Вышел фильм «1993»: обзор масштабного проекта Велединского с Цыгановым

. Предчувствие гражданской войны от соавтора «Бригады»

Критик Тимур Алиев про фильм «1993» с Цыгановым: ностальгия, а не позиция

Обновлено 28 сентября 2023, 06:48
<p>Евгений Цыганов и Екатерина Вилкова в фильме &laquo;1993&raquo;</p>
Фото: Атмосфера Кино

Евгений Цыганов и Екатерина Вилкова в фильме «1993»

28 сентября состоится премьера «1993» — киноадаптации одноименного романа Сергея Шаргунова. Режиссером стал Александр Велединский — автор самых масштабных экранизаций последних лет («Географ глобус пропил», «Обитель»).

Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев — о семейной драме, на фоне которой разворачиваются политические и социальные потрясения в октябре 1993-го.

«Всей системе капитальный ремонт нужен», — сетует работник аварийной бригады Виктор Брянцев (Евгений Цыганов), объясняя службе безопасности Белого дома состояние канализационной системы. «По уму всей стране капитальный ремонт нужен», — отвечает ему статный мужчина в пиджаке с армейской выправкой. Бригада только что установила временные заплатки на трубы, за работу с ними рассчитались наличкой: ребята живут халтурой, ведь родная контора второй месяц «кормит завтраками», когда начинаются разговоры о получке.

Брянцев мог быть сейчас в другом месте — неспроста его в бригаде кличут «наука». Защитив кандидатскую диссертацию, герой мог двигаться по карьерной лестнице в области энергетики. Но суровые времена требуют отчаянных мер — в науке денег нет, пришлось податься в трудовую профессию и работать руками. Семья Брянцева — жена Лена (Екатерина Вилкова) и дочь Таня (Анна Цветкова) — живут в небольшом доме за городом. Когда-то они были москвичами, но решили обменять столичную квартиру на дачу и приусадебный участок.

Отца в доме видят редко, уважением и авторитетом он не пользуется. Еще бы, ведь через забор живет «нормальная» семья — там «все есть». Суровый и состоятельный Янс (Александр Робак) умеет «крутиться», недавно купил новый Jeep 4x4. Его жена Вика (Александра Ребенок) и двое дочерей-близняшек живут в достатке и ни в чем себе не отказывают. Да и дом у соседей «побогаче будет». На вопросы близняшек, кем папа работает, Таня невозмутимо отвечает: «Он живет в канализации и работает черепашкой-ниндзя».

На дворе осень 1993 года: в телевизоре мелькают Борис Ельцин, Александр Руцкой, Руслан Хасбулатов и Александр Невзоров (признан Минюстом РФ иноагентом. — РБК Life). Тогда он был журналистом газеты Александра Проханова «День». Но политике Александр Велединский не уделяет много времени. «1993» — прежде всего история простых граждан, а вовсе не попытка рефлексии политического противостояния Ельцина, Съезда народных депутатов и Верховного совета РФ.

Это не укор в адрес экранизации — роман Сергея Шаргунова, лежащий в основе сценария, тоже представлял из себя детальный семейный портрет на фоне большой истории. Велединскому, который убрал большую часть сюжетных поворотов книги и местами неловкие шутки («Да ты пробитая как билетик!» — характеризовал книжный Володя жену, когда узнал, что она давно не девственница), без изменений оставил только исторический контекст и ключевые детали характеров главных героев.

Если у Шаргунова муж и жена оказываются людьми по разные стороны баррикад, то в фильме Велединского прямого противопоставления нет. «Ельцин — настоящий мужик, он их всех раздавит», — утверждала книжная Лена во время многочисленных ссор с «наблюдателем» Володей. В 1991 году, к слову, герой Цыганова ходил к Белому дому в числе сторонников Ельцина, но спустя два года переметнулся. «Я не за красных и не за белых, я за народ!» — живописно объясняет он позицию то таксисту, то коллегам по аварийке, а по сути, самому себе, занимаясь самооправданием.

