории. Мне хотелось, чтобы героев сыграли не самые известные для широкой публики актеры. К счастью, Мартин меня не послушал», — признавался актер.

Более того, проект положил начало удачному сотрудничеству Фаррелла не только с Макдоной (вместе они сделают «Семь психопатов» и обласканный критиками «Банши Инишерина»), но и с Бренданом Глисоном.

«Я тогда уже боролся с алкогольной зависимостью и старался придерживаться трезвости. Об этом было хорошо известно. И вот мы в гостиничном номере, знакомимся и Брендан спрашивает меня: «Выпьешь?» Я подумал, что он издевается, а он достал из мини-бара воду на выбор и сказал: «Какую будешь? У меня есть с газом и без». Простота этого поступка заставила меня подумать: вот тот парень, на которого можно положиться», — делился Фаррелл воспоминаниями об их первой встрече.

«Вспомнить все»

Режиссер Лен Уайзман, 2012 год

В начале 2010-х Фаррелл откровенно экспериментировал. Он снялся в комедии на грани «Несносные боссы», где сыграл гротескного начальника одного из героев. А чуть позже на экраны вышел полукомедийный хоррор «Ночь страха», в котором актер исполнил роль обворожительного вампира. А в 2012 году Фаррелл подхватил за Арнольдом Шварценеггером роль Дугласа Куэйда из ремейка фантастического хита Пола Верховена «Вспомнить все».

Обе картины сняты по фантастическому рассказу Филипа К. Дика «Мы вам все припомним». Вопреки тому что оригинальный фильм Верховена был по большей части отмечен за достижения в создании визуальных эффектов, по итогу он оказался успешней ремейка. На сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes «Вспомнить все» 2012 года собрал только 30% одобрительной критики при 100% возможных.

«Настоящий детектив»

Шоураннер Ник Пиццолатто, 2015 год

После череды не самых успешных боевиков Фаррелл вернулся на телевидение (когда-то он начинал с сериалов «Балликиссэнджел» и «Белый танец») — снялся во втором сезоне «Настоящего детектива» в роли несчастного в личной жизни сыщика Реймонда Велкоро. Расследуя загадочные преступления, он также ведет борьбу за опеку над сыном, вероятно, зачатым вследствие изнасилования его бывшей жены. Герой подозревает, что тест на отцовство может доказать отсутствие родства между ним и мальчиком, но все равно воспринимает ребенка своим.

История Велкоро отчасти наложилась на реальную историю актера, который в 2003 году впервые стал отцом. У него и его тогдашней девушки, канадской модели Ким Борденейв, родился сын Джеймс. И хотя после расставания пары Фаррелл никогда не исчезал из жизни мальчика и тоже боролся за совместную опеку над ним, опыт отцовства для звезды оказался непростым. В 2007 году актер рассказал, что его старший сын был рожден с синдромом Ангельмана. Но Фаррелл признается, что роль родителя навсегда изменила его жизнь в лучшую сторону.

Период Лантимоса и Ричи

В середине 2010-х Фаррелл обращается к смелому авторскому кино и сотрудничает с греческим постановщиком Йоргосом Лантимосом. Актер снимается в его философском «Лобстере» (2015 год) и антично-драматичном «Убийстве священного оленя» (2017). Первый — об альтернативной реальности, в которой оставаться без семьи считается преступлением. Всех одиноких людей помещают в специальный отель, где они должны за 45 дней найти себе пару. Если этого не происходит, их превращают в животных и выпускают в лес. Картина выиграла три награды Каннского кинофестиваля и принесла Фарреллу ряд номинаций престижных премий.

Сюжет «Убийства священного оленя» основан на трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде». Фаррелл сыграл кардиохирурга Стивена Мерфи, на операционном столе у которого умирает пациент. Затем на пороге его дома появляется сын умершего (Барри Кеоган) и требует справедливости. Он ставит хирурга перед выбором: решить, кто именно из его собственных детей умрет за смерть погибшего пациента. Герой не готов принести в жертву кого-то из своих близких, но пока он тянет с решением, здоровье его детей резко ухудшается.

