5 женщин-ученых, изменивших мир. Они спасали от чумы и холеры

. В списке — эпидемиологи, микробиологи, математики, психологи

Раскрыты факты о женщинах-ученых из России, чьи открытия изменили мир

Обновлено 03 марта 2024, 13:10
Wikipedia / Игорь Сабадаш / ТАСС
Фото: Wikipedia / Игорь Сабадаш / ТАСС

Испытала на себе вакцину от чумы; установила, как происходит заражение холерой, и на себе проверила свою гипотезу; создала лекарство от тифа; в лабораторных условиях получила вещество, которое стали использовать для консервации икры; стала первой женщиной-профессором; выявила закон психики, благодаря которому можно улучшить личную продуктивность; имплантировала электроды в мозг человека — и это лишь малая часть достижений женщин-ученых, чья профессиональная деятельность была связана с Россией.

Рассказываем подробнее о пяти признанных экспертах в разных областях. Вот как они совершали открытия, изменившие мир.

Магдалина Покровская (1901–1980)

Она смогла «приручить» чуму — создать вакцину, благодаря которой вырабатывается иммунитет к «черной смерти».

Как писали в журнале «Смена» за 1936 год, обычно лейкоциты атакуют чужеродные бактерии в организме человека. Но в случае чумы они «в панике начинают отступать».

«Бацилла чумы вступает в кровеносные сосуды как полновластный хозяин. Ток крови разносит ее по телу. Лейкоциты покорно освобождают ей дорогу. Вот в чем заключается страшная сила этой болезни», — говорится в статье.

К французскому медику Жоржу Жерару случайно попала пробирка с ослабленными бактериями чумы. И он решил привить их морским свинкам. Некоторые животные погибли, оставшиеся в живых — приобрели иммунитет к чуме.

Так как Жерар нашел ослабленную культуру случайно, он беспокоился, что она вновь может стать опасной. «Случайно ослабленная чума была неконтролируема — спрогнозировать ее поведение и мутации было сложно», — поясняют в журнале «Здоровье населения и среда обитания».

Магдалина Покровская собиралась в лабораторных условиях «вывести неядовитую, «ручную» породу чумы». И ей это удалось благодаря бактериофагам. Она создала гладкую бациллу AMP, на которую «смело набрасываются лейкоциты».

Вакцину от чумы бактериолог испытала на себе.

90 лет назад — 8 марта 1934 года Покровская ввела себе 500 млн ослабленных живых чумных бацилл. Она верила в эффективность созданного препарата.

Ее судьба и деятельность вдохновили драматургов Петра Жаткина и Германа Вечору. Магдалина Покровская стала прототипом героини их пьесы «Сильнее смерти», добавили в Роспотребнадзоре.

Софья Ковалевская (1850–1891)

Первая женщина-математик в России и первая в мире женщина-профессор — она защитила диссертацию на тему «К теории дифференциальных уравнений» и открыла третий классический случай разрешимости задачи о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки, рассказывают на портале «Узнай Москву».

А еще в соавторстве со шведской писательницей Анной Шарлоттой Лефлер-Эдгрен написала роман на основе трудов Анри Пуанкаре о дифференциальных уравнениях — «Борьба за счастье. Две параллельные драмы», добавляют на сайте «Культура.РФ». Вкратце подход Пуанкаре описывают так: уравнение подобно кривой линии, от которой идут «ветви». Можно рассчитать точку, в которой произойдет «ответвление», но нельзя предсказать траекторию «ветви». Ковалевская использовала теорию в качестве формулы романа. Она считала, что поступки людей предопределены, но каждый вынужден принимать судьбоносные решения.

Ее жизнь и путь к знаниям тоже похожи на увлекательный роман.

Вместо обоев в детской маленькой Софьи Корвин-Круковской были страницы лекций профессора Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении. С восьми лет математику, алгебру и геометрию ей преподавал домашний учитель Иосиф Малевич. За восемь лет девочка изучила практически весь курс мужской гимназии.

Профессор физики Морской академии Николай Тыртов был соседом семьи Корвин-Круковских. Юная Софья Корвин-Круковская изучила от и до написанный им учебник по физике и стала расспрашивать ученого о теоремах тригонометрии. Тыртов был удивлен и попытался убедить отца девушки в том, что она должна продолжить обучение математике. В 1866 году начинающий математик поселилась в Петербурге и изучала матанализ под руководством одного из самых влиятельных ученых того времени — Александра Страннолюбского.

С высшим образованием у нее возникли загвоздки. В то время в России у женщин не было к нему доступа. А для учебы за границей девушкам требовалось разрешение «отца, опекуна или мужа». Генерал-лейтенант артиллерии Василий Корвин-Круковский отказался предоставить его дочери. Тогда девушка заключила фиктивный брак с биологом Владимиром Ковалевским (впоследствии их отношения переросли в нечто большее — у пары родилась дочь). Ковалевская училась в Гейдельбергском университете и брала частные занятия у профессора Берлинского университета Карла Вейерштрасса.

24 июня 1884 года в Стокгольмском университете ее назначили «профессором сроком на пять лет». В 1889-м она стала пожизненным профессором в этом вузе.

Любопытный факт: в честь Софьи Ковалевской назван кратер на обратной стороне Луны, пишет «РИА Новости».

Блюма Зейгарник (1901–1988)

Гениальное открытие Блюма Зейгарник совершила еще в студенчестве. В истории науки оно известно под ее именем — «эффект (или феномен) Зейгарник». Подобие этого феномена можно разглядеть в рекламе, сериалах, используется он и при разработке эффективных методов обучения и улучшении личной продуктивности, рассказывают в Forbes. Через 40 лет после его открытия подсчитали, что свыше 160 научных работ оказались посвящены уточнению или интерпретации этого эффекта. А в качестве испытуемых выступили более 30 тыс. человек, рассказывают в «Психологической газете».

