«Падение дома Ашеров»: обзор сериала по рассказу Эдгара Аллана По

. Проект от автора «Полуночной мессы» — настоящий подарок к Хэллоуину
Обновлено 19 февраля 2024, 12:26
<p>Кадр из сериала &laquo;Падение дома Ашеров&raquo;</p>
Фото: Netflix

Кадр из сериала «Падение дома Ашеров»

На стриминге Netflix вышел мини-сериал «Падение дома Ашеров», экранизация одноименного рассказа американского писателя Эдгара Аллана По от признанного мастера жанра Майка Флэнагана, автора сериалов «Призрак дома на холме» и «Призраки усадьбы Блай». В новом проекте шоураннер впервые отходит от ортодоксального хоррора, разбавляя повествование критикой биг фармы и сатирой на общество потребления, готовое буквально продать душу за материальные блага.

Кинокритик Оля Смолина рассказывает, как «Падение дома Ашеров» иллюстрирует боли XXI века в декорациях готического хоррора.

Глава фармацевтической компании Fortunato Pharmaceuticals Родерик Ашер (звезда «Звездного пути» Брюс Гринвуд) переживает не самый простой период в жизни: буквально за две недели его шестеро детей погибли при откровенно странных обстоятельствах.

Многомиллионная бизнес-империя находится на грани развала, против Fortunato Pharmaceuticals готовится большое судебное разбирательство, и только сестра Родерика Мадлен (Мэри Макдоннелл), кажется, не теряет силы духа и надежды на лучшее будущее. Детектив Огюст Дюпен (Карл Ламбли) прибывает в старый дом Ашеров для конфиденциальной беседы с Родериком, который впервые готов рассказать правду обо всех темных делах его семейства. В гостиной уютно потрескивает камин, Родерик потягивает виски и предается неутешительным воспоминаниям.

С 2018 года плодотворное сотрудничество Майка Флэнагана со стриминговым гигантом Netflix подарило нам сразу несколько качественных переосмыслений классических готических романов XIX и XX веков. В «Призраках дома на холме», основанных на одноименном произведении Шерли Джексон, Флэнаган выстраивал психодраму внутри большой дисфункциональной семьи, используя историю о призраках как метафору ментальных расстройств и наркотической зависимости.

В «Призраках усадьбы Блай», снятых по мотивам «Поворота винта» Генри Джеймса, страшилка о мертвых детях и гувернантке обернулась меланхоличной притчей о последствиях домашнего насилия.

«Полуночная месса» стоит особняком среди прочих мини-сериалов Флэнагана, поскольку литературного подспорья под собой не имеет. Тем не менее даже здесь постановщик вновь обращается к теме психологизма хоррора, рассматривая веру как инструмент безграничного потенциала. К мастодонту готической литературы — американскому писателю и поэту Эдгару Аллану По — Флэнаган присматривался довольно долго.

«Падение дома Ашеров» — наиболее экранизируемое произведение По — и это несмотря на то, что рассказ в свое время был достаточно прохладно принят аудиторией. По большому счету это квинтэссенция творчества писателя с присущими ему мотивами одиночества, смерти и безумия. Оригинальный текст «Падения дома Ашеров» фокусируется на амбивалентных взаимоотношениях брата и сестры Родерика и Мадлен Ашеров.

Сам рассказ очень короткий и едва ли тянет на полноценную адаптацию, тем более в формате восьмисерийного шоу. Именно по этой причине кинематографисты разного времени приписывали сюжету самые разнообразные контексты — так, например, в одноименном триллере 1988 года Родерик Ашер представлен агонизирующим домашним тираном, стремящимся сделать из Мадлен Ашер свою преданную сексуальную рабыню. В немом фильме французского постановщика Жана Эпштейна Родерик рисует портрет Мадлен, который буквально высасывает из нее все жизненные силы.