В 2019-м Фаррелл вернулся к комедийному жанру и снялся в роли криминального авторитета в сатирической картине «Джентльмены» Гая Ричи. Образ Фаррелла в клетчатом костюме на время стал таким же мемом, как и кадр из второго сезона «Настоящего детектива», обычно сопровождающегося подписью «Да-да, пошел я нафиг» и подразумевающего ситуацию, в которой усилия человека все проигнорировали.

Но роль Фаррелла в «Джентльменах» не так проста — его персонаж по прозвищу Тренер занимается перевоспитанием проблемной молодежи, направляя юношескую агрессию и гиперактивность в мирное русло.

«Северные воды»

Режиссер Эндрю Хэй, 2021 год

Одной из самых интересных работ последних лет стал мини-сериал «Северные воды». Проект основан на одноименном романе англичанина Иэна Макгвайра, события которого разворачиваются в 1850-е годы.

Главный герой — военный хирург в отставке Патрик Самнер (Джек О'Коннелл), который в качестве корабельного врача присоединяется к китобойной экспедиции в Арктику. На борту его главным противником оказывается гарпунер и неуравновешенный убийца Генри Дракс (Фаррелл). Ирландец сыграл роль жестокого и беспощадного человека, которого не способны удержать ни здравый смысл, ни железные кандалы. Их с Самнером противостояние достигает почти библейского накала, а сам сериал напоминает мрачный приключенческий роман в духе «Террора» и «Моби Дика».

«Бэтмен» и «Банши Инишерина»

Режиссеры Мэтт Ривз и Мартин Макдона, 2022 год

Мало какой год в карьере Фаррелла был настолько урожайным, как 2022-й. Сперва вышел «Бэтмен» Мэтта Ривза, в котором актер сыграл одного из злодеев Готэма — Пингвина. Во второй половине 2024-го ожидается релиз сериала «Пингвин», расширяющий его историю.

Следом вышла фантастическая драма «После Янга» про семью из мира будущего, которая привязывается к любимому андроиду. Когда тот ломается, глава семьи в исполнении Фаррелла обещает дочери во что бы то ни стало восстановить робота. К середине года состоялась премьера основанной на реальных событиях драмы «13 жизней» Рона Ховарда про группу спасателей, бросившихся на помощь детям и футбольному тренеру, застрявшим в затопленной пещере в Таиланде.

А на излете 2022-го вышла драма «Банши Инишерина» — третья совместная работа Колина Фаррелла и Мартина Макдоны. Это фолк-притча про двух закадычных друзей, проживающих в начале прошлого века на вымышленном ирландском острове Инишерин, окончание дружбы которых оборачивается большой трагедией и экзистенциальным кризисом для обоих.

Картина получила девять номинаций на «Оскар», выиграла три «Золотых глобуса», четыре награды британской киноакадемии BAFTA и другие призы. А роль ранимого и одинокого Патрика Салливана стала одной из важнейших и лучших в карьере Фаррелла. Рассказывая о процессе погружения в своего персонажа, актер признался, как ему было важно не осуждать его, но проявить абсолютное сострадание. «Огромное количество зла в мире совершается людьми, которым когда-то сделали больно», — сказал он.

«Шугар»

Режиссеры Фернанду Мейреллиш и Адам Аркин, 2024

Свежий проект, снятый в стилистике классического американского нуара. Фаррелл играет частного детектива Джона Шугара с витиеватой биографией: он знает японский и арабский, отчего-то сторонится людей, но обладает нюхом ищейки. Распутывая новые дела, Шугар преследует главную цель — пытается отыскать молодую девушку, похищенную при загадочных обстоятельствах.

Это неспешный и очень атмосферный сериал про одиночество, порочность и жажду зрелого человека исправить хотя бы часть совершенных ошибок. Фаррелл в роли загадочного детектива, обожающего кино, выглядит органично, а сам проект во многом держится именно на неповторимой харизме актера, которая провела его даже через самые неудачные голливудские боевики.

Поделиться
Авторы
Теги