«Дурные деньги»: обзор голливудского фильма от режиссера «Круэллы»

. Энергичная постановка по следам ажиотажа вокруг акций GameStop

В российских кинотеатрах вышел голливудский фильм «Дурные деньги»

Обновлено 19 февраля 2024, 12:43
<p>Пол Дано в роли Ревущего котенка в фильме &laquo;Дурные деньги&raquo;</p>
Фото: Black Bear Pictures

Пол Дано в роли Ревущего котенка в фильме «Дурные деньги»

Голливудская сатирическая зарисовка «Дурные деньги» появилась в российских кинотеатрах. Режиссер «Тони против всех» и «Круэллы» Крэйг Гиллеспи экранизировал книгу Бена Мезрича «Антисоциальная сеть», написанную сразу по свежим следам экстраординарных для Уолл-стрит и всего мира событий начала 2021 года, в которых фигурировали хедж-фонды, Ревущий Котенок и компания GameStop.

Задачей Гиллеспи было доступно и увлекательно объяснить широкой аудитории, как все происходило и какое влияние имело. РБК Life посмотрел «Дурные деньги» и констатирует: режиссер справился.

В 2021 году так называемые частные инвесторы подняли в небеса акции загибающейся компании GameStop, которую намеренно банкротили хедж-фонды. Руководил всем диванный финансист Кит Гилл, известный в соцсетях как Ревущий Котенок. Его вера в GameStop была настолько заразительной, что привлекла огромное количество людей (даже Илона Маска, который вписался в авантюру «по приколу») и в итоге не подвела.

Последователи Гилла устроили шорт-сквиз, то есть массовую скупку опционов, через брокерский сервис Robinhood (с бесплатной регистрацией — удобно для пользователей, соответствует названию). Так «хомячки», то есть частные инвесторы (на Уолл-стрит их пренебрежительно называют dumbmoney), заставили хедж-фонды, среди которых оказался едва не задушенный народным энтузиазмом Melvin Capital, понести убытки больше $70 млрд.

Противостояние продемонстрировало, что Уолл-стрит — бумер-монополист, которому пора на пенсию: в эпоху онлайн-платформ и соцсетей операции, которые своими железными руками проводят трейдеры на Манхэттене, доступны и обычным людям, которые никогда в своей жизни не надевали костюм.

Зафиксировал эту историю писатель Бен Мезрич, автор «Миллиардеров поневоле» — книги, которую Дэвид Финчер превратил в фильм «Социальная сеть». Перенести же «Антисоциальную сеть» на большой экран взялся Крэйг Гиллеспи по сценарию Лорен Шукер Блум и Ребекки Анджело («Оранжевый — хит сезона»). Фильм неизбежно будет напоминать «Игру на понижение» Адама Маккея, другого голливудского стенографиста политических и экономических феноменов, но Гиллеспи не стал ускорять темп повествования: «Дурные деньги», как и главный герой в исполнении Пола Дано, терпеливо бегут этот марафон.

Блогер и финансовый аналитик Кит Гилл (Дано), живущий в американской глубинке семьянин с женой (Шейлин Вудли) и маленьким сыном, горюет по погибшей от ковида сестре. Днем он бегает на местном стадионе (привычка со времен колледжа), вечером сидит в подвале перед тремя мониторами, рассказывая небольшой пастве на YouTube о том, как здорово поддержать помирающую розничную сеть GameStop и показать хедж-фондам, наживающимся на банкротстве компаний, что такое справедливость. Святое дело токсично саботирует непутевый младший брат (Пит Дэвидсон), перебивающийся заработками на доставке еды; старенькие родители смиренно тянут лямку на пенсии. Будущее туманно.

На другом конце страны медсестра Дженни (Америка Феррера) под ником Яжмать подключается к инициативе Котенка-Гилла, также как и студентки Рири (Миха'ла Херролд) и Хармони (Талия Райдер), а еще работник одного из магазинов GameStop и многие другие. У каждого на старте ни гроша за душой, но, когда шалость удается, они вместе с Ревущим Котенком становятся богачами. Пусть только на бумаге, ведь дело не в деньгах.

Гиллеспи не раз подчеркнет, что тусующимся на сабреддите r/wallstreetbets «хомячкам» нужны не деньги, а справедливость. Ну и расплатиться с долгами тоже — это не такая уж блажь. Нелепость богатой жизни владельцев хедж-фондов (когда основателю Melvin Capital в исполнении Сета Рогена приходится подыскивать «бедный» фон для зума с конгрессом в своем роскошном доме, зал покатывается со смеху) роднит «Дурные деньги» с не теряющим популярность трендом «ешь богатых», на котором по стримингам и фестивалям успешно катались такие проекты как «Белый лотос» и «Треугольник печали».

И все же тренд — сатирическое подспорье, а не фундамент «Дурных денег». У фильма нет задачи задавить «плохих» моральным превосходством «хороших». Два мира, обитатели которых буквально говорят в фильме на разных языках (улично-бытовой не сходится с напыщенно-экономическим, а потом и карательно-политическим), противопоставлены друг другу для наглядности. Так красочнее объяснить существование субкультуры частных инвесторов на Reddit и рожденное этим недовольство владельцев хедж-фондов, которые подключают любые механизмы (связи, деньги, манипуляции), чтобы оставаться на плаву.

Финансовое царство кажется им окруженным монолитной стеной вседозволенности, где несколько телефонных звонков решают все проблемы, а напряжение можно сбросить на личном теннисном корте (пусть для его строительства придется сравнять с землей соседний дом) или в компании огромного домашнего хряка (у Стива Коэна, героя Винсента Д'Онофрио, как раз именно такой).

Но благодаря Киту Гиллу — единственному, кто умеет говорить на финансовом и политическом языках, — частные трейдеры, «маленькие люди» по-американски, оказываются настолько смелыми и одновременно рассудительными (выживание в перманентной экономии средств обязывает), что пробивают в этой стене брешь. И пусть ее удается наспех залатать, закрыв возможность покупки опционов и заблокировав сабреддит, механизм уже поврежден, а будущее больше не кажется туманным.

В финальной речи перед вмешавшимся наконец конгрессом Кит Гилл, рискующий оказаться за решеткой до конца жизни, сумеет найти нужные слова и объяснить, почему не собирается примыкать к трейдерам с Уолл-стрит. И эта причина окажется для всех его сторонников гораздо теплее и надежнее солидных цифр на банковских счетах.

Поделиться