Флэнаган, пожалуй, пошел дальше всех: его «Падение дома Ашеров» — это масштабный экскурс по культурному наследию Эдгара Аллана По, границы которого выходят далеко за пределы рассказа, подарившего сериалу имя. По сути, каждый отдельный эпизод заигрывает с сюжетным мотивом одного из его произведений, среди которых «Маска Красной смерти», «Убийство на улице Морг», «Сердце-обличитель», «Золотой жук», «Колодец и маятник», «Черный кот». При этом «Падение» не выглядит сериалом-антологией, как, например, «Американская история ужасов» Райана Мерфи. Все эпизоды объединены единой аркой, выстроенной вокруг прошлого, настоящего и будущего семьи Ашеров. Впрочем, ощущение хронологии в сериале Флэнагана определяется лишь актерами и локациями, а мистические образы со страниц рассказов Эдгара Аллана По, как бессмертные духи, свободно перемещаются во времени и пространстве.

Белой нитью по всему сюжету также проходит не совсем готическая тема опиоидного кризиса в Америке, которая в последние годы все чаще просачивается в кинематограф. На том же Netflix буквально в этом году вышел сериал «Побочный эффект: Смерть», основанный на реальном судебном деле против фармацевтической корпорации Purdue Pharma, которая фактически стала неофициальным прототипом для Fortunato Pharmaceuticals Родерика Ашера.

Сам Родерик представлен типичным представителем так называемой культуры обезболивания: в стремлении убежать от собственной чувствительности в комфортную стабильность Родерик создает уникальный препарат, блокирующий связь физического и ментального, своего рода наркотик, позволяющий людям жить без связи с нервными рецепторами. Увы, проблема бесконтрольного приема болеутоляющих для США на данный момент куда более актуальна, чем борьба с наркотической и алкогольной зависимостью. По оценке STAT, в ближайшие десять лет жертвами опиоидного кризиса могут стать более 500 тыс. человек, что соизмеримо потерям от эпидемии ВИЧ в начале 1980-х годов.

Забавно, что привычного для режиссера психологизма хоррора в «Падении дома Ашеров» как раз не так уж много — изрядно опостылевшая зрителям метафора травмы уходит на второй план, освобождая место злободневной сатире, которая на удивление гармонично вписывается в общий горько-сладкий тон повествования.

Флэнаган не изобличает пороки общества потребления, но откровенно насмехается над готовностью людей продать душу за материальные блага и хваленое благополучие. Слепо следуя по стопам великого отца Родерика Ашера, его многочисленные отпрыски строят собственные бизнес-империи, безрассудно тратят деньги, манипулируют, используют, перемалывают людей, как фарш, чтобы хоть чем-то заткнуть душевную пустоту. Как и все несчастливые семьи, Ашеры живут в глубокой нелюбви к себе и другим, корни которой, как это обычно бывает, произрастают из детства героев, несправедливо лишенных родительской заботы и внимания.

Тем не менее Флэнаган демонстративно уходит от самоповторов, оставляя тезисы дисфункциональной семьи «Призракам дома на холме». Вместо этого он фокусируется на изображении персонального внутреннего ада, существующего в недрах сознания каждого из члена семьи Ашеров. Все отпрыски Родерика, будь то на первый взгляд благополучные Фредерик и Тамерлин или «совсем отбившиеся от рук» Перри и Лео, живут по формуле автономного самоистязания, в котором благополучие внутреннее подменяется благополучием внешним, а все желаемое достигается путем давления, запугивания и шантажа.

Впрочем, кое в чем Флэнаган все-таки повторяется: «Падение дома Ашеров» — это настоящий капустник знаковых лиц персональной хоррор-вселенной режиссера. В сериал перекочевали Рахул Коли, Т'Ниа Миллер («Призраки усадьбы Блай») Генри Томас, Кэти Паркер, Кейт Сигел, Роберт Лонгстрит, Лулу Уилсон («Призраки дома на холме»), Зак Гилфорд, Саманта Слойан («Полуночная месса»), Рут Кодд («Клуб полуночников»), Карл Ламбли («Доктор Сон»). Тем не менее главной бесспорной звездой шоу стала Карла Гуджино — главная муза Майка Флэнагана, принесшая ему всемирную известность после на редкость удачной экранизации «Игры Джеральда» Стивена Кинга.

В «Падении дома Ашеров» именно персонаж Гуджино является манящим зеленым огоньком, который по заветам «Великого Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда (о нем, кстати, тоже упоминается в шоу) символизирует мечту всей жизни, ради исполнения которой Родерик и Мадлен жертвуют самым сокровенным. И если Гэтсби в итоге становится пленником трагической любви, то брат и сестра Ашеры — собственной жадности.

Поделиться
Авторы
Теги