«Сексуальная тварь»: зачем сняли сериал по культовому фильму Глейзера
. Paramount+ заигрывает с аудиторией и растрачивает актерский ресурс зряВышла рецензия на криминальный сериал «Сексуальная тварь»
Пока «Зона интересов» Джонатана Глейзера готовится к церемонии «Оскар», на Paramount+ полностью вышел сезон сериала «Сексуальная тварь», приквела одноименной криминальной драмы режиссера, в котором рассказывается о молодости двух друзей-преступников.
Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев оценил новый проект от сценариста «Клана Сопрано» Майкла Калео.
Оригинальный фильм «Сексуальная тварь» вышел в 2000 году и стал широко известен прежде всего среди любителей творчества Джонатана Глейзера и поклонников малобюджетного независимого кино (бюджет картины немногим больше $4 млн).
Главный герой — бывший взломщик сейфов Гэл, отошедший от дел и живущий в испанской провинции с женой Диди. Неожиданно его тихую жизнь нарушает визит бывшего сообщника Дона. Тот упорно добивается, чтобы Гэл взялся за крупное «последнее» дело. Конфликт нарастает, и Гэл убивает экс-подельника. Чтобы избежать лишнего внимания со стороны криминальных боссов, герою приходится отправиться в Лондон и участвовать в злосчастном ограблении.
События сериала разворачиваются за восемь лет до фильма Глейзера, в котором главные роли исполнили Рэй Уинстон («Отбросы») и Бен Кингсли («Остров проклятых»). 24 года спустя проект Майкла Калео аккуратно и уважительно расширяет вселенную одноименного кино. При этом сериал явно нацелен заработать на известном бренде — иначе обосновать обращение к этой истории не выходит.
На дворе 1992-й, юные версии Гэла и Дона — два не вполне законопослушных кореша, знакомые со школьных лет, — начинают путь по криминальной лестнице Лондона. Образ молодого Гэла воплотил шотландец Джеймс МакАрдл («Андор»), а в роли Рона появляется Иман Эллиотт («Грязь»).
Приквел отдает дань оригиналу во вступительной сцене, где Гэл, как и в фильме, загорает под палящим солнцем у бассейна. Герои работают на босса мафии Тедди Басса (его сыграл звезда сериала «Настоящая кровь» Стивен Мойер), который отправляет их на все более рискованные миссии. Постепенно Гэл и Дон понимают, что серия ограблений, в которых они принимали участие, — часть более масштабного плана Басса, в который он их не посвятил. Ребята решают разобраться, что за предметы они украли и какую ценность они представляют (спойлер: огромную).
Действие, как и в каноне, не уходит далеко от пары клубов и районов Лондона. Персонажи приближаются к той судьбе, которую приготовил для них Джонатан Глейзер. В этом плюс и минус сериала: с одной стороны, понимаешь, к какой точке придут персонажи; с другой — по-настоящему испытать эмпатию к ним не получится, если вы знакомы с фильмом. Многое из представленного в кадре заранее предрешено: например, когда Гэл оказывается «смертельно» ранен или его невеста Марджори (Элиза Беннетт) переживает из-за грядущей свадьбы.
При этом наблюдать за развитием событий в сериале довольно интересно. Каждый эпизод заканчивается необыкновенным клиффхэнгером, который подбрасывает дополнительную интригу в более чем закрученный сюжет. Особо ярко выделяется история романа между Гэлом и порнозвездой Диди (Сара Грин) — из фильма Глейзера мы знаем, что они будут вместе, но сериал в каждом эпизоде подвергает чувства этих двоих непростым испытаниям. То Гэла избивает нынешний бойфренд порнозвезды, то девушку шантажирует другой мафиози, вложившийся в производство порнофильмов.
Несомненным центром притяжения сериала является Стивен Мойер; его Тедди Басс — олицетворение зла во всем его многообразии. Басс хищник, который яростно охотится на тех, кто слабее, но не съедает целиком, а держит на поводке, чтобы наслаждаться страданиями, — так можно охарактеризовать отношения Тедди и с главными героями, и с мафиози калибром поменьше.
В остальном сериал инертный на фоне других представителей жанра. Вокруг криминальных дел выстраивается костяк сюжета, за которым и Гэл, и Дон, и Диди то идут вперед наперекор страху, то отступают, стараясь сохранить жизнь. Центральное «ограбление века» вырисовывается ближе к концу сезона, вместе с его реализацией проступает план Гэла, который все восемь эпизодов оставался в тени и наконец-то возымел результат.
Шоураннер Майкл Калео делает акцент на воровской теме, актерской харизме и фактуре криминалитета. Так, «Сексуальная тварь» встает где-то между «Кланом Сопрано» и франшизой про друзей Оушена (как и в ней, Гэл и товарищи идут на последнее дело вместе). Вереница ограблений, избиений и сексуальных сцен, некоторые из которых сопряжены с насилием, довольно монотонны — они одинаково не заставляют отвернуться от экрана (например, из-за реалистичности) и не работают на саспенс, присущий криминальной эстетике. Представления о лондонских негодяях, живущих грабежом, убийствами и незаконной торговлей, остаются на уровне стереотипов, поданных крайне пресно, если не сказать уныло.
Главный вопрос остается, вероятно, один — целесообразность сериала. Спустя 24 года после выхода фильма идея показать, с чего начинался путь двух криминальных воротил, — не самая очевидная.
Если таким образом Paramount+ хочет заработать на уже знакомых героях и бренде, то «Сексуальная тварь» Глейзера — даже с учетом культового у синефилов статуса — не слишком подходящий выбор. Те же «Джентльмены» Гая Ричи, мир которых скоро расширится сериалом на Netflix, гораздо релевантнее.
Впрочем, сериал Майкла Калео оправдывает тренд на бесконечные сиквелы, приквелы и перезапуски, в которых уже сейчас немудрено запутаться. Конечно, шоу дает ответы на некоторые вопросы, которые могли возникнуть во время просмотра полнометражного фильма.
Но на этом его плюсы заканчиваются: с тем же успехом можно было выпустить небольшую книжку или графический роман. Для тех, кто не знаком с картиной Джонатана Глейзера, сериал покажется невзрачной криминальной драмой — эпизодически шокирующей, местами кровавой, но не хватающей не то что звезд с неба, а даже дождевых облаков.