Кроме того, Блюма Зейгарник создала новую научную область — экспериментальную патопсихологию и стала одним из основателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии.

В чем «эффект Зейгарник»

Дело было в кафе. Официант не записывал заказы клиентов. Даже их пожелания. На него обратили внимание психолог Курт Левин из Берлинского университета и его студентка Блюма Зейгарник. Оказалось, что молодой человек отлично помнил неоплаченные заказы. И забывал все после их оплаты. Блюма Зейгарник провела серию экспериментов и выяснила, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

Опыты Зейгарник проходили так: испытуемые должны были решить несколько задач за определенное время. Некоторым из них не давали завершить начатое. После участники эксперимента рассказывали, что запомнили.

«В случае нерешенности задачи вследствие какого-либо фактора эта нерешенность вызывает определенный уровень эмоционального напряжения, которое не получает своей разрядки в решении задачи и в свою очередь способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти», — объясняют в «Психологической газете». Рассказала об этом эффекте Блюма Зейгарник в дипломной работе.

Серия закончилась на самом интересном месте — значит, зритель с большей вероятностью посмотрит следующий эпизод. Именно этот прием в киноиндустрии напоминает «эффект Зейгарник».

Зинаида Ермольева (1898–1974)

Она окончила университет в 1921-м, в том же году ее назначили заведующей отделением Ростовского бактериологического института. В то время на Дону была эпидемия холеры. Ермольева выделила из водопроводной воды холероподобные вибрионы. И выпила воду с растворенными микроорганизмами, чтобы узнать, можно ли таким образом заразиться. Опыт показал, что заражение возможно — молодая ученая заболела. Светящиеся холероподобные вибрионы назвали в ее честь, рассказывают в Роспотребнадзоре. Позже она создала препарат для лечения холеры, сальмонеллеза, дифтерии и тифа.

Профессор Оксфордского университета Говард Флори назвал Ермольеву Госпожой Пенициллин. Антибиотик пенициллин в 1929 году получил Александр Флеминг. Выделенный им штамм был нестабилен, сделать лекарство массово доступным не получилось. В годы Второй мировой войны на Западе все же наладили производство антибиотика, «но продавать технологию СССР не хотели», дополняют в Роспотребнадзоре. Разработкой препарата в Советском Союзе занялась Зинаида Ермольева. Флори добился успеха в этой сфере в США. И он признал, что антибиотик его коллеги из СССР «действовал гораздо эффективнее».

Вещество лизоцим обнаружил в 1909 году Павел Лащенков. Оно приостанавливало развитие микробов в куриных яйцах. Потом лизоцим нашли в «человеческих железах, слюне и тканях». Практическое применение открытие не получило. Ермольева разработала технологию выделения этого вещества и первой его концентрировала, что позволило использовать лизоцим в медицине. Его же стали применять как консервант в том числе и для сохранения икры.

Зинаида Ермольева стала прототипом героини романа «Открытая книга» Вениамина Каверина. Его брат Лев Зильбер был коллегой микробиолога.

Наталья Бехтерева (1924–2008)

Она была внучкой легендарного физиолога, психиатра и невропатолога Владимира Бехтерева (1857–1927) и дочерью инженера Петра Бехтерева (1888–1938). Ее отец был репрессирован и расстрелян. Мать тоже подверглась репрессиям, пишет ТАСС. Наталья Бехтерева с братом и сестрой попали в детский дом.

«Положение у тебя такое. Если ты не будешь первой ученицей в школе (а школа была не детдомовская, а общая), мне тебя не отстоять: после седьмого класса ты отправишься на кирпичный завод. Дети так называемых врагов народа получали такую путевку в жизнь...» — вспоминала Наталья Бехтерева слова директора детского дома А.И. Кельнер (цитата по книге «Правила жизни»).

На стажировке в 1960 году Бехтерева познакомилась с Греем Уолтером, нейрофизиологом, который в числе первых стал имплантировать электроды для лечения заболеваний мозга. Как уточняют «Аргументы и факты», в то время «вживление электродов в мозг ассоциировалось с фашистскими экспериментами в концлагерях». Но Бехтеревой удалось добиться разрешения на проведение подобной операции в СССР — в 1962 году пациенткой стала страдающая от болезни Паркинсона женщина.

«Причем это не было слепым копированием метода Грея Уолтера, были сделаны принципиальные усовершенствования. Если у Уолтера электроды вводились веером, а потом уже проверялось, куда они попали, то Наталья Петровна указала, куда их надо вводить, используя стереотаксический метод. Именно на нем позднее была основана наука под названием стереотаксическая неврология», — говорил Святослав Медведев, сын Натальи Бехтеревой.

Нейрофизиолог пришла к выводу, что психика контролируется корково-подкорковой системой мозга, у звеньев которой разная степень жесткости.

Еще одно открытие — «детектор ошибок». Повседневные задачи люди выполняют автоматически благодаря «матрице стандартов». Если привычный ход нарушается, то мозг это замечает.

«Вы выходите из дома и уже готовы захлопнуть дверь. И в этот момент у вас появляется чувство, что не все в порядке, вы что-то забыли или забыли сделать. Дверь еще не закрыта, все поправимо, вы возвращаетесь (несмотря на суеверный страх — «дороги не будет»). И находите случайно вынутые из кармана ключи от квартиры или невыключенный утюг», — приводила пример Наталья Бехтерева. Такой механизм деятельности мозга Бехтерева выявила гораздо раньше коллег.

Поделиться
Авторы
Теги