Как и Шаргунов в романе, Александр Велединский хочет «парить над схваткой». Всеми правдами и неправдами «1993» старательно избегает эмоций и позиции. Возможно, в этом кроется главная проблема фильма: он будто хочет казаться объективным материалом журналиста-расследователя, а вовсе не авторским взглядом на политическую трагедию.

Большой проект от автора самых ярких отечественных экранизаций, поддержанный Фондом кино и телеканалом «Россия 1», на протяжении внушительного хронометража (2 часа 27 минут) так и не обретает самое главное — авторскую призму. Чего не случалось с другими экранизациями — и прилепинская «Обитель», и лимоновское «Русское», и «Географ глобус пропил» Иванова, попадая в руки Велединского, получали вторую жизнь, совершая трансформацию на экране.

При других обстоятельствах неоднородность режиссерской оптики могла бы найти отражение в открытой концовке, трактовки которой стали бы, допустим, предметом общественной дискуссии. Но в отличие от первоисточника режиссер не оставляет недомолвок. Велединский не избавляется от персонажа Евгения Цыганова, а дарит ему жизнь — с семьей, но без денег, безопасности и в ощущении перманентного страха. Словом, жизнь в новой стране с единственной формой надежды — на теорию «малых дел». «Нужно просто дело делать, а страна сама как-нибудь разберется», — утверждает один из коллег Виктора по аварийной бригаде.

Ближе к концу первого часа создается ощущение, что Велединскому намного интереснее ностальгировать по символам эпохи, которой больше нет, а не рассказывать интересную историю одной маленькой несчастной семьи. Сюжет особо не двигается (пока кое-кто не начинает умирать), сценарные простои пытаются заткнуть пристальным вниманием к мелочам. Вот комната Тани: в магнитофоне песни Янки Дягилевой, на полке — коллекция банок от газировки. Вот гостиничный номер пафосного бизнес-коуча, к которому супруга персонажа Цыганова приходит на адюльтер: обязательная черно-белая коробка конфет, бутылка шампанского, медленный проезд камеры по начисто вылизанному номеру, куда через минуту вторгается дух измены под тяжелое дыхание Максима Лагашкина. Музыку создатели явно подбирали по вкусу: за семейным ужином в одной из ТВ-программ поет Борис Гребенщиков (признан Минюстом РФ иноагентом. — РБК Life), работяги в аварийке не прочь послушать Sex Pistols.

Есть, конечно, у «1993» и нечто притягательное — робкое, осторожное желание объединить людей на баррикадах. И молодых (Григорий Верник), и старых (Сергей Баталов). И дерзких студентов, и выходцев из семей членов политбюро. Социум, разделенный на две враждующие стороны, — большая катастрофа (и в 1993-м, и сейчас, как метко упомянул Велединский на премьере). Одна из лучших сцен фильма — исполнение песни «Кукушка» Виктора Цоя (великая, духоподъемная композиция, которая не состарилась и сегодня; конечно, если забыть о версии Полины Гагариной) людьми у Белого дома, протестующими у телецентра «Останкино» и группой несогласных на Тверской.

«Это те же самые люди, они такие же, как мы. Не верьте телевизору, здесь все неправда», — кричит Виктор, выхватив микрофон у ведущей во время прямого эфира. Вероятно, это самая ценная мысль, которая в сухом остатке сохраняется на финальных титрах «1993».

Картина Александра Велединского при всех ограничениях, которые имелись у автора (не всякий проект о политической турбулентности берется финансировать федеральный телеканал), останется в памяти у всех категорий зрителей — и тех, кто стоял у Белого дома, и тех, кто приезжал разгонять защитников, и даже у тех, кто в 1993 году еще не родился. Пусть исторический контекст в фильме практически опущен, проникнуться атмосферой эпохальности происходящего нетрудно. «О том, кто первый выстрелил, еще 100 лет будут спорить», — считает один из участников конфликта. Знал бы он тогда, насколько окажется прав.

Поделиться
Авторы
Теги